Санкт-Петербургский саммит «Россия-Африка», без преувеличения, шокировал экспертное сообщество, так или иначе связанное пресловутого «коллективного Запада». Трудно сказать, где градус негодования был больше – в аналитиках и комментариях «фабрик мысли» номинально бывших западных метрополий или «молодых демократий» вроде Польши и Прибалтики.
Реакция правительств западных государств тоже разнилась – от традиционно сдержанной британской до столь же традиционно эмоциональной и практически направленной французской. Пресловутые «учителя демократии», «рыночной экономики» и прочего, не имеющего отношения к реальной жизни, внезапно обнаружили, что Африка снова проснулась и неоколониализм ей смертельно надоел.
Угрозой ключевым интересам «коллективного Запада» в целом и западным столицам по отдельности стали военные перевороты на Чёрном континенте. Казалось бы – дело обыденное. Однако особенностью дестабилизации были импульсы не из Парижа, Лондона, Рима или Вашингтона, а изнутри колоний XXI века. Иными словами, на этот раз не бельгийские или французские наёмники свергали одно правительство за другим, а местные элиты свергали марионеточные прозападные правительства.
Фото: ТАСС
Санкт-Петербургский саммит «Россия-Африка» стал вызовом и даже демонстративной пощёчиной «коллективному Западу». Москва приняла представительные делегации и оформила с африканскими правительствами широкий круг договорённостей – и в гуманитарной, и торговой, промышленной, сельскохозяйственной, финансовой, информационной и других (практически во всех) сферах. Особенно важными были решения в сфере безопасности, в очередной раз зафиксировавшие статус Москвы как противовеса западной агрессии и донора безопасности Чёрного континента.
Декларацией II Санкт-Петербургского саммита «Россия – Африка» зафиксирована «необходимость совместного противодействия неоколониализму» и предусмотрено достижение цели «формирования более справедливого, сбалансированного и устойчивого многополярного мироустройства». При этом стороны обязались «содействовать завершению процесса деколонизации Африки и добиваться компенсации нанесенного африканским государствам в результате колониальной политики экономического и гуманитарного ущерба».
План действий участников саммита закрепил, помимо прочего, дальнейшее сближение России с Африканским союзом, ЕАЭС с ведущими африканскими региональными организациями – Союзом Арабского Магриба, Сообществом развития Юга Африки, Общим рынком Восточной и Южной Африки, Восточноафриканским сообществом, Экономическим сообществом государств Западной Африки (ЭКОВАС), Экономическим сообществом государств Центральной Африки, Межправительственной организацией по развитию. При этом ориентирующиеся на западные столицы ЭКОВАС угрожает интервенцией в недавно вышедший из-под французского контроля Нигер, новые власти которого успели заключить нечто вроде оборонного союза с Буркина-Фасо и Мали.
Фото: ТАСС
Любопытно, что критика сближения африканских столиц с Москвой со стороны так называемой российской оппозиции сошлась в основных тезисах с методичкой западных медиахолдингов. И «турбопатриоты», и прозападное либеральное охвостье (представленное преимущественно так называемыми релокантами) сошлись в двух позициях. Первая сводится к незамысловатому тезису «хватит кормить Африку» с отсылом к якобы безуспешному опыту СССР. Вторая – откровенно расистская в духе изгнанных западных конкистадоров: дескать, некий «весь мир» тянется к Западу, и лишь Россия симпатизирует африканцам, иранцам, северным корейцам, «латиносам» и прочим, в терминологии колониалистов, бедным и убогим.
Второй тезис не лишён рационального зерна: Россия действительно всегда протягивала руку помощи униженным и оскорблённым. Зачастую русские делали это ценой огромных жертв – как это было в истории освобождения балканских народов от османского ига. Советская Россия подтягивала уровень развития и благосостояния своих «национальных окраин» ценой сдерживания по объективным причинам уровня жизни Нечерноземья и других русских регионов. Этой аксиологической проблеме, явленной не только в государственной политике, посвящён огромный пласт русской классики – философской и художественной.
Африка на самом деле не так уж и бедна – скажут даже поверхностно знакомые с экономической географией. Земля африканская велика и обильна, однако порядка на ней нет. В значительной степени – оттого, что транснациональные западные компании желают приобретать африканские ресурсы за бесценок, а местному населению сбывать свой неликвид.
Переход от колониализма к неоколониализму изменил способы ограбления и эксплуатации Африки, но не сущность процесса.
Россия не имеет колониального прошлого на Чёрном континенте – это один из её козырей в большой геополитической игре. Африканские воспитанники советских вузов самим факто своего присутствия на Санкт-Петербургском саммите продемонстрировали мудрость советского руководства, оставившего Российской Федерации в наследие плоды своей «мягкой силы».
Спустя пару дней после II Российско – Африканского саммита в Санкт-Петербурге официальный Париж приступил к эвакуации граждан Евросоюза из Нигера. Формальным поводом стал произошедший 26 июля военный переворот в этой бывшей французской колонии. В столице страны Ниамее не прекращаются волнения с ярко выраженной антизападной повесткой. Associated Press сообщало о митингующих с российскими флагами, скандировавшими имя российского президента Владимира Путина.
Новое нигерийское руководство («Национальный совет по защите отечества») обвинило Париж в намерении военным путём вернуть к власти коррумпированного президента Мохамеда Базума. Оно указало на дверь французским военным, потребовав очистить крупнейшую авиабазу в Ниамее – там обосновались 1,5 тыс. французских военнослужащих. Их поддерживают обосновавшиеся в Нигерии тысячи кадровых военнослужащих из других западных стран – США, ФРГ и Италии.
Симптоматично: свергнутое неоколониальное правительство Нигера разрешило бывшей метрополии «нанести удары» по столице страны под предлогом освобождения Базума, заблокированного в президентском дворце президентской же гвардией. Франция воздерживается от удара мести, подбирая более удачное время и предлог.
Экс-президента оставили в живых, не исключено – для того, чтобы судить. Глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель решительно лицемерно осудил такие намерения в известном ключе «это другое».
Виктора Януковича или Александра Лукашенко, Слободана Милошевича или Муаммара Каддафи свергать допустимо и даже убивать – такие политики препятствуют реализации западных интересов и поэтому «плохие парни». Может быть, такие правители не идеальны, как и многие президенты США, включая болезного и агрессивного Байдена. Однако здесь проблема не столько правовая, сколько этическая, вскрывающая знаменитые «двойные стандарты». Прозападных коррумпированных марионеток свергать и судить недопустимо – они ведь «наши сукины дети».
Эммануэль Макрон огорчён проблемой Нигера – крупнейшей страны Западной Африки и не первой неоколонией, сказавшей Парижу «давай, до свидания!». Новое правительство африканской страны объявило о блокировке экспорта урана и золота – своих основных экспортных товаров. Франция импортировала около половины нигерских товаров, преимущественно уран для своей атомной промышленности.
Нигер – не единственная болевая точка «коллективного Запада» на Чёрном континенте. До этого аппетиты западных ТНК поумерили другие африканские страны. Некоторые из них воспользовались крепким плечом российской ЧВК «Вагнер», другие – не менее крепким экономическим плечом госкомпаний Китая и аффилированных с ними ЧВК.
1 августа глава Минобороны РФ Сергей Шойгу провёл переговоры с начальником штаба Национальной народной армии Алжира Саидом Шанегрихой. По итогам Шойгу констатировал динамичное развитие двусторонних связей, отметив: «Мы дали ясный сигнал всему миру о том, что Россия и Алжир нацелены проводить независимую внешнюю политику и отстаивать свои национальные интересы, невзирая на беспрецедентное давление со стороны Запада».
Благополучие пресловутого западного «золотого миллиарда» во многом зиждется на неоколониальном паразитировании. Россия и динамично развивающийся Китай выбивают из-под ног западноевропейского бизнеса африканскую табуретку. США наносят coup de grâce, переманивая к себе страдающую от антироссийских санкций промышленность ЕС.
В этом свете интересно, как Еврокомиссия намерена замещать импорт российского газа африканским. Проект газопровода «Транссахара» с поставкой через Нигер с отгрузкой в Алжире 30 млрд кубометров нигерийского газа для ЕС, похоже, приказал долго жить.
Золото и алмазы, нефть и газ, уран, редкоземельные металлы, фосфориты и многое другое по-прежнему ликвидны. Западу необходимы эти ресурсы по заниженным ценам, которые могут обеспечить лишь коррумпированные прозападные правительства. Формально бывшие метрополии с удовольствием принимают отпрысков элит третьего мира без лишних вопросов о происхождении огромных капиталов.
В многополярном мире Запад утратит прежние возможности неоколониального грабежа. Он по-прежнему будет инспирировать госперевороты и стремиться возводить на престолы своих клиентов, однако без прежней лёгкости и куража. Он по-прежнему будет влиять на внешнюю торговлю Африки, но уже с оглядкой на Россию, Китай и другие региональные центры силы.
По мере роста влияния БРИКС, ШОС и других незападных объединений G7 будет сложнее устраивать акты международной агрессии по примеру «ливийского сценария». Кстати, из 23 стран, заявивших о намерении вступить в БРИКС, около десятка составляют африканские. Очередной саммит этой организации состоится в ЮАР и обещает быть очень интересным.
Заглавное фото: ТАСС