В сентябре 1961 года на Белградской конференции было создано Движение неприсоединения, объединившее в итоге 120 государств мира, не желавших становиться участниками ни одного из существовавших к тому времени военных альянсов – НАТО и Варшавский договор.
Надо сказать, что на тот момент наличие «неприсоединившихся» было гораздо более выгодно Советскому Союзу, чем США, поскольку в значительной мере ограничивало экспансию Запада по всему миру. Кстати говоря, такой «перекос» нашёл отражение и в личностях председателей этой организации, многих из которых – таких как, например, Гамаль Абдель Насер, Фидель Кастро или Роберт Мугабе – можно смело называть друзьями СССР.
Одним из наиболее активных участников движения с самого его появления была Индия – крупнейшая и в последствие ведущая страна своего региона, во многом продолжающая и по сей день находиться в формате неприсоединившейся.
Стоит ли удивляться тому, что эту характерную особенность индийской внешней политики сегодня пытаются использовать в своих интересах страны коллективного Запада, до одури напуганного ростом влияния БРИКС в международной экономике и геополитике?
Скажу больше, с некоторых пор западные аналитики решили взять на вооружение тему политической нейтральности, превратив его в свое орудие по борьбе с нарастающей в мире антиколониальной революцией. Впрочем, добиться нужных результатов у них пока явно не получается.
Как пишет Bloomberg, в мире якобы существует группа из более сотни стран, внешняя политика которых принимает новый вид «геополитического нейтралитета», когда становится выгодным «не выбирать чью-либо сторону».
«Геополитика формирует потоки торговли и инвестиций по всему миру так, как этого не было на протяжении десятилетий, подогревая разговоры о новой холодной войне. Помимо возглавляемого США западного блока и еще одного, в котором доминируют Россия и Китай, в отдельную группу «новых нейтралов» выбилось около 101 государства. Члены этой неформальной группы делают ставку на то, что смогут привлечь инвестиции с обеих сторон и получить экономическую выгоду, если не будут выбирать чью-либо сторону», – сообщается в публикации на портале агентства.
Отмечая, что «новые нейтралы» извлекают большую выгоду, оставаясь в стороне от борьбы, поскольку привлекают таким образом растущую долю инвестиций иностранных компаний в свои фабрики и проекты, эксперты Bloomberg тем не менее признают, что в большей степени новая «нейтральность» направлена на развитие сотрудничества с Китаем, предприятия которого тратят больше средств на размещение заводов в других странах, и Россией, поскольку это даёт им возможность на выгодных условиях приобретать российские нефть и газ.
«Доля нейтральных стран в торговле с Китаем, Россией и друзьями растет. В то же время доля торговли с западным блоком снизилась. У этого две основные причины: страны, находящиеся посередине, импортируют на выгодных условиях китайские товары и российскую нефть», – резюмирует агентство.
Тем не менее Запад не оставляет надежду заложить мину замедленного действия под БРИКС, старательно обхаживая упомянутую уже выше Индию.
Как пишет BILD, сразу после окончания казанского саммита и возвращения премьер-министра Индии Нарендры Моди домой, в Нью-Дели вылетел канцлер Германии Олаф Шольц, прихватив с собой едва ли не половину германского Кабинета министров.
«Канцлер ФРГ Олаф Шольц, вице-канцлер Роберт Хабек и половина Кабинета министров прибыли в страну для межправительственных консультаций. В пятницу немецкое правительство Германии и правительство индийского премьера Нарендры Моди подписали множество соглашений – главным образом в сфере оборонной политики. Шольц и министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок стремятся укрепить связи Индии с Западом. Индия покупает российскую нефть по сниженным ценам. Германия надеется "ответить" на это тесным сотрудничеством в оборонной промышленности», – сообщает BILD.
Отмечается, что параллельно с официальным визитом немецкой делегации в индийской столице проходила Азиатско-Тихоокеанская конференция немецкой экономики Asia-Pacific Conference of German Business – регулярный форум с участием германских деловых кругов, на котором те старательно обрабатывают страны региона на предмет эксклюзивного сотрудничество с ФРГ.
По словам Шольца, главной целью встречи в этом году стало заключение соглашения о свободной торговле с Индией, которое на данный момент ещё находится в стадии обсуждения.
«Это может занять несколько месяцев», – заявил министр экономики Германии Роберт Хабек, отметив, что «такое соглашение стало бы правильным ответом на вызовы, перед которыми стоят обе стороны».
Но на самом деле главная задача подобных мероприятий не столько экономика – она здесь средство, а не цель, – сколько именно политика, точнее геополитика. Запад, засылающий в Дели своих эмиссаров, знает о натянутых отношениях Индии и Китая, усугубившихся на фоне приграничных споров несколько лет тому назад, приведших к гибели 20 индийских и 4 китайских солдат в 2020 году.
Чтобы подстегнуть это соперничество, США с недавних пор в своих официальных документах «переименовали» Индо-Китайский регион в Индо-Тихоокеанский.
Как верно подмечают эксперты, хуже дружбы России с Китаем, об опасности которой для всевластия США предупреждал ещё Генри Киссинджер, может быть только мирное существование и взаимовыгодное партнёрство в рамках БРИКС Индии и КНР. Поддерживать межгосударственные противоречия между этим странами – одна из главных задач стран Запада на данный момент.
И каково же было их разочарование, когда стало известно, что, находясь в Казани, Си Цзиньпин и Нарендра Моди заключили мирное соглашение по урегулированию спорных вопросов в приграничном районе в Западных Гималаях.
«Китай и Индия по дипломатическим и военным каналам в последнее время поддерживали тесное общение по вопросам, связанным с границей. В настоящее время обе стороны достигли решения», – сообщил МИД КНР.
«Лидеры двух стран подтвердили, что стабильные, предсказуемые и дружественные двусторонние отношения между Индией и Китаем как двумя соседями и двумя крупнейшими странами на Земле окажут положительное влияние на региональный и глобальный мир и процветание», – ответили китайским коллегам в индийском дипломатическом ведомстве.
Уже в начале этой недели стало известно, что Дели и Пекин решили не тянуть с имплементацией договорённостей и опубликовали схемы по отводу индийских и китайских войск из спорных районов Депсанг и Демчок на границе двух стран. За несколько дней, прошедших с завершения казанского саммита БРИКС, стороны смогли демонтировать (или даже уничтожить) всю военную инфраструктуру, которую строили на протяжении четырёх лет.
Такого ощутимого щелчка по носу западные «партнёры» Индии, разумеется, не ожидали. Ещё одним поражением Запада, теперь уже на уровне ООН, стало приглашение Генсеком организации Антониу Гутерришем Ассоциации городов и муниципалитетов стран БРИКС+ во главе с мэром Казани Ильсуром Метшиным принять участие в работе Генассамблеи ООН.
Как сообщают российские новостные порталы, работа мэра Казани станет одним из векторов реализации предложений Президента РФ расширить представленность в ключевых органах ООН стран, являющихся партнерами России – в этом контексте через защиту их региональных интересов.
Всё это не только наглядно доказывает, что ещё вчера казавшееся незыблемым всевластие западной коалиции очевидно сходит на нет, но и то, что в Организации Объединённых Наций решили не дожидаться, пока БРИКС заменит её за ненадобностью и неэффективностью, а, так сказать, возглавить процесс, понимая, что мир, слишком долго находившийся лицом только к Западу, наконец-то разворачивается на Юг и Восток.