Корейская волна «Халлю», медицина и косметика – три кита, привлекающие туристов в Южную Корею

Власти Сеула завлекают иностранцев, но не всё так просто

Туристическая поездка в Республику Корея, или как её чаще называют, Южную Корею, – мечта многих иностранцев, поддавшихся феномену корейской волны «Халлю». Сам феномен возник на фоне продвижения экспорта южнокорейских товаров по всему миру, который постепенно привел к узнаваемости страны и ее брендов. Своим бурным развитием «Халлю» большей частью обязана огромному количеству корейских песенных К-поп групп, а также выпуску в мир множества корейских сериалов (дорам), интерес к которым неуклонно растет во всем мире. 

Иностранцы, просматривая корейские дорамы (чего греха таить, я и сам люблю иногда глянуть), все больше интересуются историей, языком и культурой Южной Кореи, стремятся приехать и посетить много раз виденные в разных дорамах уголки Сеула, Пусана и других городов, а также увидеть, как живет эта страна.

Другая причина у тех, кто хочет приехать в страну утренней свежести (есть и такое ее поэтическое название), – это качественные медицинские услуги – от обычной комплексной проверки здоровья до пластических операций, которые, судя по кукольным лицам корейских певиц, делать там явно умеют.

Ну и третья причина приезда иностранцев (а точнее иностранок) – это корейская косметика, которая считается одной из лучших (если не самой лучшей) на мировом рынке косметических продуктов. И это явно не реклама, судя по наличию большого количества магазинов корейской косметики и ее популярности по всей России.

Вот эти «три кита» и привлекают иностранцев в Южную Корею больше всего, что, в свою очередь, приносит существенный доход в ее экономику.

Стоит отметить, что если 20 лет назад (в 2004) Южную Корею посетило около 5,8 млн иностранных туристов, то 5 лет назад (в 2019) был поставлен рекорд с 17,5 млн посещений, которые генерировали в стране 20,7 млрд дол. США доходов. 

Естественно, огромное негативное влияние на приток иностранных туристов в Южную Корею, как и в другие страны, оказала пандемия COVID-19, которая привела к закрытию международных границ весной 2020 и многомесячному карантину по всему миру. В то же время, уже в 2023 количество приездов иностранных туристов в Южную Корею достигло 11 млн, что составляет 63% от рекордного показателя 2019 года.

В 2024 году тенденция на увеличение въездного туризма продолжилась. Если за первый квартал количество иностранцев, посетивших Южную Корею, достигло 3,4 млн человек, то за второй квартал их было уже 4,3 млн, что обеспечило полугодовой показатель в 7,7 млн приездов иностранцев. При этом доходы от въездного туризма за первую половину 2024 превысили 7,84 млрд долларов США.

Можно сказать, что в этом году иностранный туризм в Южной Корее практически вернулся к допандемийному уровню (91% от уровня 2019 года). Наибольшее количество туристов в первой половине 2024 приехало из Китая (2,2 млн), Японии (1,43 млн), Тайваня (0,68 млн) и США (0,64 млн). При этом количество туристов из США на 44% превысило допандемийный уровень 2019 года. 

Россия по количеству туристов в Южную Корею за первое полугодие (91 тыс.) заняла 14 место, но при этом опередили все другие страны Европы. Первая тройка европейских стран состоит из Германии (79 тыс.), Франции (77 тыс.) и Великобритании (74 тыс.).

Самое интересное, что 51,7 миллионов граждан Южной Кореи тоже не сидят на месте и активно посещают другие страны, особенно после нескольких лет «домашнего заточения» во время карантинных ограничений. За первое полугодие 2024 более 14 млн южнокорейцев (27% всего населения страны) выезжали за границу, потратив на эти поездки более 14 млрд долларов США.

Таким образом, доходы от иностранных туристов внутри страны и затраты южнокорейцев на поездки за границу сравнялись, составив порядка 1020 долларов США на одного человека. С учетом того, что количество выездов южнокорейцев за границу почти в 2 раза превысило количество приездов иностранцев, получился довольно приличный дефицит туристической отрасли страны в 6,5 млрд долларов США.

Справедливости ради стоит заметить, что в среднем иностранный турист тратил на свою поездку в Южную Корею в два раза больше средств (порядка 2060 долларов США), проводя в этой стране порядка 6 дней. Разница в расходах на международный туризм у иностранцев и южнокорейцев объясняется более высокими ценами на авиабилеты с перелетами из-за границы, а также очень высоким уровнем цен на отели и питание в Южной Корее сравнительно с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, куда в основном и едут южнокорейские туристы.

Правительство Южной Кореи пытается способствовать развитию въездного туризма, поставив своей целью принять в стране 20 млн иностранных туристов до конца 2024. 

Этим летом была принята государственная программа дополнительных мер по привлечению в страну туристов. Данной программой планируется увеличить количество визовых центров для туристов из стран, граждане которых активно посещают Южную Корею, улучшить систему получения электронных виз (в том числе ввести специальную К-culture визу для любителей К-поп), упростить процедуру пересечения границы, а также расширить географию международных рейсов из провинциальных аэропортов страны. Кроме того, осенью порядка 20 тысячам иностранных туристов, отобранных случайным образом, будет предложено бесплатное участие в ряде мероприятий: уроки К-поп танцам, туристические визиты на ярмарки, проживание в буддистских храмах и другие. 

Честно признаюсь, узнав это, самому очень захотелось приехать и попасть в число таких туристов.

Однако не все так радужно для визитов иностранцев. Всем европейским туристам приходится облетать территорию России при использовании прямых рейсов в Южную Корею, а это ведет как к существенному росту стоимости авиабилетов, так и к увеличению длительности перелетов на 2-3 часа. Как вариант, некоторые туристы могут использовать китайские авиакомпании, которые летят напрямую (над Россией), но это, в свою очередь, приводит к необходимости пересадок в Китае. Кроме того, почти в четыре раза сократился поток российских туристов (26,6% от уровня 2019).

В самой Южной Корее в этом году тоже не все ладно. Во-первых, наблюдается крайне жаркое лето с тысячами пострадавших от экстремальной жары (наиболее жаркое лето за историю метеонаблюдений было лишь в 2018). Также зарегистрирован очередной пик заболеваний COVID-19, количество которых превысит 350 тыс. к концу лета. Кроме того, закручивается очередной виток напряженности между двумя Кореями, провоцируемый направленными против КНДР ежегодными военными учениями США и Южной Кореи.

В целом, можно сказать, не самое спокойное и приятное время для туристических поездок на юг Корейского полуострова. Посмотрим, как это скажется на итоговых годовых цифрах въездного туризма Южной Кореи.

С другой стороны, стоит отметить, что КНДР (Северная Корея), в свою очередь, планирует к концу 2024 открыть границы для иностранных (в т.ч. российских) туристов, чтобы заработать больше иностранной валюты в условиях жестких международных санкций. 

Несмотря на отсутствие тех факторов, которыми завлекает туристов южный сосед, Северная Корея привлекает тем, что сохранила лишённый англицизмов корейский язык, свою аутентичную культуру, на которую не повлиял Запад, а также прекрасные природные красоты этой гордой страны. Да и российских туристов на севере Корейского полуострова всегда встречают с большой радостью.