В современном мире кредиты превратились в основную головную боль как для простых граждан, так и для целых государств. У любых займов есть неприятная особенность: они требуют возврата, а иногда даже с процентами. Если для рядового обывателя обманчиво выгодные предложения, позволяющие решить текущие проблемы, оборачиваются непомерным финансовым бременем на долгие годы, то на государственном уровне долгосрочные последствия кредитования со стороны международных финансовых институтов чреваты потерей экономического и даже политического суверенитета.
Понятное дело, что финансовые институты работают в интересах стран, которым они принадлежат. Международные кредитные организации, такие как МВФ и Всемирный банк (ВБ), создавались в качестве нового инструментария неоколониальной политики США и союзников, вынужденных отступить перед национально-освободительным движением, всколыхнувшим страны Азии и Африки в XX веке. Средства, предоставляемые такими организациями, предполагают не только возврат с процентами, но и соблюдение заемщиками определенных условий, будь то требования кредиторов по реформированию социально-экономической сферы (повышение тарифов, снижение зарплат и т. д.) или преобразования общественно-политических норм (соблюдение прав человека по либеральной модели, внедрение западных стандартов в СМИ, систему образования, государственного управления и пр.), что по сути является прямым вмешательством во внутренние дела вроде бы независимых государств.
Красочные иллюстрации эффективности таких инструментов на практике можно наблюдать по всему миру, даже в, казалось бы, дружественных США европейских странах. Вроде бы пришедшие к власти демократическим путем, а значит, выражающие интересы своих граждан, европейские элиты, игнорируя протесты собственных избирателей, раз за разом принимают решения, противоречащие государственным интересам своих стран, разоряющие национальные экономические системы.
Тревожно наблюдать, как в ту же ловушку загоняют себя государства Центральной Азии. Наиболее наглядно эта тенденция прослеживается в «локомотивах» региона, Казахстане и Узбекистане. Помимо того, что западный кредитор с большим аппетитом поглощает самые лакомые куски экономики – транспорт и производство, в том числе и ресурсное, – он все более настойчиво предъявляет все более категоричные политические требования. В частности, в контексте отрыва ЦА от России и Китая и привязки региона к западному блоку. Ради процветания Центральной Азии, разумеется. Ради удушения российской экономики санкциями на фоне провалов в противостоянии в украинском конфликте и ради недопущения роста влияния
Примеры? Пожалуйста.
13 сентябре 2023 г. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР входит в группу ВБ) предоставил компании National Company Aktau Sea Commercial Port JSC кредит на 20 млн долларов на приобретение и установку оборудования для расширения пропускной способности контейнерных перевозок. При этом использование оборудования разрешено лишь в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМ ГМ), несмотря на очевидную неконкурентноспособность этого направления по сравнению с коридорами через территорию России. Дополнительным условием сделки стало обязательство казахской стороны по привлечению внешней консалтинговой компании для независимого контроля и оценки соблюдения антироссийских санкционных ограничений. Выдвинутые рекомендации будут представлены властям РК для внедрения на всех государственных уровнях.
Не следует забывать также о том, что, получая займы целевого назначения, страна падает в технологическую зависимость от западных технологий, которые требуют сервисного обслуживания, внедрения и утилизации. Такое сотрудничество предполагает также привлечение зарубежных консультантов и квалифицированных кадров, что создает высокооплачиваемые рабочие места для иностранцев, оставляя гражданам страны лишь грязную невыгодную работу.
В конце декабря 2023 г. тот же ЕБРР заключил соглашение с частным железнодорожным оператором Eastcomtrans TLC. Соглашение подразумевает выделение 40 млн долларов на расширение «сухого порта» Жетыген и увеличение численности подвижного состава на 250 вагонов в обмен на отказ от развития бизнеса с российской РЖД (28 процентов выручки) и обязательства по использованию нового подвижного состава только в рамках ТМТМ с регулярным предоставлением соответствующей отчетности.
Приобретение ЕБРР доли активов национального перевозчика AirAstana в феврале текущего года тут же повлекло за собой указания по пересмотру политики формирования направлений полетов.
В январе с. г. после отказа МИД Казахстана от аккредитации журналистов иноагента в РФ «Радио Азаттык» (филиал одиозной радиостанции «Свобода», признанной в РФ иноагентом) внешнеполитическому ведомству тут же попеняли из дипмисии США о «недружественности» принятого решения и предупредили о возможности изменения оценки деловыми кругами США и ЕС инвестиционной привлекательности Казахстана. Естественно, эта тема была соответствующим образом освещена проамериканскими пропагандистскими помойками Viast.kz и Orda.kz.
В Узбекистане в январе с. г. утверждена новая пятилетняя программа кредитования Узбекистана со стороны ЕБРР: банк продолжит оказывать поддержку совершенствованию управления государственными предприятиями и банками, т. е. фактически контролировать деятельность блока экономических министерств страны. Европейский финансовый институт намерен также поддерживать приватизацию, в том числе посредством участия в предприватизационных мероприятиях, а также поддержит коммерциализацию и модернизацию распределительных сетей и линий электропередачи, то есть возьмёт под контроль ключевую инфраструктуру страны.
Исполнением программы реформ правового сектора в Узбекистане, реализуемой при поддержке известной недоброй славой запрещённого в России USAID* на деньги Госдепа США, занимается американская консалтинговая компания Tetra Tech. В чьих интересах будут реализованы эти реформы?
В противостоянии с опытным и беспринципным финансово-кредитным монстром на службе дяди Сэма взятая на вооружение центральноазиатскими республиками тактика на многовекторность может сыграть с ними злую шутку. Пока что складывается впечатление о добровольном превращении Центральной Азии в группу очередных банановых республик.
Судьба региона, перспективы развития и создание возможностей для процветания региона зависит от выбора правильных экономических альянсов. Пока не поздно, «пятерке» следует переключиться на альтернативные направления экономического сотрудничества, открывающие пути к экономической автономии и облегчению долгового бремени. Понятно, что благотворительностью никто не занимается, но партнерские отношения должны быть взаимовыгодными. Иначе это не партнерские отношения, а вассальная зависимость.
Фото: fergana