13 января глава Службы внешней разведки Франции (DGSE) Николя Лернер тайно посетил Алжир во главе большой делегации для переговоров с главой внешней разведки Алжира (DGDSE) генералом Фетхи Муссауи.
Визит главного шпиона Пятой республики в Алжир проходил на фоне «беспрецедентного дипломатического кризиса» между двумя странами, как отмечает Le Matin d'Algérie.
Начало этому конфликту было положено в июле 2024 года, когда решение президента Франции Эммануэля Макрона признать суверенитет Марокко над Западной Сахарой вызвало крайнее негодование в Алжире, который остается крупнейшим региональным сторонником и спонсором Фронта ПОЛИСАРИО. Эта политическая сила выступают за независимость Западной Сахары. Таким образом, Париж и Алжир оказались геополитическими противниками.
4 января 2025 года во Франции был задержан «за призывы к совершению насильственных действий на территории Франции» проживающий с видом на жительство в городе Монпелье 59-летний алжирский тиктокер Нааман Дуалем.
Накануне он был депортирован из страны, но Алжир отправил его обратно. По возвращении он был помещен в центр временного содержания в департаменте Сена и Марна.
По словам адвоката блогера, он был отправлен самолетом в Алжир, однако ему отказали в праве на въезд. Представители правительства Алжира объяснили свое решение тем, что хотят позволить блогеру «отстоять свои права и защитить себя в рамках справедливого и равноправного судебного процесса на территории Франции».
Министр внутренних дел Франции Бруно Ретайо в пятницу назвал действия Алжира попыткой унизить Францию, которая вплоть до второй половины XX века была его метрополией. К нему присоединился и министр иностранных дел Жан-Ноэль Барро. Политик пригрозил ограничениями на выдачу виз, заявив, что у Франции «не остается другого выбора, кроме как принять ответные меры», если «алжирцы продолжат эскалацию» конфликта.
Франция в последние дни провела ряд задержаний алжирских блогеров на своей территории. Так, в пятницу в Лионе была задержана блогерша франко-алжирского происхождения 50-летняя София Бенлемман, которая «публиковала угрозы» в адрес Франции. Ранее «за призывы к терактам и разжиганию ненависти» в Бресте и Гренобле были задержаны блогеры Зазу Юссеф и Имад Тинтин.
Антифранцузские выступления алжирских блогеров происходили на фоне имевших место в конце прошлого года обвинений властей Алжира в адрес французских спецслужб, которые, как сообщил близкий к внешней разведке Алжира (DGDSE) портал Barlamane.com, готовили диверсии на территории Алжира.
По данным властей Алжира, DGSE вела вербовку бывших алжирских террористов для дестабилизации бывшей французской колонии.
Посол Франции в Алжире Стефан Ромате был вызван в министерство иностранных дел североафриканской страны 12 декабря. Ему сообщили, что Париж обвиняется в заговоре с целью дестабилизации Алжира.
Национальное телевидение Алжира и новостной канал AL24 News показали документальный фильм, в котором утверждалось, что французский «план Макиавелли» был «блестяще сорван алжирскими службами безопасности», что Париж отрицал.
В документальном фильме, показанном по алжирскому телевидению, были представлены показания 35-летнего мужчины, бывшего боевика запрещённой в России группировки ИГИЛ*, отбывшего трехлётний срок в Алжире. По его словам, в 2022 году с ним связалась французская ассоциация Artemis, а затем французский дипломат, утверждавший, что является офицером DGSE. Этот дипломат якобы попросил его отправиться в Нигер, связаться с радикальными исламистами в Алжире и собрать конфиденциальную информацию, в частности о системах наблюдения и полицейских патрулях. Ему также было поручено сформировать террористическую группу со своими бывшими сокамерниками для совершения атак в Алжире.
Французского посла также обвинили в «не менее серьезных фактах, которые являются уже не просто недружественным актом, а пресловутым желанием сильно навредить Алжиру», утверждает Le Soir d’Algeria: «Это встречи, организованные в стенах нескольких представительств, выступающих под французским флагом в Алжире, объединяющие вокруг французских дипломатов разных рангов, подчиняющихся DGSE, людей, известных своей враждебностью по отношению к алжирцам».
«Между Францией и Алжиром воцарилась безграничная ненависть», – подвела итог конфронтации между двумя странами французская газета L'Express.
Алжирская контрразведка, как можно предположить, могла ожидать активизации подрывных действий со стороны DGSE, так как об этом вскользь, но довольно прозрачно намекнул сам Николя Лернер.
В начале 2023 года, как пишет та же L'Express, Лернер, возглавлявший тогда французскую контрразведку, в разговоре с высокопоставленным чиновником министерства внутренних дел, пожаловался, что «у него больше нет настоящего потока информации от своих алжирских источников» и намекнул на необходимость расширения и активизации агентурных сетей в бывшей французской колонии.
Болтливость Лернера дала возможность алжирским контрразведчикам сорвать макиавеллиевские планы DGSE, что в очередной раз продемонстрировало деградацию французских спецслужб.
Провал амбициозных прожектов Николя Лернера был ожидаем. На пост главы DGSE он был назначен президентом Франции Эммануэлем Макроном не за какие-либо выдающиеся заслуги. Лернер – личный друг Макрона, и тот его поставил в 2018 году во главе французской контрразведки DGSI, а после провала DGSE, проморгавшей военные перевороты в Мали и Нигере, со скандалом уволил тогдашнего главу DGSE Бернара Эмье, заменив того своим приятелем Лернером.
Гнев главы Пятой республики на своих шпионов копился давно. 29 июля во время заседания Совета обороны Макрон просто набросился на Бернара Эмье, как сообщил хорошо информированный еженедельник Le Canard Enchaîné: «Макрон в ярости из-за DGSE, агенты которой не предвидели приближающегося государственного переворота в Нигере. В середине заседания Совета обороны президент напал на большого начальника разведки: “Нигер после Мали, это уж слишком!”»
В президентство Макрона DGSE преследуют сплошные провалы. Кадровый дипломат Бернар Эмье оказался явно не на своем месте во главе национальной разведки и провалил все, что можно провалить.
«Бернар Эмье не абы кто. Помимо посольских должностей в период с 1998 по 2014 год, мы обязаны ему тем, что он взял на себя ответственность за легендарную службу после блестящего, но вызывающего разногласия Бернара Бажоле. Он служил в министерских кабинетах, он нормальный и умеет читать и писать», – иронизирует основанный Тьерри Мейсаном портал Boulevard Voltaire, отмечая, что «Макрон с 2017 года взял на вооружение печальную привычку окружать себя самоуверенными неудачниками».
Предшественник Эмье на посту главы DGSE, Бернар Бажоле, запомнился в основном тем, что против него были выдвинуты обвинения в «соучастии в попытке вымогательства» [в бытность директором DGSE] и «произвольном посягательстве на личную свободу со стороны лица, обладающего государственной властью» против Алена Дюмениля, франко-швейцарского бизнесмена, который обвинил разведывательную службу в применении принуждения c требованием денег в 2016 году.
«Невероятная история, в которой были растрачены несколько десятков миллионов из секретного фонда DGSE. Этот последний бесславный подвиг является частью длинного списка глупостей, которые запятнали французскую внешнюю разведку. Мы далеки от героического образа, который передает знаменитый сериал «Бюро легенд», где DGSE защищает Францию от террористической угрозы и экономического шпионажа со стороны других великих держав», – прокомментировал этот скандал известный французский публицист и писатель Томас Дитрих.
Занятно, что обвинения против Бажоле выдвинул его преемник Бернар Эмье, который проявил себя как искусный интриган, но никудышный разведчик.
«В Елисейском дворце его критиковали за то, что он не предвидел государственного переворота в Нигере в августе прошлого года, что стало причиной вывода французских войск из Сахеля, так же как и предыдущий переворот в Мали. Аналогичным образом DGSE, как и весь государственный аппарат, не предвидел вторжения России на Украину в феврале 2022 года… Или расторжение контракта на поставку австралийских подводных лодок в сентябре 2021 года. Слабая работа французской разведки в секторе Газа также сыграла не в ее пользу», – пишет l'Opinion.
Что из себя представляет Николя Лернер, можно судить по поистине анекдотичной истории, рассказанной журналом Challenges, не без юмора поведавшим об эпатажной вечеринке, устроенной 20 октября 2022 года в театре Саблон в парижском пригороде Нейи Бернаром Эмье и Николя Лернером.
«Во время этого мероприятия два наших руководителя шпионской сети предприняли необычное упражнение в самопоздравлении и безграничном доверии. Так, Бернар Эмье заявил: “У нас одна из лучших разведок в мире, мы в любом случае в тройке лидеров, давайте перестанем чувствовать себя виноватыми. Налогоплательщики, будьте уверены, с нашими бюджетами вы получаете очень хорошую отдачу от вложений”», – пишет издание, добавляя, что театр был полон самой сомнительной публики, что не скрывали даже сами организаторы этой странной вечеринки, которые постоянно шутили, что зал полон шпионов.
Похоже, на смену одному «самоуверенному неудачнику» Бернару Эмье пришел точно такой же бонвиван Николя Лернер.
Французские СМИ ничего не пишут о результатах его тайного визита в Алжир. Судя по публикациям в алжирской прессе, это была своего рода явка с повинной. Франции нужна алжирская нефть, поэтому Макрон и послал своего друга детства каяться и извиняться перед властями бывшей колонии.
Вопиющий непрофессионализм сотрудников, сомнительные махинации руководства DGSE и пренебрежение элементарными мерами защиты секретной информации стали причиной резонансных провалов DGSE, о чём с тревогой написали в своей книге «Куда подевались наши шпионы?» французские журналисты Эрик Пеллетье и Кристоф Дюбуа.
Комментируя эту книгу, бывший глава DGSE Ален Шуэ в интервью Le Parisien уныло признал: «Мы до сих пор живем во Франции по логике галльских племен», сославшись на отсутствие грамотной организации взаимодействия спецслужб Пятой республики, но деликатно умолчав о фактах непрофессионального поведения и прочих скелетах в шкафу некогда грозной внешней разведки Франции.