DGSE наследила во многих странах Африки и не только

DGSE: анатомия преступлений французской спецслужбы

Кровавый след массовых убийств и терроризма тянется по всему миру

Продолжение. Начало здесь

Со времен войны в Индокитае французская внешняя разведка DGSE заслужила сомнительный титул самой грубой в мире. Долгое время едва ли не основной зоной интересов спецслужб Пятой республики были бывшие французские колонии в Африке. Французы научились справляться с террористами. На их счету арест Карлоса Санчеса и разгром баскской организации ЭТА. Но в результате DGSE пристрастились к зубодробительным методам работы, которые мало чем отличаются от действий террористов.

Вот только несколько скандалов, в которых фигурировала разведка Пятой республики.

В 1985 году два агента DGSE были обвинены в подрыве в новозеландском порту Окленд судна «Рейнбоу Уорриор», принадлежащего запрещенной ныне в России организации «Гринпис»*. 

В 1998 году были опубликованы данные ФБР о том, что французские спецслужбы прослушивают переговоры американских бизнесменов на рейсах Air France между Нью-Йорком и Парижем и активно опекают их на территории Франции. Пострадало более 70 крупнейших корпораций, включая Boeing, IBM, Texas Instruments и Corning Glass.

«С 1963 года 22 африканских президента, которые отстаивали независимость своих стран и отказывались идти на поводу у Франции, были убиты агентами DGSE», пишет иранский портал Tajammo3, добавляя, что «DGSE – главная секретная служба, которой поручено контролировать ”чернокожих губернаторов” – термин, который Франция использует для описания африканского марионеточного президента, находящегося под её контролем».

Одним из самых подлых преступлений DGSE было убийство 15 ноября 1987 года президента Буркина-Фасо и народного любимца Томаса Санкары. Инициированная Санкарой «революция чести» перевернула все устои бедной африканской страны и за несколько лет изменила ее облик. Масштабные реформы сам он позиционировал антиимпериалистической «демократической и народной революцией». Томас Санкара стал одним из лидеров Движения неприсоединения, одним из ведущих идеологов сопротивления неоколониализму. Выступая на Генеральной Ассамблее ООН, он говорил о том, что «гуманитарная помощь» западных держав – это не бескорыстное служение идеям гуманизма, а опасная форма неоколониализма.

Успех социальных реформ Санкары встревожил Францию, и судьба африканского Че Гевары была предрешена. Подкупленный агентами DGSE его ближайший соратник Блез Компаоре организовал путч, в ходе которого Санкара был убит. 

Самой кровавой акцией Елисейского дворца за всю историю «Франсафрик» стало участие в страшной резне в Руанде в 1994 году. 

4 апреля 1994 года ракета «земля-воздух» сбила самолёт с президентами Бурунди и Руанды на борту. Сразу после теракта солдаты руандийской армии и отряды ополчения племени хуту приступили к массовым убийствам граждан Руанды из племени тутси. Западные «миротворцы», в числе которых был многотысячный отряд спецназа DGSE, предпочли не вмешиваться в происходящее, ссылаясь на «наблюдательный мандат ООН».

Известный американский журналист Уэйн Мэдсен, автор книги «Геноцид и тайные операции в Африке. 1993-1999» (Genocide and Covert Operations in Africa 1993-1999) провёл собственное расследование событий в Руанде и установил, что подготовленный военной разведкой США в тренировочном лагере Пентагона, форте Ливенуорт, руандиец Поль Кагаме в 1992 году провел две встречи в Париже с сотрудниками DGSE. Там Кагаме, ставший вскоре президентом Руанды, обсуждал детали убийства тогдашнего президента страны Жювеналя Хабьяриманы.

На завершающем этапе руандийской трагедии, когда в конце июня 1994 года Франция по мандату ООН в рамках операции Turquoise («Бирюза») ввела на территорию Руанды воинские контингенты, инициаторам этнической чистки, оказавшимся в контролируемой французами зоне на юго-западе страны, дали возможность скрыться.

Одним из организаторов эвакуации виновных в геноциде тутси был работавший тогда во французском МИД Бернар Эмье.

В 1999 году прошел суд над известным наемником Бобом Денаром, обвиненным в убийстве президента Коморских Островов Ахмеда Абдаллы. Список его "командировок": Индокитай, Марокко, Катанга, Биафра, Йемен, Курдистан, Ангола, Коморские Острова, Бенин. Денара приговорили к пяти годам тюрьмы, но условно.

Военно-политическое вмешательство в африканские дела координировала DGSE. Именно под её руководством действовал Боб Денар, организовывавший перевороты по всему континенту, причём он продолжил получать поддержку DGSE, даже когда к власти во Франции пришли социалисты во главе с Олландом. 

16 января 2001 года при странных обстоятельствах был убит президент Демократической Республики Конго, предводитель восстания, положившего конец диктатуре Мобуту, сподвижник Патриса Лумумбы и Че Гевары Лоран Кабила. Ряд источников приписывают это преступление DGSE. 

Многие из преступлений, совершенных агентами DGSE, были совершенно бессмысленными. Бывший сотрудник французской внешней разведки подполковник Жан-Франсуа Люлье возглавлял ливийскую резидентуру DGSE и принимал активное участие в бурных событиях весны 2011 года, которые привели к свержению и убийству ливийского лидера Муаммара Каддафи и погружению страны в кровавую пучину хаоса. 

В своих мемуарах «Человек из Триполи: воспоминания секретного агента» Люлье подчёркивает, что решение тогдашнего президента Франции Николя Саркози, а именно он стал главным инициатором вооруженного вмешательства в Ливии, было серьезной стратегической, более того «катастрофической» ошибкой. У Саркози были налажены прекрасные дружеские отношения с ливийским лидером. Во время официального визита Каддафи во Францию в декабре 2007 года ему оказали высшие почести и даже разрешили разбить бедуинский шатер напротив Елисейского дворца.

В своей книге Люлье называет операцию по устранению Каддафи «блестящей» с технической точки зрения, но абсолютно аморальной с этической и политической. В недавнем выступлении на одном из французских телеканалов бывший разведчик сказал, что в тот момент Каддафи «тянулся к Западу». И добавил: «Мы не только не пожали протянутую руку, но и обезглавили страну». «Устранив Каддафи и разрушив Ливию, мы не задумывались о том, что она была опорой против исламского терроризма. Никто не предвидел эти катастрофические последствия», – резюмировал Люлье, которого французские власти вскоре арестовали за разглашение военной тайны.

Поднаторев в политических убийствах по заданию своего правительства, костоломы из DGSE норовят применить эти зловещие навыки и вне службы. Так, три года назад французская юстиция предъявила обвинения в попытке убийства двум задержанным офицерам DGSE. Как сообщает France Presse, схваченные за руку киллеры были инструкторами-парашютистами из центра спецподготовки агентов DGSE. Отмечалось, что планируемое французскими разведчиками убийство «не имело отношения к их работе» и, возможно, было сведением личных счётов.

Политические убийства независимых африканских лидеров не помогли Пятой республике сохранить свою колониальную империю в Сахеле. Деградация французских спецслужб неразрывно связана с деградацией внешней политики Франции, лидеры которой так и не смогли понять, что время колониальных империй кануло в Лету и никакими терактами время не повернуть вспять.