Алжир подписал с Вашингтоном соглашение об оборонном сотрудничестве в ходе переговоров командующего войсками США в Африке (AFRICOM) ген. Майклом Лэнгли и начальником штаба ВС Алжира ген. Саидом Шенгриа. Состоялась также встреча Лэнгли с президентом Абдельмаджидом Теббуном.
Соглашение предусматривает взаимодействие в сфере безопасности и ведения разведывательной деятельности и служит прелюдией к закупкам алжирцами американского вооружения. До недавнего времени Алжир оставался крупнейшим в регионе покупателем российского оружия и является чемпионом в Северной Африке и на Ближнем Востоке по объёмам средств, выделенных на оборону ($25,1 млрд., или 1/5 бюджета страны). Разворот в сторону США вызван недовольством в усилении российского влияния в Сахеле, который Алжир считает своей традиционной зоной влияния.
Особенно его беспокоит присутствие подразделений Африканского корпуса МО РФ в соседнем Мали, где продолжается конфликт между центральными властями и туарегами-сепаратистами из Народного движения за освобождения Азавада. Противоречия между малийскими властями и туарегами уходят корнями в давние времена. Туареги Азавада требуют независимости, и Алжир поддерживает их стремление, считая, что тем самым обезопасит приграничные с Мали алжирские земли, населённые берберами и местными туарегами.
Берберы – этнические родственники туарегов. Сначала алжирские власти проводили политику арабизации берберов, но с начала 2000-х берберский язык разрешили изучать в школах, отношение к берберской культуре стало более лояльным. Алжирских берберов и туарегов связывают с малийскими туарегами деловые и родственные связи. Чтобы туарегский сепаратизм в Мали не развивался бесконтрольно и не смог навредить Алжиру, например спровоцировать сепаратизм среди алжирских берберов, которые всегда стремились к широкой автономии, Алжир решил взять азавадское движение под контроль.
Алжирцы видят в самостийном Азаваде буфер, отделяющий их страну от дестабилизирующих тенденций в Мали. Алжирские спецслужбы с 1990-х взаимодействуют с туарегскими группировками, поставляют им инструкторов, развединформацию, оружие, транспорт, топливо, позволяют раненым лечиться в алжирских госпиталях и пересекать границу, скрываясь от преследования малийской армией. Малийско-алжирская граница – понятие условное. На большинстве участков это условная невидимая линия, перекрыть её малийским силовикам не под силу.
Алжир намного богаче Мали, соответственно, туареги-сепаратисты вооружены лучше малийских солдат. Туареги обладают высоким уровнем самоорганизации, намного лучше чернокожих малийских военнослужащих ориентируются в пустыне Сахаре, где находится Азавад. Туарегское общество обладает сложной племенной структурой, некоторые племена поддерживают не азавадовцев, а малийскую армию. Туареги есть среди малийских генералов и офицеров. Всё это в комплексе делает ситуацию ещё более запутанной.
Мали не может согласиться на отделение Азавада, поскольку его территория занимает практически полстраны (850 тыс. кв. км) и имеет общие границы также с Мавританией, Буркина-Фасо и Нигером. Юго-западные рубежи Азавада пролегают на самом узком участке между малийско-мавританской и малийско-буркинийской границами. Это делает положение Мали особенно уязвимым, так как в приграничных районах Мавритании и Буркина-Фасо орудуют боевики «Джамаат Нусрат аль-Ислам валь-Муслимин» (ДНИМ). Контроль азавдовцев над этим участком может обернуться ударом по Мали сразу с трёх сторон – силами ДНИМ из Мавритании, силами ДНИМ из Буркина-Фасо и туарегами из Азавада.
Мавритания, как и Алжир, поддерживает исламистов в Мали, снабжает их оружием, позволяет прятаться на своей территории и совершать трансграничные набеги. В обратном направлении идут нелегальные потоки золота и различных товаров. При преследовании исламистов малийской армией Мавритания заявляет о недопустимости нарушения военнослужащими мавританских границ.
На юго-западе Азавада находятся 70% незаконных золотоносных шахт, контроль туарегов над ними обернётся для Мали огромными экономическими потерями. Сложная обстановка не позволяет Бамако навести порядок в этой отрасли в данном регионе, количество нелегально добытого золота в год достигает 26 тонн.
Россия оказывает Мали содействие в обеспечении безопасности, поставляя технику и укрепляя силовой потенциал его вооружённых сил присутствием российских военнослужащих. Российские военные инструкторы также находятся в Буркина-Фасо и Нигере, с которыми граничит Азавад. Мали, Буркина-Фасо и Нигер объединились в Альянс государств Сахеля (АГС) и в вопросах обороны ориентируется преимущественно на Россию.
Алжиру труднее реализовывать свои тайные цели в вопросе Азавада, снабжение сепаратистов всем необходимым для войны становится не таким простым делом, как раньше. Поскольку у Алжира напряжённые отношения с Францией, как бывшей метрополией, он обратился за поддержкой к США. Азавад географически удобен для дестабилизации всего Сахеля с перспективой вытеснения России из региона. Вашингтон это понимает и углубляет партнёрство и с Алжиром, и с Мавританией.
В мае 2024 г. в штаб-квартире НАТО заместитель генерального секретаря Мирча Джоанэ встретился с министром обороны Мавритании Хананой ульд Сиди. Джоанэ подчеркнул, что «Мавритания является ценным партнером» и что союзники «полны решимости и дальше расширять наше партнерство, в том числе в целях укрепления сил Мавритании в борьбе с терроризмом». Как это будет происходить, если Мавритания, как и США, пока отличаются лишь содействием террористам, не понятно.
В 2023 г. тогдашний президент США Джо Байден восстановил членство Мавритании в торговой программе «Закон о росте и расширении возможностей в Африке», позволяющей беспошлинно ввозить товары в США.
Пентагону особенно интересен северо-восток Мавритании, он же западный фланг Азавада. Другим флангом Азавад упирается в Алжир. Стремление Вашингтона, Нуакшотта и Алжира прочитывается достаточно чётко – взять под защиту азавадовских сепаратистов и использовать их для подрыва влияния России и правительства Мали в Сахеле с перспективой распада АГС и восстановления западными странами контроля над Мали, Буркина-Фасо и Нигером.