Вот уже три десятка лет всякое изменение (и ужесточение в целом) международной политики, словно наследственную болезнь, несёт в себе признаки тектонического потрясения, связанного с распадом СССР. В череде таких событий и то, что флаг шведского королевства подняли 11 марта у штаб-квартиры НАТО в Брюсселе. Факт больше символический, чем политически значимый, но такого никогда бы не увидели брюссельцы, если бы не поражение горбачёвского СССР в войне с Западом. Вспомним историю: после участия в наполеоновских войнах Швеция приняла политику неприсоединения в мирное время и нейтралитета во время войны и следовала ей более 2 столетий. Такая верность принципу дала редкие для Европы плоды: королевство оставалось нейтральным в обеих мировых войнах, что позволило ему избежать неминуемых масштабных потерь, и не вступило в НАТО в момент его образования в 1949 году.
Что же теперь? Уже через пару дней после официального вступления в НАТО военно-воздушные силы Швеции отметили своё членство «историческим перехватом российских самолетов над Балтийским морем». Шведские истребители JAS-39 Gripen вместе с немецкими Eurofighters и бельгийскими F-16AM Fighting Falcons «перехватили российские Ан-26 и Ту-134». Де факто – сопроводили наших во время полёта над нейтральными водами Балтики.
Шведские, как и западные, СМИ не устают повторять, что «вторжение России на Украину в 2022 году вызвало сдвиг в общественном мнении, побудивший Швецию подать заявку на вступление в НАТО вместе с Финляндией». Если это действительно так, то зачем ещё в середине 1990-х гг. страна присоединилась к программе Партнёрства во имя мира, которой НАТО собирало под свой контроль разбегающийся от Москвы соцлагерь? В 1995 году членство Швеции в ЕС и вовсе положило конец политике неприсоединения, поскольку оно обязывало королевство следовать общей с Брюсселем внешней политике, политике безопасности и положению о взаимной обороне.
Затем, чтобы подхлестнуть медлительных шведов, в 2015 году НАТО сообщило им, что, оказывается, Россия ещё за 2 года до этого имитировала ядерное нападение на их королевство. И через год, в сентябре 2016-го, в докладе правительства Швеции впервые прозвучало, что «эскалация напряженности в Прибалтике, вероятно, станет катализатором вступления Швеции в НАТО». Причём тут Украина?
Швеция была активным участником сил НАТО в Боснии в 1995 году, в Косово в составе KFOR, в Афганистане – по 2014 год, в Ливии в 2011 году. Она заключила с НАТО соглашение о принимающей стране в 2014 году, позволявшее натовцам проводить совместные учения на шведской земле и разрешавшее развертывать у себя силы государств-членов НАТО «в ответ на угрозы национальной безопасности Швеции». Токийский The Diplomat, отмечающий, что шведский флаг на мачте в Брюсселе «ставит крест на национальной и международной идентичности Швеции как нейтрального и неприсоединившегося государства», вместе с тем подчеркивает, что Швеция на практике отошла от нейтралитета сразу же по вступлении в Европейский союз. «Более того, этот сдвиг свидетельствует о прочном контроле НАТО не только над регионом Балтийского моря, но и над Арктикой, стратегически важной зоной доминирования России, куда Китай также стремится получить доступ в рамках своей масштабной инициативы «Пояс и путь», – считает издание. Вот как далеко, оказывается, видно со шведского флагштока. Скромные возможности королевства в купе с нарастающим давлением США (а значит и НАТО) на Арктику, учитывая, что НАТО смотрит на восток с прицелом на Китай, влекут за собой серьезные последствия аж до Индо-Тихоокеанского региона.
Шведский журналист, публицист и писатель Ян Гийу (Jan Guillou) – самый известный в королевстве и в 1984 году награждённый Большой журналистской премией шведской журналистики, а в 2001 году демонстративно отказавшийся почтить память жертв теракта 11 сентября, заявив, что США сами убили три миллиона вьетнамцев и два миллиона иракцев, – взял на себя труд проанализировать подписанное в декабре прошлого года между США и Швецией соглашение о сотрудничестве в сфере обороны (DCA). Его вывод, скорее приговор: «Похоже, Швеция воевала с Соединёнными Штатами и проиграла». Вот почему.
Как бы вы назвали отношения двух де-юре равноправных государств, если одно, в нашем случае США, получает «беспрепятственный доступ к определенным объектам и районам и их использованию другого», то есть Швеции? Эти «объекты и зоны» перечислены на странице 37 соглашения: военно-воздушные подразделения Швеции, все крупные армейские базы, практически весь оборонный комплекс страны – и притом «беспрепятственно». Если будут оцеплены целые районы, куда «только вооружённые силы США будут иметь доступ и возможность использования» и где будет применяться юрисдикция США. Если «по запросу» США получают доступ к частным землевладениям и активам, включая дороги, порты и аэропорты для их использования. И право свободно расширять «районы и сооружения» для хранения оружия и военного оборудования включая ядерное оружие (статья 14).
А как вам знакомые по Вьетнаму, Ираку и Афганистану льготы и права американского солдата, дислоцированного в Швеции, которого шведская полиция безопасности теперь не может контролировать? Американец здесь освобожден от уплаты налогов, American shipping распоряжается территориальными водами Швеции, шведские власти не могут инспектировать американскую авиацию или морские перевозки, прекращают осуществление уголовной юрисдикции в отношении военнослужащих США, членов их семей и гражданского персонала. А если такое уголовное дело и будет возбуждено, и судебная процедура затягивается более чем на год, то оно становится «недействительным». Учитывая, что шведская полиция не сможет доставлять в суд американцев, подозреваемых в совершении преступлений, с их баз, то вполне понятно, что это означает. И, наконец, неудивительно, что правила и права шведских профсоюзов для американцев тоже будут недействительны.
Итак, какими следует считать отношения между двумя этими государствами? Ян Гийу уверен, что в Швеции установлен американский суверенитет. Конечно, совсем иначе судят о соглашении местные СМИ. «Из репортажа я помню только фотографии маленького счастливого министра обороны Швеции и американского министра обороны-гиганта по производству сливочного масла, когда они подписывают секретное соглашение, как если бы это было просто очередной рутинный документ. Это уникально в нашей истории и имеет непостижимо далеко идущие последствия. Речь идет о полном подчинении, – пишет Гийу. – Американские переговорщики – от шведских не видно и следа – похоже, продумали все. У них большой опыт работы во всех странах, которые они оккупировали. Возможно, они просто сняли соглашение о капитуляции, например, с Ираком с какой-нибудь полки и немного сократили его».
Ну если американцы предусмотрели даже право распоряжаться собственными не облагаемыми налогом объектами для отдыха, шоппинга, развлечений, производства джемов для гамбургеров и спиртных напитков, трудно предположить, что такое соглашение является добровольным актом и, напомню, не имеет никакого отношения к НАТО. Оно заключено только между США и Швецией. Так что даже если новый президент, предположим Трамп, выведет Штаты из НАТО, Стокгольм так и останется коленопреклонённым перед Вашингтоном.
Можно, как и наш коллега-швед, бесконечно возмущаться тем, что «это не просто какой-то скандал. Непонятно, почему это могло произойти тайно, без малейшего обсуждения в Комитете по иностранным делам с политической оппозицией. Потому что именно так это и должно было произойти. И что думало правительство? Действительно ли «националисты» в SD согласились продать независимость Швеции и поэтому они тоже заткнулись?» А можно задать всего один вопрос: кто сделал Швецию главной мишенью России в Европе в случае войны? В том числе войны за Полярным кругом?
Эта мутная в западных СМИ история с набором стимулов восстановления Королевства Швеция никак не маскирует первопричину не только этого события, но и всех похожих и ему предшествующих – от бегства в НАТО стран бывшего соцлагеря до прилипших к натовской двери неофашистов с Банковой. Ожидавшийся с горбачёвских времен неминуемый распад одной шестой части планеты открывал доступ к ресурсам, которые на две сотни лет обеспечили бы процветание США и всех примкнувших, то есть одевших натовский ошейник, «демократий». Стоп-кран, спасший страну от самоуничтожения, был сорван в первый день нового тысячелетия. И хочется верить, что это произошло неслучайно и навсегда.