Ближний Восток: удары Израиля могут коснуться не только Ирана

Ближний Восток: удары Израиля могут коснуться не только Ирана

Длительное время ХАМАС поддерживает Турция, а в Египте находятся сочувствующие им структуры

В ожидании возмездия со стороны Ирана, включая активизацию КСИР на территории Сирии, а также повторных атак ливанской «Хизбаллы» и запуск йеменскими хуситами ракет и беспилотников по территории Израиля, как правило, не берется во внимание фактор связующих звеньев, которые ведут к другим странам. Как правило, учитывается поддержка Израиля со стороны США и Британии, тогда как картина взаимосвязей более сложная и запутанная. Хотя есть «Ось сопротивления», которая считает своими врагами США и Израиль, помимо нее в широкую эскалацию могут быть втянуты другие государства и акторы.

В этом контексте бывший сотрудник Пентагона Майкл Рубин на сайте Американского института предпринимательства – неоконсервативного аналитического центра, близкого к израильскому лобби, задаётся вопросом: где и кого будут дальше убивать израильские спецслужбы после смерти лидера ХАМАС Исмаила Хании в Иране. 

Вначале он рассуждает о Катаре и Иордании. Но однажды, когда израильские спецслужбы пытались отравить лидера ХАМАС Халеда Машаля в 1997 г., то король Иордании Хусейн угрожал разорвать дипломатические отношения и Израиль даже предоставил противоядие для своей жертвы. В ОАЭ также были случаи ликвидации оперативников ХАМАС. Катар, где находится штаб-квартира ХАМАС, похоже, выпадает из целей Тель-Авива, возможно, потому, что эмират является посредником между Израилем и палестинским сопротивлением, также как являлся посредником для переговоров между США и запрещённым в России движением «Талибан»*. Кроме того, в Катаре находится крупная военная база США, а учитывая связи этой страны с Израилем, целенаправленное убийство кого-либо в этой стране могло бы поставить под угрозу дальнейшее военное присутствие США.

Однако, помимо Катара, есть еще и Турция. И риторика Эрдогана в отношении Израиля в последнее время стала довольно агрессивной, вплоть до призывов к военному вторжению в Израиль.

Кстати, Катар и Турцию связывают доверительные отношения, а Турция поддерживала как запрещённый в России «Братьев-мусульман»* (по сути, ХАМАС – это филиал «Братьев-мусульман» в Палестине), так и филиалы запрещённой в России «Аль-Каиды» в Сирии.

По данным Рубина, Эрдоган пригласил ХАМАС в Турцию в 2006 году. В последующие годы он не только оказывал ХАМАСу дипломатическую и финансовую поддержку, но и пытался поставлять оружие этой группировке. 

Он отмечает, что «Турция, возможно, считает, что может действовать безнаказанно из-за иллюзии своей силы и членства в НАТО. Террористы рассматривают Стамбул и Анкару как игровые площадки, где они могут расслабиться и перегруппироваться, защищенные от беспилотников и убийц. Возможно, те времена уже прошли. Эрдогану не на что жаловаться: его собственное правительство открыто похищает и убивает оппонентов по всей Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. Хания умер в Тегеране. Следующий лидер ХАМАС, скорее всего, умрёт в Анкаре".

Однако, помимо точечных и целенаправленных убийств определенных политических фигур, у Израиля есть еще один серьезный инструмент давления на Турцию. Это курды. Израиль поддерживал курдов поставками оружия и обучением бойцов еще до первого восстания Мустафы Барзани в сентябре 1961 г. В то же время курды получали поддержку и из монархического Ирана, где до Исламской революции также велось тесное сотрудничество с Израилем. При режиме Саддама Хусейна Тель-Авив также всячески помогал курдам Ирака, а сейчас в Северном Ираке израильские спецслужбы чувствуют себя довольно вольготно, пытаясь выслеживать проиранские шиитские группировки. Не говоря уже о том, что там работают израильские компании. Именно через Курдистан израильские спецслужбы уже сейчас имеют прямой доступ на территории Ирана и Ирака, что в случае большой войны окажется серьезным фактором. 

Хотя турецкие курды, как и сирийские, отличаются от иракских тем не менее возможность применения двойной прокси-стратегии со стороны Израиля вполне существует. И Израиль не раз показывал свое мастерство в проведении подобных операций.

Кстати, в самой Турции неоднократно задерживали агентов «Моссад» в предыдущие годы. А в последнее время турецкие СМИ открыто писали, что Израиль планирует на территории Турции свои операции против членов ХАМАС, для чего «Моссад» вербовал бедных студентов.

Наконец, есть еще и Египет. Многие годы ХАМАС в секторе Газа получал оружие и другое оборудование контрабандным путем с помощью подземных тоннелей. В Египте изначально около ста лет назад зародилось движение «Братья-мусульмане» и, несмотря на их формальный разгром после прихода к власти маршала Ас-Сиси, их последователей в стране остается довольно много, и некоторые из них настроены радикально. К такому случаю можно отнести и инцидент, когда в октябре 2023 г. египетский полицейский в Александрии открыл стрельбу по автобусу с туристами из Израиля.

Хотя официальные власти Египта до настоящего момента вели себя довольно сдержанно в отношении карательной операции Израиля в секторе Газа, при эскалации конфликта они могут принять иное решение. Как вариант, Ас-Сиси может дать отмашку на участие в конфликте местных «Братьев-мусульман» и даже снабдить их всем необходимым, с целью разрядить внутреннюю обстановку и, как говорится, утилизировать опасные пассионарные элементы, направив их на внешнего врага.

Вполне возможно, что выжидательная позиция Ирана связана с тем, что сейчас идут многосторонние переговоры с партнёрами, союзниками и потенциальными сторонниками о том, какую именно выбрать стратегию против Израиля, принимая во внимание возможную реакцию правительства Натаньяху на те или иные действия (ведь опций может быть несколько — от ликвидации какого-то израильского генерала до массированной комбинированной атаки). При этом неопределенность в США перед выборами играет не в пользу Израиля, а Камала Харрис занимает более критическую позицию по отношению к действиям Израиля в Палестине, чем Джо Байден.