Одно из собраний в Дамаске с участием временного президента Сирии

Сирия после Асада: диалог с Россией лёгким не будет

Дипломатические усилия вступили в активную фазу, однако их успех не очевиден

14 февраля сирийское государственное информагентство SANA со ссылкой на центральный банк страны сообщило о доставке в аэропорт Дамаска наличных денег из России в местных фунтах. Не уточняя объемы переданных средств, регулятор призвал не доверять слухам об их количестве, а доверять сугубо официальной информации, каковая, впрочем, пока не представлена. Ранее, в январе, сирийский центробанк дал указание коммерческим банкам разморозить банковские счета, за исключением заблокированных по официальным решениям, в том числе принадлежащих бизнесменам, связанным с режимом бывшего президента Башара Асада.

Согласно неофициальной информации, в Москве пообещали доставить в Дамаск сирийские деньги, напечатанные на предприятиях «Гознака» после введения против «режима Асада» в начале 2010-х годов западных санкций на фоне разгоревшегося в стране вооружённого противостояния. Начав 30 сентября 2015 года военную операцию в арабской республике, после разгрома основных сил запрещённой в России террористической группировки «ИГ», Москва, в том числе в «астанинском» посредническом формате, прикладывала максимум усилий по активизации диалога между правительством Асада и т.н. «умеренной» частью вооружённой оппозиции (в частности, на юге страны), а также к интенсификации контактов между Дамаском и Анкарой, чего по ряду причин достичь не удалось. Поддержав начатый в конце ноября 2024 г. стремительный марш боевиков под главенством запрещённой в России группировки «Хайат Тахрир-аш Шам» из «Большого Идлиба» на Алеппо, Хаму, Хомс и Дамаск (одновременно с юга на столицу выдвинулись сторонники бывшего «Южного фронта», друзы и др.), Анкара стремится занять привилегированные позиции на территории, столетиями входившей в состав бывшей Османской империи.

Согласно информации агентства Reuters, в ходе визита в Турцию главы переходного правительства Ахмеда аш-Шара`а, известного также как Абу Мухаммед аль-Джуляни, обсуждалась возможность создания в центральной части Сирии турецких авиабаз в рамках более широкого оборонного пакта. На командные посты в «новой» сирийской армии назначаются лица с ярко выраженным турецким бэкграундом, можно предположить и качественное усиление позиций Национальной разведывательной службы MIT. На минувшей неделе в Париже прошла международная конференция по вопросам восстановления Сирии, в ходе которой посылались «обнадёживающие» сигналы о возможной отмене введённых ещё при Асаде санкций – надо полагать, под обязательства свернуть контакты с Москвой и выдворить российские объекты (Макрон даже пригласил сирийского лидера в Париж и ожидается, что визит состоится в ближайшее время). Количество и интенсивность визитов в Дамаск делегаций из самых разных столиц позволяет предположить «многовекторный» характер внешней политики «переходных» властей, пытающихся лавировать между региональными и глобальными центрами силы. 

Конференция по Сирии в Париже

Примечательно, что информация о рейсе Дамаск – Москва с деньгами на борту появилась через два дня после оживлённо комментируемого западными СМИ телефонного разговора Президента России Владимира Путина с Ахмедом аш-Шара`а. Согласно сообщению Кремля, глава государства пожелал собеседнику успехов в решении стоящих перед новым руководством страны задач на благо сирийского народа, с которым Россию исторически связывают отношения дружбы и взаимовыгодного сотрудничества. 

В ходе состоявшегося обстоятельного обмена мнениями «с российской стороны акцентирована принципиальная позиция в поддержку единства, суверенитета и территориальной целостности сирийского государства. В этой связи была подчёркнута важность реализации комплекса мер в целях устойчивой нормализации в стране, активизации межсирийского диалога с участием ведущих политических сил и этноконфессиональных групп населения». Как и ранее, Москва готова содействовать улучшению социально-экономической обстановки в Сирии, включая оказание её жителям гуманитарной помощи.

В ходе беседы затрагивались актуальные вопросы торгово-экономического, образовательного и иного сотрудничества, в том числе по итогам переговоров в конце января заместителя министра иностранных дел РФ Михаила Богданова и спецпредставителя Президента России по Сирии Александра Лаврентьева. Обсуждение судьбы военных объектов в провинции Латакия будет продолжено. Военно-морская база в Тартусе – единственный используемый ВМС России порт на Средиземном море, а авиабаза Хмеймим играет ключевую роль в африканской логистике Москвы. «Россия готова помочь Сирии в восстановлении экономики, отметил научный руководитель Института востоковедения РАН, вице-президент Российского совета по международным делам Виталий Наумкин. – Нам удастся найти компромисс», и новые власти выиграют от сохранения связей с Москвой, в том числе благодаря возможным военным поставкам.

Помимо перспектив российского военного присутствия в Сирии, на встрече в Дамаске, вероятно, обсуждались российские инвестиции, а также судьба бывшего Башара Асада и лояльных ему военнослужащих, причём приоритеты сторон разнятся. Если в Москве делают акцент на опыте восстановления постконфликтного восстановления при непременном уважении к национальному суверенитету, то в Дамаске – на необходимости выдачи Асада (на что намекнул министр обороны Мурхаф Абу Касра) и на возвращение выведенных из страны денежных средств. Сирия по-прежнему испытывает нехватку средств на восстановление, унаследовав от бывшей власти долги перед Россией в размере 8 миллиардов долларов, рассказал в интервью Financial Times министр иностранных дел Сирии Асаад аль-Шибани, приглашённый, согласно некоторым источникам, с визитом в Москву.

Несмотря на продолжающиеся эксцессы, включая похищения, нападения и расправы и отсутствие полного контроля над всей территорией страны, де-факто власти Сирии на словах демонстрируют умеренность и готовность отмежеваться от радикалов. В конце января объявила о самороспуске одна из наиболее радикальных террористических группировок – запрещённые в России т. н. «Стражи религии» («Хурас ад-Дин»), сирийское отделение запрещённой в России террористической организации «Аль-Каида». По словам одного из местных исследователей доктора Аззама аль-Кассира, сегодня ситуация изменилась: «стражи» больше не служат какой-либо цели и их существование скорее стало бременем для действующей администрации, стремящейся улучшить коммуникации и координацию с партнёрами и контролировать ситуацию в стране после ухода Асада, чтобы Сирия не стала площадкой для операций, угрожающих международному миру. 

Всё это, конечно, не обязательно означает прекращения существования группировки в каком-либо виде, а также перехода её адептов в ряды сторонников «ХТШ», «сирийской национальной армии» и т. д., что может привести к новым эксцессам. Так, по информации сотрудников военной полиции в районе морской базы Тартус, на которых ссылается военный корреспондент Олег Блохин, «террористы ХТШ устраивают против российских военнослужащих постоянные провокации и чинят препятствия для нормальной эвакуации нашей техники и личного состава с баз Тартус и Хмеймим. Уже неделю снова запрет со стороны ХТШ на движение колонн ВС России из Хмеймима в Тартус и обратно. Кроме того, в районе морской базы Тартус были провокации со стороны боевиков ХТШ с попытками вооруженных групп приблизится к расположению российской базы, как со стороны суши, так и с моря. В непосредственной близости к нашим судам, курсируют катера боевиков, заполненные их личным составом. Также были демонстративные выставления ЗУШек [зенитные установки ЗУ-23 советского производства. – Прим. авт.], направленных в сторону российских кораблей. Наконец, в одну из ночей была попытка боевиков ХТШ проникнуть на один из наших кораблей. В Тартусе сейчас постоянные тревоги и состояние боевой готовности. Как видим, новые власти не дают нормально работать базам». А 18 февраля примерно 2:30 по местному времени на Хмеймиме объявлялась боевая тревога, обозначенная как «нападение наземного противника».

Решение о пересмотре отношений с Россией будет принимать сирийский народ, несколько абстрактно заявляет глава «переходной» сирийской дипломатии: «Если мы получим зелёный свет от нашего народа, мы предпримем действия». Можно предположить, что мнение «народа» так или иначе предстоит узнать в ходе предполагаемой конференции по определению будущего страны и новой конституции, на которую не пригласят ни курдов Заевфратья, ни сторонников бывшего режима. По словам организаторов, это будет «первое настоящее собрание сирийцев за 75 лет», посвящённое социальным, политическим, экономическим вопросам и вопросам управления, закладывая основы будущего страны. По итогам мероприятия планируется составить для президента переходного периода Ахмеда аш-Шара`а не имеющие обязательного характера рекомендации по выработке новой конституции страны. Среди назначенных временным президентом семи членов Организационного комитета, призванного готовить конференцию по национальному диалогу, – две женщины (одна из которых христианка) и пятеро представителей свергших Асада исламистских группировок, при этом нет ни алавитов, ни курдов, ни друзов.

По словам министра иностранных дел Турции Хакана Фидана, впервые после 14 лет гражданской войны появился шанс на урегулирование сирийского вопроса, а новое руководство в Дамаске демонстрирует готовность учитывать требования международного и регионального сообщества. Он полагает, что одним из ключевых вопросов стабилизации в Сирии является объединение разномастных вооружённых группировок: «Сирийское руководство предпринимает правильные шаги в этом направлении. По нашему мнению, в любом государстве должна быть только одна законная вооружённая сила». Несмотря на оптимистичный настрой министра, многие обстоятельства внутреннего и внешнего характера не обещают ни намечающемуся процессу национального примирения, ни российско-сирийскому диалогу лёгкой жизни.