Участвуя последний раз в качестве премьер-министра Японии в работе Генеральной Ассамблеи ООН, Фумио Кисида вновь поднял вопрос об увеличении числа постоянных членов Совета Безопасности этой наиболее влиятельной международной организации планеты.
«Большинство стран поддерживают расширение постоянных и непостоянных членов (СБ). Совет Безопасности остро ощущает необходимость восстановления доверия и (своей) роли во имя международного мира и безопасности. В следующем году исполняется 80 лет со дня основания ООН. Необходимо предпринять конкретные шаги для реформы Совета Безопасности», – пафосно излагал Кисида. При этом хорошо известно, что Токио связывает такое расширение в первую очередь с включением в состав постоянных членов СБ своего государства.
Эти потуги отмечались давно, еще во времена Советского Союза. Припоминаю беседу с видным японским политическим деятелем в середине 80-х годов прошлого столетия, который с упреком выговаривал автору этих строк: «Почему вы, русские, противитесь принятию Японии в число постоянных членов Совета Безопасности ООН? Ведь мы, японцы, согласились с мирной Конституцией страны, проводим политику «дзэнхои гайко» (дипломатия по всем направлениям), являемся второй экономикой мира (в то время. – А.К.), а также одним из основных доноров в бюджет ООН».
При этом было дано понять, что Япония умеет быть благодарной. Отвечая, заметил, что благодарность Токио подчас весьма своеобразна. Получив место в ООН исключительно благодаря Советскому Союзу, японское правительство вместо предложенного советско-японского договора о мире, добрососедстве и сотрудничестве заключило в 1960 году направленный против СССР и КНР обновленный военный договор с США.
Попытки уговорить Москву поддержать японский план вхождения в СБ ООН активизировались после распада СССР и прихода к власти в нашей стране «либерально-демократической власти». Как подтверждали мне японские собеседники, Ельцин и Козырев были готовы удовлетворить японские амбиции.
Однако в последствии российское руководство заняло более жесткую позицию в отношении стремления США усилить свои позиции в СБ ООН, введя в него находящиеся в вассальной зависимости от Вашингтона Японию и Германию. Не возражая против расширения СБ за счет непредставленных в этом важном органе Африки, Азии и Латинской Америки, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров еще несколько лет назад прямо заявил, что Москва не проголосует за обретение Японией и ФРГ статуса постоянного члена СБ ООН с правом вето, ибо это не приведет к улучшению работы этого органа, а лишь арифметически увеличит число слепо проводящих политику Вашингтона государств. К этому добавим, что по признанию самих японцев и немцев суверенитет их стран, мягко говоря, ограничен и они имеют с США договоры, ставящие их официально в положение стран – протекторатов.
О том, что вопрос реформирования СБ ООН ставится целым рядом государств, в частности, свидетельствует совместное заявление участников объединения QUAD (Четырехсторонний диалог по безопасности), в который входят США, Индия, Япония и Австралия. «Мы будем реформировать Совет Безопасности ООН, признавая острую необходимость сделать его более репрезентативным, инклюзивным, прозрачным, эффективным, демократичным и подотчетным путем расширения постоянных и непостоянных категорий членства», – говорится в документе.
Участвуя в работе 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в ходе которой Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш открыто призвал реформировать СБ, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров счел необходимым со всей определенностью изложить позицию Российской Федерации, согласно которой Москва заблокирует кандидатуры Японии и ФРГ.
Глава внешнеполитического ведомства России заявил: «Наша позиция очень простая: Совет Безопасности не нуждается в дополнительных членах от западной группы, от членов НАТО, Евросоюза и от их союзников, каковым, в частности, является Япония. Присоединение к Совету Безопасности дополнительных западных участников, в данном случае тех, кто рвется в него, – Германии и Японии – просто расширит и укрепит, углубит несправедливость».
С. Лавров указал на то, что «нет ни одного международного вопроса, по которому Берлин и Токио высказывались бы хоть с какими-то нюансами по сравнению с хозяевами из-за океана». И привлек внимание к тому, что «сейчас из 15 членов Совета Безопасности 6 представляют западоцентричные страны» и «никакой добавленной стоимости» в работу СБ ООН они не вносят. «Всё определяют Соединенные Штаты и обязательно поддерживающие их во всем британцы», – подчеркнул министр.
В то же время Россия с пониманием относится к необходимости обеспечить представительство в СБ многочисленного населения Африки, Азии и Латинской Америки. При участии Москвы была принята Астанинская декларация Совета глав государств ШОС, которая гласит: «Государства-члены отметили, что для укрепления авторитета и эффективности ООН важно обеспечить представленность развивающихся стран путем всеобъемлющей реформы ООН».
По мнению С. Лаврова новыми постоянными членами СБ ООН могут стать Индия и Бразилия, а также какое-то государство Африки. При этом в интервью он дал понять, что Генеральный секретарь ООН должен занимать нейтральную позицию, не примыкая к одной из группировок. К этому его обязывает Статья 100 Устава ООН гласящая, что Секретариату вменено продвигать, занимать нейтральную позицию по всем вопросам до тех пор, пока страны-члены не договорятся, отметил глава МИД России.
Напомним, что в Уставе ООН до сих пор сохраняются «положения о вражеском государстве», под которыми понимаются в первую очередь развязавшие Вторую мировую войну Германия и Япония. Хотя считается, что они фактически утратили силу после приема этих государств в ООН, удаления этих положений не произошло.
Что касается Японии, то при заключении со странами – участниками Второй мировой войны соглашений о прекращении состояния войны, в том числе с Советским Союзом и Китайской Народной Республикой, искреннего покаяния за совершенные военные и иные преступления и извинений в адрес народов-жертв японской жестокой агрессии Токио фактически не принес. Более того, японское правительство официально заявляет о несогласии с признанными международной общественностью и документально оформленными итогами Второй мировой войны и упорно требует их пересмотра, что создает опасную напряженность в отношениях с соседними государствами. При этом Япония вопреки Конституции страны встала на путь возвращения к статусу военной державы, активно участвует в сколачивании в АТР новых военных блоков, открыто готовится к вооруженному противостоянию с объявленными врагами КНР, Россией, КНДР. В стране активизировалась идеологическая обработка населения в духе оправдания агрессивной политики Японии в прошлом, возложения вины за развязывание войн в Восточной Азии и на Тихом океане на другие государства, все громче звучат призывы «отказаться от мазохизма в истории», перестать представлять Страну восходящего солнца как «плохую, виновную за вооруженные захваты». Это, на наш взгляд, не дает японским властям морального права претендовать на право вершить мировые дела в Совете Безопасности ООН.
Занятая российским правительством принципиальная позиция по недопущению бывших стран-агрессоров в высший орган мировой политики, убежден, с пониманием и поддержкой будет одобрена международной общественностью, в первую очередь странами, на себе испытавшими в не столь далеком прошлом ужасы японской политики геноцида других народов, унесшую жизни десятков миллионов людей.
P.S. «Посол России в Канаде Олег Степанов заявил, что Германия и Япония проголосовали против резолюций ООН, осуждающих нацизм. Поэтому Россия считает, что эти две страны не достойны постоянных мест в Совете Безопасности ООН... На самом деле, даже если Россия не проголосует против Японии и Германии, им все равно будет непросто стать постоянными членами Совета Безопасности. Уровень поддержки Индии намного выше», – отмечает китайское интернет-издание NetEase.