Для начала можно даже слегка поюморить, ибо картинка к тому располагает. Итак, древние, как гуано мамонта, американские стратегические бомбовозы Б-52, которым не так долго осталось до столетнего юбилея своей верной службы Америке, впервые приземлились в братской нынче Вашингтону Румынии.
Как нам следует воспринимать данный факт, понимая, что в любом случае это, прежде всего, пиар-демонстрация для не очень сведущих в теме обывателей, коим главное, чтобы было большое и громко жужжало. Американская пропаганда как раз этим сильна. Вот и производит необходимый шумовой эффект.
Следует понимать и то, что это дело строго обоюдное. И точно так же, как заморские бомбовозы «бороздят просторы Вселенной» вблизи российских границ, в порядке полной симметрии тоже самое делают и российские вблизи американских. И продолжается это взаимное барражирование уже лет семьдесят.
Данная иллюстрация требует дополнительного пояснения, поскольку заголовок находится в противоречии с фото. На снимке действительно российский дальний бомбардировщик Ту-95МС у побережья Аляски, но американское издание использовало его для статьи о полетах в том же районе российских стратегических разведчиков Ту-142. В чем и призналось в подписи под фото. Но это лишь подчеркивает высокую интенсивность и разнообразие таких российских полетов у берегов США
Впрочем, нынешнее воздушное патрулирование дальних рубежей, в отличие от времен холодной войны, еще не самое устрашающее. Потому как сегодня «стратеги» вроде бы пока поднимаются в воздух без ядерного боекомплекта. Во времена моего детства те же бомбовозы не просто летали с ядерными бомбами на борту, но и порой падали вместе с ними в разных неожиданных местах.
«Авиакатастрофа над Паломаресом (муниципалитет Куэвас-дель-Альмансора, провинция Альмерия, автономное сообщество Андалусия, Испания) произошла 17 января 1966 года, когда американский стратегический бомбардировщик B-52G с термоядерным оружием на борту столкнулся с самолётом-топливозаправщиком KC-135 во время дозаправки в воздухе. В результате катастрофы погибли 7 человек и были потеряны четыре термоядерные бомбы. Три из них приземлились на суше и были найдены сразу, четвёртая, упавшая в море, – лишь после двухмесячных поисков. Две бомбы, упавшие неподалёку от Паломареса, разрушились, вызвав радиационное загрязнение местности. Катастрофа привела к серьёзному дипломатическому кризису и к прекращению полётов американских бомбардировщиков с ядерным оружием над Европой и Средиземноморьем, однако окончательно такие полёты были прекращены только через два года, после ещё одной подобной катастрофы – над базой Туле в Гренландии».
Оболочки двух термоядерных бомб B28 из Паломареса (мощностью от 70 килотонн до 1,45 мегатонны тротилового эквивалента) находятся в музее (National Museum of Nuclear Science and History, Albuquerque, NM)
Кстати, в американских военно-политических кругах прямо сейчас обсуждается возможность возвращения к тем временам, когда термоядерная смерть постоянно кружила над всей планетой.
«Законопроекты об оборонной политике Конгресса США на 2025-й финансовый год требуют от ВВС вернуть трём десяткам стратегических бомбардировщиках B-52H Stratofortress статус носителей ядерного оружия. Эти самолёты были переоборудованы под сброс исключительно конвенциональных боеприпасов в рамках российско-американского договора по стратегическим наступательным вооружениям. Срок действия договор по СНВ истекает в феврале 2026-го года. Американские законодатели стремятся нарастить возможности использования ядерного арсенала США. К этому их подталкивает как приостановка действия договора со стороны России, так и быстрое расширение производства стратегических боеголовок в Китае. Будучи утверждённым, законопроект Конгресса вернёт В-52 в «ядерную триаду» США в полном составе. Основное стратегическое оружие В-52 – крылатая ракета воздушного базирования AGM-86B (ALCM). Ракета имеет систему наведения по рельефу местности (TERCOM) и может оснащаться термоядерной боеголовкой W80 мощностью 5 или 150 килотонн в тротиловом эквиваленте. Кроме того, продолжается разработка крылатой ракеты воздушного базирования AGM-181. Сообщалось, что ВВС США могут закупить более тысячи этих ракет».
Вернёмся, однако, к нынешнему европейскому турне американской стратегической авиации. И к тем выводам, которые следует из него сделать. Истребители МиГ-29 и МиГ-31 не допустили нарушения госграницы РФ парой стратегических бомбардировщиков В-52Н Военно-воздушных сил США, сообщили в Минобороны России. При приближении российских истребителей американские стратегические бомбардировщики выполнили разворот от государственной границы РФ, российские самолеты благополучно вернулись на аэродромы базирования, нарушения государственной границы РФ не допущено.
Простая вещь, которую в данном случае следует принимать во внимание. Всё это – не более, чем игры мирного времени, в условиях которых рубежом открытия огня юридически может быть только линия госграницы.
В то же время понятно, что бомбардировщики противника, несущие крылатые ракеты с дальностью в несколько тысяч километров, В БОЕВОЙ ОБСТАНОВКЕ даже близко не станут подходить к нашей границе. И сбивать их придется на весьма значительном удалении от неё. Именно для этого существуют дальние истребители-перехватчики МиГ-31 и зенитно-ракетные комплексы С-400 / 500 с дальностью боя, известной только приблизительно.
Надеюсь также, что новые военные ледоколы РФ типа «Иван Папанин» также могут быть оснащены аналогичными комплексами ПВО с их выдвижением для перехвата стратегических воздушных целей далеко на Север. Особенно с учетом того, что именно через Северный полюс пролегает один из самых вероятных маршрутов нападения на Россию американских бомбардировщиков-носителей ядерного оружия.
А теперь, пожалуй, самое главное, что следует сказать в этой связи. Итак, стратегические бомбардировщики США (опционально это могут быть не только древние В-52, но и новейшие В-21) использовали в качестве «аэродрома подскока» румынскую авиабазу.
Между тем ещё 35 лет назад это было бы совершенно невозможно. Поскольку Румыния в числе других восточноевропейских стран входила в состав оборонного союза – Организации Варшавского договора, противостоявшем США и НАТО. Сегодня же американские стратегические ВВС могут использовать в своих целях военные аэродромы не только Румынии, на и всей Восточной Европы, включая ряд бывших республик СССР. Таким образом, время их подлета до нынешних российских границ существенно сократилось. Одновременно увеличилась и глубина их потенциальных ударов по российской территории.
Все это стало результатом полной утраты нашей страной Западного стратегического пояса обороны, выстроенного в целях предотвращения очередной агрессии Запада, ценой жизни сотен тысяч наших солдат по итогам Второй мировой войны на пространстве Восточной Европы. Весь этот пояс безопасности был бездарно утрачен позднесоветским руководством под инфантильно-предательским предлогом: «Нам чужого не нужно!»
В результате этой крайне недальновидной, да и то в лучшем случае, политики, за минувшие тридцать с лишним лет Запад продвинулся в восточном направлении практически без боя примерно на две тысячи километров, в том числе за счёт захвата исконных исторических территорий России.
И сегодня борьба с Западом на Украине фактически идёт за то, чтобы стартовые площадки американских ядерных ракет и стратегических бомбардировщиков не появились в районах Киева, Харькова и Полтавы. Это было бы равнозначно для нашей страны ситуации с пистолетом, приставленным прямо к её виску, с передачей нашему извечному историческому врагу всех полномочий и возможностей окончательно решить нашу судьбу в любое удобное для него время. Вопрос о том, можем ли мы себе такое позволить, очевидно, является риторическим.