То, что под вопли Урсулы фон дер Ляйен «Ukraine – as long as it takes» далеко не все европейцы теперь послушно кивают головами, проявляется всё яснее. Правда, при этом трудно избежать ощущения, что только от очередного крепкого удара российских войск в зоне СВО возвращается в евроголовы историческая память и здравомыслие. Тут как в свежей киносказке для детей: тюкнула баба Яга Кощея по темечку – тот сразу и вспомнил про здравый смысл. Не тюкнула – так и сидела бы клином в головах европейцев британская догма Центра европейских реформ, финансируемого НАТО и «укрепляющего роль ЕС в мире». Фондерляйненская догма состоит из брюссельских страшилок, которыми распаляют умы европейцев англосаксы: «если Путина не вынудят отступить, он вряд ли остановится на пути к своей цели – уничтожению Украины как суверенного государства; рост угрозы для остальной Европы со стороны милитаризированной России, у которой может даже возникнуть соблазн проверить надежность гарантий НАТО по статье 5, особенно если Трамп станет президентом; рост трансграничной организованной преступности и контрабанды оружия из Украины; миграция еще миллионов украинцев в Европу, спасающихся от зверств, которые уже наблюдаются в оккупированных районах Украины; значительный ущерб глобальной продовольственной безопасности, стимулирующий миграцию из уязвимых стран Ближнего Востока и Африки; глобальное распространение ядерного оружия, поскольку страны приходят к выводу, что обладание ядерным оружием обеспечивает более надежную безопасность, чем обещания помощи от союзников; снижение международного влияния Запада и усиление влияния России и Китая».
Контрабанда западного оружия с Украины, «зверства, которые уже наблюдаются в оккупированных районах», и «ущерб глобальной продовольственной безопасности» даже не требуют комментариев – внаглую валят с больной головы на здоровую. А вот про желание защитить себя ядерным оружием и про усиление влияния России с Китаем – очень даже правда. «Поражение Украины не является неизбежным при условии», – всё ещё надеются британцы, но уже одно то, что падение Киева для них стало возможным, вполне отвечает действительности.
Симптоматично, что до отдельных голов вдруг стало доходить, что идиома «поражение Украины равно поражению всей Европы» в действительности отражает исключительно видение США, стремящихся сдержать развитие России, натравливая на неё Европу. И сегодня именно холуйство Старого Света перед Вашингтоном создаёт предпосылки слома германоцентричной и зависящей от США модели Европы. То, что победа России на Украине открывает новые стратегические возможности, одними из первых поняли во Французском центре разведывательных исследований (CF2R) в Париже. Там, видимо, хорошо тряхнули головой и поняли, что «в западных СМИ и политическом ландшафте конфликт на Украине часто изображается как борьба за выживание Европы перед лицом беспрецедентной российской агрессии. Однако, анализируя факты с использованием менее идеологического и более геополитического подхода, возникают сценарии, переворачивающие это повествование с ног на голову».
Начерченная Брюсселем схема «Ukraine – as long as it takes» отражает американское видение, направленное на то, чтобы Старый Свет оставался под опекой Вашингтона – прозрели французы. И страх Брюсселя заключается не столько в «российской угрозе», сколько в том, что победа Москвы поставит под сомнение проект Единой Европы, прочно пристёгнутой к США.
Действительно, стоит только крепко освежить память чиновникам в Берлемоне, и становится очевидным даже для слепого факт: с 2022 года российская военная операция преследует одну цель - предотвратить расширение НАТО и ЕС на восток, тем самым укрепляя зону безопасности, защищающую российские границы от военной экспансии Запада. В этом нет ничего нового: такова логика великих держав, защищающих свое жизненное пространство. Тем не менее, на Западе старательно делают вид, что доводы Москвы несущественны и даже незаконны. Это не я говорю – аналитики CF2R.
Цитирую: «Главную опасность для европейской стабильности представляет не Россия, а продолжающееся расширение НАТО. Москва никогда не демонстрировала намерения атаковать страны-члены Североатлантического альянса. Её политика всегда заключалась в предотвращении создания пояса враждебных государств вдоль границ. Если бы Запад перестал воспринимать Россию как экзистенциального врага и согласился вести переговоры на реальной основе, многие трения могли бы быть сняты». А разве не об этом же мы говорили со всех международных трибун ещё с Мюнхенской конференции 2007 года?
Использовав для доказательства собственной правоты метод contradictio in contrarium, французы легко высчитали, что победа Украины означала бы не только поражение России, но, прежде всего, победу Соединенных Штатов, которая укрепила бы их гегемонию над Европой. «Интеграция Киева в НАТО и ЕС превратит Украину в стратегический форпост США, навсегда замкнув Европу в геополитическую сеть Вашингтона» - браво, французы! Для вас самих такой сценарий будет катастрофой, поскольку Париж не только окажется в стороне от строящейся оси англосаксонского влияния Вашингтон-Лондон-Варшава-Киев, но и в изоляции во все менее суверенной Европе. И это будет конец голлистского видения Европы как союза наций, способного соединить Восток и Запад.
Не сложно понять, что может последовать за этим прояснением рассудка у французов. Ведь укоротить поводок НАТО это значит начать процесс восстановления геополитического баланса на континенте. А это – окно возможностей для Парижа в определении своей роли в Европе. При неизбежно возникающем многополярном сценарии внутриевропейских отношений Париж мог бы снова стать державой, способной вести диалог с Москвой без оглядки на Вашингтон. То есть, германоцентричный и вашингтоно-зависимый проект Европы, насаждаемый из Брюсселя, был бы обречён. А вот соглашение между Парижем, Берлином и Москвой, ориентированное на евразийскую стабильность, было бы не только желательным, но и необходимым для вполне достижимого процветания и безопасности континента. «Победа России на Украине может стать возможностью переосмыслить европейский проект, выйти за рамки устаревших парадигм НАТО и ЕС и проложить путь к более независимой Европе наций», – считает франузская разведка. Подписываюсь без возражений.
Но надо признать, что не только память о Шарле де Голле, его отказе подчиняться Штатам и его «Европы от Атлантики до Урала» с Россией в качестве основного партнера или выход Франции из НАТО в 1966 году толкают Париж под бок. Он просыпается от брюссельской летаргии потому, что Россия, несмотря ни на что, остается незаменимым партнером для европейской энергетической безопасности и ключевым игроком в обеспечении геополитической стабильности на континенте. Начало диалога с Москвой позволило бы не только снизить напряженность на восточных границах, но и открыть новые перспективы для экономической и технологической интеграции, необходимой для противодействия промышленному спаду в Европе. Плюс Китай предлагает беспрецедентные возможности с точки зрения инвестиций в инфраструктуру и технологических инноваций. Италия, уже участвующая в инициативе «Один пояс и один путь», и Германия с ее прочными торговыми связями с Пекином могли бы сотрудничать с Францией в разработке скоординированной стратегии привлечения китайского капитала в критически важные инфраструктурные проекты при одновременном снижении технологической зависимости от США.
Таким образом, в голлистской интерпретации победа России стала бы средством построения более сбалансированной и суверенной Европы. И вопрос не в том, что Париж хочет и мог бы возобновить свою роль посредника и гаранта европейской стабильности, освободившись от подчинения Вашингтону. А в том, кто не хочет избавиться от «ошейника»…
Гренобльская газета Le Dauphiné libéré недавно опубликовала опрос британской YouGov, показавший, что поддержка Украины «до тех пор, пока она не победит» в Западной Европе резко падает, а прекращение войны с Россией путем переговоров является предпочтительным вариантом в четырех из семи стран. Тут не обошлось без пессимизма в отношении нового президента США, но во Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции, Дании и Великобритании желание общественности поддерживать Украину до победы снижается все последние 12 месяцев. А прекращение боевых действий путем переговоров, даже если это позволит России сохранить контроль над отдельными рагионами Украины, в четырех странах считается предпочтительным.
«В этом году Россия продвигается самыми быстрыми темпами с весны 2022 года… а вооруженные силы Украины с трудом защищают городские поселения в условиях нехватки войск на передовой и сохраняющегося военного превосходства России», – намекает газета на причины, ведущие к падению популярности «формулы победы» брюссельской фрау Ляйен. Нисколько не сомневаюсь в том, что истерически поддержат её сейчас только совсем потерявшие память прибалтийские неофиты. Потому, видимо, их никто спрашивать и не стал.