Спираль событий, связанных с инициативой президента США Дональда Трампа по урегулированию украинского конфликта за 100 дней, закручивается все дальше. Его разговор с российским Президентом вызвал истерику как в Европе, так и на Украине.
Прямые телефонные контакты между лидерами России и США, а также готовность Дональда Трампа к личной встрече с Владимиром Путиным разбивает весь настрой европейских стран на дальнейшее противостояние с Россией.
Британская The Telegraph считает, что эта новость стала горьким разочарованием для многих в Европе, и некоторые столицы уже с возмущением воспринимают перспективу того, что будущее континента будет решаться без их прямого участия.
По оценке издания, «урок о том, что Европа должна взять на себя ответственность за собственную оборону, должен был быть усвоен, когда Барак Обама не смог придерживаться своих красных линий в Сирии, или, самое позднее, когда Джо Байден, похоже, дал зеленый свет "незначительному вторжению" со стороны России. То, что этого не случилось, свидетельствует скорее о постоянных неудачах Европы, чем про какое-то особое коварство со стороны Вашингтона».
Польский премьер Дональд Туск заявил, что международная ситуация настолько серьезная, что «мы не можем себе позволить споры о нашей безопасности». Он призвал все политические силы и лидеров объединиться перед лицом «угроз с Востока», подчеркнув, что «Польша, Европа и весь Запад требуют сегодня полного сотрудничества и солидарности».
Министры иностранных дел Великобритании, Германии, Испании, Италии, Польши, Франции и Украины, а также представитель Еврокомиссии приняли совместное заявление, в котором потребовали участия Европы и Украины в намечающихся российско-американских переговорах. По их мнению, это должно обеспечить «позицию силы для Украины» в вопросе мирного урегулирования.
Комментируя это заявление, венгерский премьер Виктор Орбан назвал его «печальным свидетельством плохого брюссельского лидерства». По его мнению, ЕС не может требовать места за столом переговоров, а должен его заслужить с помощью силы, хорошего руководства и умной дипломатии. Несогласный с дальнейшей безоговорочной поддержкой киевской хунты, Орбан считает, что «позиция Брюсселя: поддерживать убийства столько, сколько потребуется, – морально и политически неприемлема».
Однако представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас, считает, что любое быстрое решение – это грязная сделка. Она заявила: «Любое соглашение без нас провалится, потому что Европа и Украина необходимы для того, чтобы имплементировать это соглашение».
Чиновник ЕС даже опустилась до прямого шантажа США, подчеркнув, что если «кто-то согласится с определенными условиями», то другие скажут: «Хорошо, вы согласились, но мы не будем этого придерживаться».
Пытаясь успокоить европейских партнёров по вопросу готовящихся российско-американских переговоров, глава Пентагона Пит Хегсет заявил: «Здесь нет предательства. Есть признание того, что весь мир и Соединенные Штаты заинтересованы в мире, в мирных переговорах, как сказал президент Трамп, в прекращении убийств. И для этого обеим сторонам надо признать вещи, которые они не хотят признавать».
По его словам, мирное соглашение не должно стать Минском-3, потому что гарантии безопасности «должны быть подкреплены боеспособными европейскими и неевропейскими войсками», чтобы военные действия не начались снова. Вместе с тем США не верят, что членство Украины в НАТО – это реалистичный результат мирного урегулирования.
Пиг Хегсет подчеркнул, что возврат к границам 2014 года является нереалистичной задачей и «погоней за иллюзорной целью», а также заявил, что «на Украине не будут развёрнуты войска США». Кроме того, в случае размещения европейских войск на Украине, на них не будет распространяться пятая статья НАТО о взаимопомощи в случае нападения.
Новая позиция США стала холодным душем для европейских стран во время встречи координационной группы стран НАТО по Украине в Рамштайне 12 февраля, на которой председательствовал представитель Великобритании, а не США, как ранее.
Очевидно, что Вашингтон не только продолжает попытки переложить на Европу все финансовые издержки продолжения украинского кризиса, но и хочет заставить ее военных принять в нем непосредственное участие: либо в качестве «миротворцев», либо для поддержки дальнейших боевых действий ВСУ в случае провала мирных переговоров с Россией.
Кроме того, указав на нереальность границ 2014 года, глава Пентагона показал, что на возврат вошедших в состав РФ исторических территорий можно не рассчитывать, не говоря уже о границах 1991 года, о которых с начала СВО упорно твердила киевская власть.
Вот только просроченный Зеленский, как раз наоборот, очень хотел бы видеть на Украине американских военных. В интервью британской The Guardian он высказал несогласие с исключительно европейским составом возможных миротворцев: «Мы за миротворческий контингент, если он будет частью гарантий безопасности, но я хотел бы еще раз подчеркнуть, что без Америки это невозможно».
13 февраля Зеленский подчеркнул, что для стабильного мира Украине необходимо разместить 100 тыс. миротворцев. Он также более чётко обозначил свою позицию по вопросу американского участия: «Если мы говорим о создании фактической системы безопасности, похожей на НАТО, то речь идет не про несколько тысяч миротворцев, а про серьезное количество военных из Европы и США».
Все еще в истерике от контактов лидеров РФ и США пребывает глава украинского МИД Сибига, который не может осознать новую реальность. Он настаивает на продолжении политики «мира через силу» и считает необходимым такие действия Запада, как «тотальное санкционное давление на Россию, изоляция и эмбарго для государства-агрессора, максимальное усиление оборонных возможностей Украины, масштабирование украинского и европейского оборонного производства и использование военных контингентов партнеров для сдерживания России».
При этом он плакался, что, дескать, предыдущие международные документы ничем не помогли: «Украина имела слишком много плохих соглашений в прошлом. Будапешт в 1994 году, Бухарест в 2008. Минск в 2015».
В интервью французской Le Monde Сибига продолжил твердить все тот же нарратив: «Наилучшей гарантией безопасности остается вступление в НАТО. Это самый дешевый способ для альянса гарантировать собственную безопасность».
Выполняя указания США, генсек НАТО Марк Рютте заявил 13 февраля, что «Украине никогда не обещали, что в рамках "мирного соглашения" они будут в НАТО». Однако позицию Киева все еще поддерживают многие чиновники НАТО. На условиях анонимности один из них сообщил украинским СМИ, что решение о вступлении Украины в НАТО будет принято, когда настанет соответствующее время и будут проведены необходимые реформы.
Скорее всего, чиновники НАТО считают, что через 4 года, когда президентство Трампа закончится, ничто не помешает пересмотреть любое подписанное им соглашение по украинскому вопросу и снова взяться за пресловутую «евроатлантическую интеграцию» Украины.
Так что холодный американский душ не охладил ни Европу, ни Киев, а только вызвал их недовольство предварительно озвученными условиями, которые они считают уступками Трампа по отношению к России.
В любом случае на переговорах Москве придется очень чётко обговорить все параметры мирных договоренностей, чтобы через 4 года не вернуться к сегодняшней ситуации.