Французская армия находится в состоянии острого кризиса

Европа: солдаты бегут из армий, да и молодежь туда не рвётся

Ставка на мигрантов не срабатывает, так как в своём большинстве они поддерживают Россию

На фоне громогласных призывов лидеров стран НАТО объявить крестовый поход на Россию из армий ведущих военных держав Европы начали разбегаться солдаты.

Так, на днях министр Вооружённых сил Франции Себастьян Лекорню представил свой план, призванный остановить поток увольнений с военной службы.

Это произошло через несколько дней после того, как годовой отчёт бундесвера, представленный в парламент Германии, показал, что в 2023 году более полутора тысяч солдат покинули бундесвер, сократив его численность до 181 514 человек.

«Эти разговоры сейчас ведутся во всех столицах, во всех демократических странах, где есть профессиональные армии без воинской повинности», – заявил Лекорню, упомянув, в частности, Великобританию и США.

Во Франции, по официальным данным, военнослужащие остаются в вооруженных силах в среднем на год меньше, чем до начала военного конфликта на Украине. В Великобритании ежегодная нехватка кадров составляет 1100 военнослужащих, что эквивалентно двум пехотным батальонам. Правительство Сунака заключило контракт на вербовку в армию с частной фирмой Capita, но результата это не дало.

«Проблема не в вербовке, а в удержании [солдат], нам также нужно сохранить и их семьи», – заявила на конференции в Париже начальник военно-морских операций ВМС США адмирал Лиз Франкетти. Из ее слов можно заключить, что жены военных стали чаще подавать на развод.

С ней согласился и французский министр.

«Я предпочитаю нанимать меньше новобранцев, чтобы улучшить удержание [в армии], чем продолжать набор военного персонала, на фоне которого число уволившихся постоянно растет», – сказал Лекорню.

План Лекорню включает помощь военнослужащим в поиске жилья, доступе к здравоохранению и уходу за детьми. Супружеские пары, в которых муж и жена работают в министерстве вооруженных сил, даже если один из них является гражданским лицом, смогут менять должности вместе, то есть по взаимному согласию.

Одной из основных мер французского плана повышения привлекательности военной службы является повышение пенсий и зарплат. Но «хронические сверхурочные, многомесячное отсутствие дома и пропущенные отпуска являются обычным явлением», что отпугивает потенциальных рекрутов, отмечает Politico. 

Новое правительство Польши недавно объявило о повышении заработной платы военнослужащим на 20 процентов, стремясь сохранить хотя бы нынешний уровень численности войск. Минимальная ежемесячная зарплата солдата вырастет с 4960 злотых (1150 евро) до 6000 злотых.

К концу текущего года численность польской армии планируется увеличить до 220 тысяч человек. Об этом сообщает информационное издание Do Rzeczy со ссылкой на заявление министра национальной обороны Польши Владислава Косиняк-Камыша.

Таким образом, поставлен крест на амбициозных намерениях предыдущего правительства довести численность польской армии до 300 тысяч человек. И даже заявленная прибавка жалованья не мотивирует среднестатистического поляка пролить свою кровь на полях Украины.

«В Германии правительство Шольца хочет довести численность своих вооруженных сил до 203 тысяч к началу 2030-х годов, но набор кадров растет очень медленно», – отмечает Politico. 

Специальный комиссар бундестага по делам вооруженных сил Ева Хёгль заявила, что необходимо восстановить призыв на военную службу, но лучше всего привлекать в армию больше женщин.

Законодательство, принятое в прошлом году, направлено именно на то, чтобы сделать условия военной службы более привлекательными для женщин, включая большую поддержку ухода за детьми и увеличение пенсий по возрасту.

В Датском королевстве население настолько не мотивировано служить в армии, что правительство решило распространить обязательную военную службу на женщин и увеличить срок службы с 4 до 11 месяцев.

Великобритания также недавно признала, что испытывает трудности с поиском новобранцев: министерство обороны страны заявило, что в 2023 году из вооруженных сил ушло на 5800 человек больше, чем присоединилось к ним. The UK Defense Journal пишет, что британская армия не достигает своих целей по набору кадров каждый год, начиная с 2010 года.

По данным недавнего опроса YouGov, 38% британцев в возрасте до 40 лет говорят, что откажутся служить в вооруженных силах в случае новой мировой войны, а 30% говорят, что не будут служить, даже если Британии грозит неминуемое вторжение. 34% женщин призывного возраста откажутся от службы даже в случае мировой войны. 43% процента мужчин ответили точно так же.

«Проблема является общей для всех европейских стран, включая Францию, Италию и Испанию»,сказал в интервью Euronews Винченцо Бове, профессор политологии Уорикского университета в Великобритании. – Я не думаю, что есть одна страна, которая была бы избавлена от этого».

По словам Бове, неясно, когда именно привлечение рекрутов стало проблемой для европейских армий. «Насколько я понимаю, это началось как минимум более 10 лет назад в таких странах, как Великобритания, – сказал Бове. – В США это началось как минимум 20 лет назад».

По словам Бове, идеологическая дистанция между обществом в целом и вооружёнными силами в последние годы увеличилась.

«Если вы возьмете случайную выборку молодых европейцев, они идеологически очень далеки от выборки солдат из той же страны с точки зрения того, как они видят общество, свои стремления, что они хотят делать, – сказал он. – И это расстояние со временем увеличивается».

Бове упомянул, что недавние опросы показали, что молодежь Евросоюза в подавляющем большинстве выступает против войн, против увеличения расходов на армию и против военных операций за рубежом; они также более индивидуалистичны и менее патриотичны, чем десять лет назад.

Население Старого Света стареет и сокращается, и, по словам Бове, уменьшились, чтобы адаптироваться к этим изменениям и армии НАТО: британская, итальянская и французская армии теперь «почти вдвое меньше, чем 10 или 20 лет назад». 

Доктор Софи Антробус, научный сотрудник Института авиации и космонавтики Фримена при лондонском Королевском колледже отмечает, что среди молодежи также существует проблема «со здоровьем и физической подготовкой». По ее словам, «в США стало больше людей в возрастной группе от 17 до 24 лет, которые непригодны для военной службы, а ожирение является большой проблемой. Если эта тенденция сохранится, к 2035-2040 годам в армии будет некого рекрутировать».

Европейские армии находятся в «режиме паники», подытожил Бове, «поскольку они изо всех сил пытаются найти новых рекрутов перед лицом возросшей угрозы со стороны Москвы».

«Иммиграция могла бы стать ответом», – считает он, отметив, что такие страны, как Испания, Франция и Португалия, уже «рассматривают способы привлечения иммигрантов в армию, чтобы те могли получить гражданство после нескольких лет службы в армии».

«Возможно, это лучший путь, – сказал Бове. – Потому что вы не можете насильно заставить людей сражаться за вас и вступать в вооруженные силы, и люди не собираются соглашаться на возврат воинской повинности». 

«Честно говоря, это неразрешимая проблема», – считает Софи Антробус, отмечая, что ни увеличение финансовой заинтересованности, ни другие способы решения проблемы нехватки желающих идти воевать с Россией эту проблему не решат.

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
Российское квазистратегическое неядерное ракетное оружие открывает новую главу в глобальном военном противостоянии XXI века Обезоруживающий удар: русская версия
Жертвы необъявленной войны. Как в Европе воюют со свободой слова Жертвы необъявленной войны. Как в Европе воюют со свободой слова

Что касается иммигрантов, то в той же Франции, как рассказала в интервью ФСК научный сотрудник Парижской академии геополитики Алеся Милорадович, среди выходцев из Африки и Ближнего Востока абсолютное большинство поддерживает Россию и считает Владимира Путина лидером борьбы против мирового колониализма. 

На фоне воинственных заклинаний Макрона французский еженедельник Le Point пишет, что «французы упорно трудятся на ниве дистанционной войны. Последняя кажется прекрасной, когда добавляет престижа историческому повествованию, поддерживает блеск бывшей империи. Однако ужасную и реальную смерть за пределами социальных сетей и телестудий принять сложно… И, возможно, это распространяется на весь Запад».

«От Украины в воспаленном воображении не возникают ни образы крестовых походов, ни какая-то эйфория, в отличие от Палестины в арабском мире. Призыв Макрона к оружию по сравнению с огневой мощью путинской России выглядит чем-то внеземным. Прежде всего, он внушает страх. Не обошлось даже без медийного парада личностей, которые на слова президента Франции реагировали с возмущением, едва скрывали свои опасения: "Пусть сам и идёт туда", "С нами не обговорили", "Идём туда с цветами и улыбками для Путина". Зеркало тщеславия разбито», – отмечает автор публикации, известный писатель Камель Дауд. 

По его словам, на вопрос «Умрем ли мы за идеалы Европы, и в частности за французскую Украину?» европейцы дают решительный отрицательный ответ.

Статьи по теме