Переговоры по Кипру не дают результата

Кипрская проблема: ООН суетится, но воз и ныне там

Решение о возобновлении бесконечных переговоров по воссоединению Кипра пока не удается сдвинуть с мертвой точки

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш устроил некоторое время назад ужин для президента Кипра Никоса Христодулидиса и лидера турок-киприотов Эрсина Татара в Нью-Йорке. Как сообщают СМИ, Гутерриш представил собеседникам дорожную карту, которая призвана сдвинуть мирный процесс с мертвой точки. Ужин состоялся после отдельных встреч с двумя лидерами на Генеральной Ассамблее ООН.

По мнению греческой газеты Vima, стороны остались при своём, их позиции не изменились. А Христодулидис прямо заявил, что он не услышал ничего нового. Никосия настаивает на том, что ныне разделенный Кипр должен стать единым государством и на выполнении соответствующей резолюции ООН. Но лидер турок-киприотов с этим не согласен, требует «суверенного равенства» и считает, что северная часть Кипра, оккупированная в 1974 году Турцией, должна быть отдельным государством и требует его международного признания. Кроме того, Татар потребовал заменить Марию Анхелу Ольгин Хуэльяр (спецпредставителя Генерального секретаря ООН), считая, что она не выполнила то, о чем просит турецкая сторона.

Но кое о чем договориться все же удалось. Как сообщил в социальной сети X официальный представитель правительства Республики Кипр Константинос Летимпиотис, договорились о проведении новой встречи в расширенном составе, в которой также примут участие представители держав – гарантов безопасности острова. 

Кроме того, была достигнута договоренность о том, что Христодулидис и Татар проведут личные встречи для обсуждения вопроса об открытии новых пропускных пунктов между территориями проживания греко-кипрской и турко-кипрской общин. 

«Ужин президента Республики с Генеральным секретарём ООН и господином Татаром завершился. Изучение перспективы возобновления переговоров продолжится путем проведения расширенной встречи, которая будет созвана генсеком», – сказано в сообщении.

Газета Phileleftheros в свою очередь информирует, что встреча Гутерриша с лидерами кипрских общин продолжалась полтора часа и на ней была определена «дорожная карта» решения проблемы острова. По информации издания, Гутерриш назвал состоявшуюся встречу «очень хорошей» и поблагодарил своего личного посланника по Кипру Марию Анхелу Ольгин Куэльяр за ее миссию, которая, впрочем, по его словам, «не увенчалась успехом». Гутерриш также сказал, что Татар дал согласие на проведение многосторонней встречи с участием держав – гарантов независимости, территориальной целостности и безопасности Кипра (Великобритании, Греции и Турции), дату которой определит сам генсек ООН.

Как известно, Кипр разделён с 1974 года после вооруженного вторжения Турции, спровоцированного государственным переворотом на Кипре и попыткой присоединения острова к Греции. В результате 37% территории острова в его северной части, где в 1983 году была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК), оказались оккупированными. Признала ее только Турция. Переговоры между греческой и турецкой общинами о воссоединении Кипра, которые проходят при посредничестве ООН, были прерваны после провала очередного раунда, состоявшегося в швейцарском городе Кран-Монтана в 2017 году. Нынешний «ужин» в Нью-Йорке по инициативе генсека ООН был призван к тому, чтобы их возобновить, но по его итогам понятно, что сделать это будет непросто.

Ещё до встречи Христодулидис дал понять, что едет в Нью-Йорк не для того, чтобы выслушивать условия своего турко-кипрского визави, а с целью обсуждения основной темы трехсторонней встречи, которая, по его словам, была заранее определена и состоит в изучении вопроса о том, существуют ли перспективы проведения нового раунда переговоров по урегулированию проблемы острова. При этом греко-кипрская сторона настаивает на том, что межобщинный диалог должен быть продолжен с той точки, где он был заморожен в 2017 году в Кран-Монтане.

Проблема в том, что обе стороны придерживаются прямо противоположных позиций в отношении основы для начала диалога: греки-киприоты уверяют, что сосредоточат усилия на возобновлении переговоров на основе зафиксированного в резолюциях СБ ООН положения о создании на Кипре двузональной и двухобщинной федерации, а турко-кипрская сторона полностью отвергает такую перспективу. По ее мнению, возможность урегулирования кипрской проблемы на федеративной основе давно себя исчерпала, а базой для диалога должно служить признание суверенного равенства обеих кипрских сторон.

Как отмечала накануне встречи греческая газета Elefteroos Typos, «твёрдая позиция Афин и Никосии заключается в возобновлении двухобщинных переговоров (по федеральному решению), что Эрсин Татар отвергает, настаивая на решении о сохранении двух отдельных государств. В этой негативной ситуации Гутерриш пытается изучить возможности выхода из долгосрочного тупика… Со своей стороны греческий премьер-министр Кириакос Мицотакис подчеркнул, что Греция сыграла решающую роль для трехсторонней встречи в Нью-Йорке, и отметил, что «если возникнет необходимость в какой-то другой схеме с участием Греции, мы, очевидно, будем присутствовать».

Как сообщила за день до неформального трехстороннего ужина греческая газета Katimerini, Эрсин Татар подтвердил, что условием для начала переговоров по урегулированию кипрского вопроса  является «признание суверенного равенства и равного международного статуса кипрско-турецкой стороны». О чем он и говорил на встрече.

В интервью турецкому государственному информационному агентству Anadolu Татар сказал, что «наши условия переговоров с киприотами-греками ясны. Когда суверенитет будет удовлетворен (т. е. наше требование о суверенитете), тогда можно будет начать переговорный процесс. Наше суверенное равенство должно быть зафиксировано». 

Эрсин Татар также заявил, что должны начаться прямые авиарейсы и торговля с самопровозглашенной «Турецкой Республикой Северного Кипра» и назвал «устаревшими эмбарго, изоляцию и барьеры, которые были несправедливо установлены». 

По его словам, официальные переговоры не начнутся до тех пор, пока не будут приняты приобретенные права киприотов-турок и не будут выполнены четкие и недвусмысленные условия. Татар заявил, что не отступит от политики двух государств с суверенным равенством и равным международным статусом.

Понятно, что такое упорство Татара связано с тем, что за его спиной стоит могущественная в регионе Турция с ее большими политическими амбициями. В июле турецкий президент Реджеп Эрдоган заявил, что, если того потребует ситуация, Турция может пойти на создание своих военно-морских баз на Северном Кипре. 

«При необходимости мы создадим свои военно-морские базы и военно-морские структуры на севере Кипра», – отметил турецкий президент в общении с журналистами. При этом Эрдоган подчеркнул, что в контексте кипрского вопроса нет альтернативы, кроме как признать наличие на Кипре двух государств.

«С каждым днём становится все яснее, что модель двух государств является единственным решением кипрской проблемы», – констатировал турецкий лидер. 

Словом, переговоры в Нью-Йорке прошли, а воз и ныне там. Перспективы кипрского урегулирования по-прежнему туманны.