В последние годы русофобия стала одной из краеугольных тем в риторике практически всех политических сил и течений в Польше. Превращение страны в «последнюю крепость» на пути «российского империализма» стало, по сути, идефикс правящей польской элиты вне зависимости от того, кто находится во главе государства. В этой связи в Варшаве окончательно приняли решение поставить страну на путь милитаризации, при этом не особо задумываясь, чем это в конечном счете обернется для государства и простых граждан.
О необходимости усиления своего военного потенциала в Польше задумывались не раз, однако только события вокруг Украины позволили властям этой страны на волне искусственно распространяемой в континентальной Европе русофобии приступить к реализации озвученных ранее планов. За последние 10 лет Варшава приняла несколько глобальных программ по поддержке своего военно-промышленного комплекса (ВПК) и модернизации армии, в рамках которых было начато строительство различных производств военной техники и боеприпасов, а в вооруженные силы стали поставляться новые боевые вертолеты и самолеты, ракетные системы залпового огня (РСЗО) типа HIMARS, американские танки Abrams и южнокорейские К2, а также многое другое. Для осуществления своих замыслов польские власти публично заявили о необходимости наращивания военных расходов, которые еще в 2022 году составляли около 2,4% ВВП, а в 2024 уже 4,1%. На 2025 году на эти нужды в Польше хотят отправить 4,7% ВВП, что выведет страну на одну из лидирующих позиций по уровню трат на оборону среди членов НАТО. Более того, польские власти всерьез занялись процессом увеличения численности армии, которая в 2024 году уже была около 216 тыс., являясь третьей по размеру среди членов Североатлантического альянса после США и Турции. Сегодня речь идет уже даже не о заявленных ранее 300 тыс., а о полумиллионе военнослужащих, для чего, по словам премьер-министра страны Дональда Туска, в Польше будет разработана программа масштабной военной подготовки всех мужчин призывного возраста «на случай войны». При этом объясняется все это тем, что война с Россией якобы неизбежна, а потому подготовка к ней должна стать главным приоритетом каждого поляка, вне зависимости от его жизненных целей и проблем, которые существуют внутри страны.
Вместе с тем процесс милитаризации Польши осложняется двумя главными проблемами, о которых в Варшаве не принято открыто говорить. Это слабость местного ВПК, что ставит страну в зависимость от поставок иностранного оружия и боеприпасов, а также отсутствие необходимых средств для реализации всех разработанных программ. Поэтому неудивительным является то, что, громко заявляя о своих планах по противодействию «агрессии» России, Варшава стремится переложить бремя военных расходов на страны Евросоюза. Для этого польские политики вступили в своеобразный союз со своими коллегами из Литвы, Латвии и Эстонии, где русофобия уже давно является частью внутренней и внешней политики, а средств и возможностей на объявленное противостояние «российскому империализму» никогда не было. Именно из такого польско-прибалтийского симбиоза в 2024 году появился проект создания некой единой «линии обороны» на границах Евросоюза с Россией и Белоруссией, который предусматривает укрепление пограничной полосы, а также внедрение высокотехнологичных систем наблюдения, средств радиоэлектронной борьбы, беспилотников и систем противодействия им, и пр. Помимо этого, предполагается строительство различных фортификаций, баз для хранения техники, боеприпасов и топлива, а также создание новой и модернизация прежней транспортно-логистической инфраструктуры и пр. Однако в связи с тем, что денег ни у Польши, ни у стран Прибалтики нет, «союз четырех» предложил реализовать проект по созданию «мощной линии обороны, охватывающей сушу, воздушное пространство, море и другие важные сферы», руководству Евросоюза. Как заявили в Варшаве, это позволит защитить весь ЕС «от военных и гибридных угроз на внешней границе». Для этого поляки и прибалты попросил у Еврокомиссии не менее 10 млрд евро на улучшение мобильности войск и оборудования, а также 2 млрд евро – «на защиту подводной инфраструктуры от кибератак и диверсий».
Необходимо отметить, что, требуя средств от ЕС на общую «линию обороны» на границах с Россией и Белоруссией, Варшава совершенно не стесняется говорить о том, что деньги ей нужны и для реализации своего собственно проекта «Восточный щит», строительство которого началось в ноябре 2024 года. По задумке польских властей на границе с Россией и Белоруссией будет построено около 700 км «оборонительных» сооружений, создана новая система оповещения, а также появится тяжелая военная техника, на что потребуется не менее 2,5 млрд евро. Однако тратить собственные средства Варшава пока не спешит, довольно медленно проводя работы и ожидая европейских денег. И если ранее в ЕС довольно сдержанно относились к требованиям Польши, то последние события, в том числе создание кредитного инструмента на сумму до 800 млрд евро для «действий по обеспечению безопасности в Европе», говорят о том, что Варшава вполне может получить деньги от Брюсселя, особенно если будет и далее действовать в интересах европейской и американской «партии войны», подогревая в Европе русофобию и содействуя росту напряженности в регионе. Поэтому совершенно неслучайным стало недавнее заявление Дональда Туска о том, что на саммите глав Евросоюза в Лондоне 6 марта он сумел добиться того, что выводы Европейского совета теперь включают «Восточный щит» и более широкую польско-прибалтийскую инициативу.
На фоне роста русофобии на Западе, а также нежелания большинства стран ЕС и НАТО нормализовать отношения с Россией и приступить к процессу деэскалации напряжённости на континенте риторика официальной Варшавы с каждым днем становится все более воинственной. Польские власти уже заявили о возможности выхода из конвенций о запрете использования противопехотных мин и кассетных боеприпасов, а также все чаще стали вспоминать о ядерном оружии (ЯО). Как отмечал в начале марта Туск, нынешние польские амбиции не ограничиваются наращиванием обычных вооружений, а Варшава должна стремиться к самым «современным возможностям, связанным с ядерным и современным неконвенциональным оружием». Именно поэтому он считает, что к предложению французского президента Эмманюэля Макрона по «ядерному сдерживанию» в Европе нужно присмотреться всерьез. Более того, 13 марта в интервью Financial Times президент Польши Анджей Дуда призвал США переместить ядерное оружие на территорию его страны, так как «границы НАТО сдвинулись на восток в 1999 году, поэтому 26 лет спустя инфраструктура НАТО также должна сместиться на восток». При этом обосновал он свое предложение еще и тем, что в 2023 году Россия разместила свое тактической ЯО в Белоруссии. Правда, кто будет платить за реализацию их идеи, ни Туск, ни Дуда предпочитают не говорить.
Конечно, вряд ли в Варшаве не понимают, что желание получить американское ядерное оружие не имеет никаких шансов на воплощение в жизнь как минимум в обозримом будущем. Однако, несмотря на это, говорить о такой возможности, важно надувая щеки, в польской столице вряд ли перестанут. Для властей Польши важно, как можно громче кричать о мифической «русской угрозе», постоянно повышая ставки абсолютно по всем направлениям. При этом в случае с США Варшава стремится действовать по принципу нынешнего главы Белого дома, максимально завышая первоначальные требования, чтобы в конечном счете получить приемлемый для себя результат. Поэтому, говоря о ядерном оружии, Варшава прекрасно осознает, что Вашингтон вряд ли согласится на его размещение у границ с Белоруссией и Россией, однако в качестве некой компенсации вполне может предложить дополнительную военную поддержку. В том числе в виде новых поставок техники и размещения на территории Польши дополнительного американского контингента. По сути, говоря об американском ЯО, польские власти косвенно предлагают Белому дому в качестве альтернативы превратить свою страну в главную военную базу США не только в Восточной Европе, но и на всем континенте. Это вполне вписывается в нынешнюю стратегию Соединенных Штатов, нежелающих больше распылять свои средства в рамках НАТО, а рассматривающих концентрацию усилий по расширению своего влияния в ключевых для себя точках по всему миру.
Таким образом, можно констатировать, что сегодня Варшава рассчитывает за счет других стран НАТО, в первую очередь США, заявить о себе как главном военно-политическом игроке в европейском регионе, параллельно сняв с себя бремя несения необходимых для этого расходов. Правда, в Польше предпочитают не задумываться, к чему такая политика может привести в будущем. Очевидно, что Россия, а с ней и Белоруссия не будут спокойно смотреть на происходящее и предпримут ответные меры со всеми вытекающими из этого последствиями. В конечном счете, идя по пути дальнейшей милитаризации и эскалации напряженности в Восточной Европе, польская военщина рискует привести свою страну к таким же печальным результатам, которые уже не раз можно было наблюдать в ее истории.