Недавно сербские СМИ поделились неофициальной информацией о перспективах военного союза между Сербией и Венгрией, над которым работают президенты двух стран Александр Вучич и Виктор Орбан. Общность интересов двух соседних стран стала заметным с начала текущего года по мере интенсификации усилий ЕС по разрыву энергетических связей между Россией и её партнёрами в Восточной Европе и на Балканах. Прекращение транзита энергоресурсов через территорию бывшей УССР нанесло сильный удар по венгерской экономике, который Будапешт пытался компенсировать путём расширения сотрудничества с Сербией, транзитная роль которой серьёзно возросла.
В связи с организацией на днях в столице и некоторых городах Венгрии «общественных протестов» под сомнительными предлогами, вполне резонно утверждать, что подлинная подоплёка протестов – дружественные взаимоотношения с Россией и Сербией, оспаривание Будапештом санкций против российских энергоресурсов, оппозиция правительства Орбана деструктивной линии Брюсселя на военно-политическую поддержку режима Зеленского. Примечательно и то, что эти события оказались фактически синхронизированы с массовыми протестами в Сербии с попытками «раскачать» входящий в её состав автономный край Воеводина.
Как мы неоднократно писали ранее, давно и хорошо известно, что внутриполитическое напряжение отнюдь не первый год провоцируют многочисленные местные НКО, напрямую или косвенно поддерживаемые западными спецслужбами в тесной взаимосвязи с запрещённым в России небезызвестным Фондом Сороса. За последние несколько месяцев Будапешт принял ряд мер против организаций, получающих иностранное финансирование, включая закон об иностранных агентах, а также ограничение деятельности запрещённого в России агентства USAID до того, как она была заблокирована администрацией Дональда Трампа. Недавние поправки в Основной закон, помимо прочего, позволят выдворять за пределы Венгрии лиц с двойным гражданством, если их поведение угрожает «суверенитету или национальной безопасности».
Эти меры представляются весьма своевременными, ибо подрывная работа наращивается в течение примерно последнего года. Так имевший тесные связи во власти текущий лидер прозападной оппозиции Петер Мадьяр дал скандальное интервью (свыше 2 млн. просмотров), в котором раскритиковал возглавляемый В. Орбаном ФИДЕС и правительство, якобы «пронизанные насквозь коррупцией и думают только о собственной выгоде». После этого Мадьяр, бывший муж подавшей в отставку бывшего депутата Государственного собрания Юдит Варги, продолжил «разоблачения» в социальных сетях, в красках расписывая якобы оказываемое на него «давление».
«Слова Мадьяра подтверждают критику венгерских организаций гражданского общества, СМИ и органов ЕС: коррупция стала системной при премьер-министре Орбане, что привело к крайнему обогащению его близких соратников», – причитал Сандор Ледерер, глава местной антикоррупционной общественной организации K-Monitor. Ранее небезызвестная Human Rights Watch опубликовала резюме своего исследования (2024 г.), согласно которому «...усиливающееся вмешательство венгерских властей в свободу и плюрализм СМИ наносит ущерб принципу верховенства закона и. как следствие, раскалывает венгерское общество».
Характерна здесь некая «коллективная» синхронность: Брюссель систематически обвиняет венгерские власти в коррупции и нарушении демократических основ: например, еще в 2022 году было приостановлено выделение Будапешту транша «европомощи» приблизительно в 30 млрд евро «из-за нарушения принципа верховенства права и проблем с коррупцией». Подобного рода обвинения отнюдь не отменены. А в 2023-м негосударственная просоросовская Transparency International, сотрудничающая с ЦРУ и МИ-6, объявила именно Венгрию «самой коррумпированной страной – участницей ЕС»: Будапешт опустился в ее рейтинге на четыре позиции и занял 77-е место из 180, и пока этот «рейтинг» не повысился. В свою очередь, Еврокомиссия летом 2024 г. раскритиковала Венгрию за продолжающиеся нарушения демократических свобод.
Несговорчивый венгерский лидер неоднократно препятствовал коллегам по Евросоюзу принимать решения о помощи Украине или наказании России, сетует Politico: «Орбан выбрал изоляцию и путь нелиберальной демократии вопреки очевидным интересам ЕС и, по сути, Венгрии. Ему было предоставлено множество возможностей, но он отверг протянутую руку. Безопасность Европы – слишком серьёзный вопрос, чтобы пытаться его урегулировать с одним человеком, чей взгляд диаметрально противоположен взглядам всех остальных. Если он считает, что ему будет лучше действовать в одиночку, я не думаю, что многие попытаются его остановить», – вещает некий европейский дипломат, однако, как видим, в Брюсселе отнюдь не намерены ограничиваться изоляцией неугодного политика, пользующегося широкой общественной поддержкой. По мнению ряда компетентных источников, стратегия отстранения от исполнительной власти В. Орбана и возглавляемой им коалиции имеет системный и комплексный характер, включая в качестве основных «мероприятий»:
Инициирование общественного движения против коррупции, якобы охватившей Венгрию именно в период правления Орбана;
Стимулирование конфликта между Будапештом и националистическими группировками венгров в соседних Румынии, Словакии, сербской Воеводине и в Закарпатье по причине якобы «игнорирования» Будапештом судеб зарубежных соотечественников, с подталкиванием части политических венгерского «зарубежья» с внутренней антиорбановской оппозиции;
Вытекающий из п. 2 срыв строительства венгерско-сербского нефтепровода для поставок Сербии российской нефти (его ввод в действие планируется на 2027 год);
Введение ограничений или полного запрета на транзит российской нефти по трубопроводу «Дружба – Адрия» (Венгрия – Хорватия) к хорватскому адриатическому порту Омишаль;
Формирование некоего «альтернативного» националистического правительства;
В случае дальнейшего обострения ситуации в Воеводине и / или в Венгрии предполагается вбросить идею о размещении контингента НАТО вдоль венгерско-сербской и (или) венгерско-украинской границы, в том числе с опорой на базы альянса на венгерской территории;
Массированная пропаганда «естественных исторических» границ Венгрии в австро-венгерский период и в 1939-45 гг. на контрасте с якобы негативными для страны последствиями «русско-советского империализма» с тенденциозной, мягко говоря, интерпретацией событий 1848-49, 1940-1945 и 1956 гг.
Весьма существенно этот комплексный подход напоминает небезызвестные и во многом реализованные планы Запада по отстранению от власти летом 1956 г. просталинского руководства Венгрии во главе с М. Ракоши в пользу прозападного режима И. Надя (операция «Фокус»), проложившего прямую дорогу царистскому мятежу 1956 года, потребовавшему вмешательства Советского Союза. Тема «разделённого венгерского народа» активно муссировалась и тогда, и сейчас. Так, ещё в середине 2010-х гг. сообщалось, что в румынской Трансильвании, на протяжении длительного исторического периода полностью или частично находившейся в составе Венгрии и Австро-Венгрии, появился некий «Совет венгерской автономии», напомнивший о существовании в 1952-1968 г. «Венгерской автономной области» со столицей в Тыргу-Муреше, упразднённой при Николае Чаушеску. Некоторые оппозиционные депутаты венгерского парламента носились с идеей некоего протектората в отношении территорий проживания венгерского меньшинства в Трансильвании, не являющихся, к слову, этнически однородными. Так, националистическая партия «За лучшую Венгрию» обещает бороться за создание венгерской автономии в Румынии вплоть до вооружённого конфликта с Бухарестом, что встретило протест со стороны румынских властей.
Можно упомянуть также «Молодёжное движение 64-х округов» (Hatvannégy Vármegye Ifjúsági Mozgalom), требующее восстановления Венгрии в границах, существовавших до исчезновения Австро-Венгрии (в границах которой т. н. «Великая Венгрия» насчитывала те самые 64 округа). Группа выступает за пересмотр Трианонского Договора (1919) и восстановления «Великой Венгрии», чтобы вновь объединить всех этнических венгров, проживающих в сопредельных странах, проявляя признаки активности на местном уровне (не только в Венгрии, но и в части Словакии, Румынии, Сербии и Украины в районах расселения этнических венгров), неофициально представляясь радикальным крылом правой партии Йоббик. Их основная деятельность заключается в пропаганде более строгих мер на местном уровне в отношении тех, кто не придерживаются законов (например, преступников и тех, кто не заботится "о порядке и чистоте", под которыми подразумеваются прежде всего цыгане и связанные с ними специфические криминальные проявления). Активисты движения организуют демонстрации и другие мероприятия для распространения антицыганских, антисемитских и националистических предрассудков (например, марши, посвященные "героическому прошлому" немецких и венгерских солдат во время Второй мировой войны), организуют летние лагеря, спортивные мероприятия с полувоенной подготовкой для молодежи и её обкатки в националистическом духе, о чём подробно рассказывают в социальных сетях...
Как показывает практика многих стран, подобного рода инструментарий может применяться в зависимости от намерений внешних кукловодов. Так или иначе, ближне- и среднесрочная перспектива не обещает лёгкой жизни правительству в Будапеште, которое и далее будут проверять на прочность.
На заглавном фото: демонстрация в Будапеште, 17 марта 2025 г.