Немецкое оружие непригодно в современной войне высокой интенсивности

Малопригодный для реальных боевых действий дорогущий хлам тонет в грязи и не выдерживает высоких температур

Будущий канцлер Германии, лидер Христианско-демократического союза (ХДС) Фридрих Мерц заявил, что его страна поставит Украине крылатые ракеты Taurus, если это решение будет одобрено странами Евросоюза: «Европейцы уже поставляют крылатые ракеты. Британцы делают это, французы, также и американцы. Это должно быть согласовано, и когда это будет согласовано, Германия должна будет участвовать в этом». Германо-шведские крылатые ракеты Taurus являются аналогом британских Storm Shadow. Между тем, в ходе боевых действий против российской армии украинские вооружённые силы активно используют иностранное вооружение, в том числе немецкого производства. Однако, как свидетельствуют внутренние документы бундесвера, ряд немецких систем вооружений оказались непригодными в условиях современной войны высокой интенсивности. 

Об этом сообщил журнал Der Spiegel, в распоряжении которого оказалось выступление заместителя военного атташе Германии в Киеве в ходе секретного совещания, состоявшегося в конце января в городе Делич (Саксония) перед 200 молодыми офицерами бундесвера. Дипломат, основываясь на опыте украинских военных, подробно описал реальные проблемы, с которыми они сталкиваются при использовании немецкого оружия на линии фронта. Один из армейских офицеров специально записывал доклад, чтобы использовать эти наблюдения при подготовке немецких военных инженеров.

Согласно докладу немецкого дипломата, гаубица Panzerhaubitze 2000 имеет «настолько высокую техническую уязвимость, что ее пригодность для ведения войны ставится под серьезное сомнение». Основной боевой танк Leopard 1A5 считается надёжным, но «из-за слабой брони его часто используют лишь как импровизированную артиллерию». Более новый танк Leopard 2A6 требует значительного технического обслуживания и зачастую не может быть отремонтирован в полевых условиях: «Ремонт на линии фронта часто невозможен – техника требует обслуживания, которое доступно только в тылу».

О том, что самоходная гаубица Panzerhaubitze 2000 (PzH 2000) непригодна к использованию в боевых условиях, сообщалось еще в декабре 2022 года в секретном докладе Минобороны Германии, о чем сообщала британская The Times. 

Бундесвер на тот момент имел на вооружении 105 таких гаубиц. В докладе Минобороны Германии указано, что лишь 36 из них были боеготовы.

Болгарский военный портал BulgarianMilitary.com пишет: «Берлин поставлял Киеву бракованные гаубицы, учитывая, что Киев давно сообщал о проблемах с ними на поле боя. Скорее всего, немецкие СМИ давно писали о проблемах с гаубицами, поставленными на Украину, а теперь выясняется, что даже те, что есть в Бундесвере, проблемные.

На Украине, например, выяснилось, что отказала система управления огнем. Неисправность исходит из механизма заряжания самоходной гаубицы, который испытывает огромную нагрузку. 300 снарядов в день выпускают украинцы из немецких гаубиц PzH 2000. Это также проблема, поскольку, по-видимому, немцы не проектировали орудие для столь интенсивного заряжания.

Однако это приводит к другой проблеме. Spiegel сообщил несколько недель назад, что произошла ошибка в графике поставки запасных частей для украинских гаубиц. Оказывается, Германия была вынуждена «каннибализировать» единицу PzH 2000 для поставки запасных частей украинским вооруженным силам».

В мае 2023 года The New York Times опубликовала репортаж из подразделения ВСУ, которое использовало немецкую гаубицу в боях против русской армии. 

Как оказалось, хваленая PzH 2000 просто вязнет «в густой и черной, по консистенции похожей на смесь теста для печенья и мокрого цемента, весенней грязи».

«Гаубица также хрупкая. Ее чувствительная электроника выходит из строя при воздействии влаги или грязи. Солдатам приходится надевать специальные бахилы или тапочки, когда они заходят внутрь, чтобы не оставлять следов в грязи, а в каждой машине есть свой пылесос. В Германии, по словам [украинских] солдат, у гаубиц были собственные гаражи с климат-контролем, где они хранились, когда не использовались – условия, явно не доступные на украинском поле боя», – пишет NYT.

Украинский артиллерист отметил, что немецкая гаубица требует особой чистоты: «Если вы выстрелите два полных боезапаса, вам нужно потратить день на ее обслуживание». 

«Украина недавно приняла решение убрать все свои немецкие самоходные артиллерийские установки с поля боя из-за невозможности их эвакуации в случае попадания под российский обстрел», – подвела черту NYT. 

Что касается самых популярных танков НАТО Leopard 2A6, то «они просто слишком тяжелы для Украины»,пишет немецкий журнал Stern, цитируя эксперта по танкам Джека Уотлинга из британского Королевского объединенного института оборонных исследований (RISI).

«Они были построены для защиты Западной Германии от массированного нападения СССР в 1980-х годах. Страна с сухой, твердой местностью и густой дорожной сетью, которая была создана в ключевых точках для тяжелых танков. Даже сегодня в горах Гарц и на северогерманских низменностях можно увидеть “лесные тропы” размером XXL. Танки НАТО не были разработаны для наступательных операций на сотни километров, как это было в наступлениях Второй мировой войны. Они были разработаны в первую очередь для обороны. Как “истребители танков”, они должны были уничтожить как можно больше русских танков, прежде чем их самих уничтожат. Такая потеря казалась неизбежной. Такие танки, как “Леопард”, были предназначены для борьбы с сотнями, если не тысячами Т-72. Этот сценарий повлиял на каждую деталь. 

На самом деле роль основного боевого танка на Украине сложилась иначе, чем ожидалось. Танковая дуэль случается крайне редко, а танковое сражение вообще не происходит. Непосредственно на линии соприкосновения основные боевые танки используются в первую очередь для прикрытия пехоты, пытающейся пересечь нейтральную зону», – указывает издание, напоминая известную поговорку Too Fat To Fight («Слишком толсты, чтобы драться»). 

В ходе боев на Украине выявился и серьезный конструктивный недостаток бронированного хищника из Германии, который украинские военные назвали критической уязвимостью: при повороте танковой башни назад между броневыми листами «возникает огромный разрыв», что угрожает жизни экипажа. Об этом рассказал газете Süddeutsche Zeitung украинский солдат с позывным Арфа. 

«Всего в украинскую армию было поставлено 65 танков Leopard 2 из разных стран, включая Германию, Польшу, Канаду, Швецию, Финляндию и Португалию. Однако сейчас сообщается, что многие из этих танков находятся далеко от фронта, в ремонтном центре в Литве. Особую проблему представляют российский беспилотник-камикадзе “Ланцет” и высокие затраты на техническое обслуживание танков Leopard 2», – пишет SZ. 

Впрочем, критическая уязвимость танков Leopard 2 выявилась гораздо раньше: во время операций турецкой армии против боевиков в Сирии.

«То, что считается гордостью немецкой военной промышленности, сейчас лежит в виде сгоревшего остова танка на поле боя на севере Сирии. Попадание в танк “Леопард” было настолько сильным, что у него оторвало всю орудийную башню. Похожие изображения и фильмы недавно появились в интернете. Они доказывают, что запрещённому в России «Исламскому государству»* удается выводить из строя немецкие танки Leopard 2A4, которые Турция использует для ведения боевых действий в Сирии. На фотографиях и видеоматериалах отчетливо видно, как танки “Леопард” уничтожаются противотанковыми управляемыми ракетами в ходе боя между ИГ* и турецкой армией за город Эль-Баб», писала немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung в статье под названием «Флагманский танк Германии потерпел поражение в бою с ИГ*» от 14 января 2017 года.

Есть проблемы у украинской армии и с немецкими системами ПВО.

«Даже высокотехнологичные системы ПВО вызывают вопросы. Система ПВО IRIS-T, произведённая компанией Diehl, была высоко оценена за эффективность. Однако на практике боеприпасы для неё стоят слишком дорого, и в нужном объёме их просто нет», – пишет Der Spiegel. 

«Вывод военного атташе звучит несколько отрезвляюще: “Вряд ли какая-либо крупная немецкая единица техники полностью пригодна для войны… Сложное оборудование остается неиспользованным ... Эксплуатационная ценность высокотехнологичного и сложного крупногабаритного оборудования низка, если войска не могут проводить ремонт на месте», – пишет немецкий журнал.

Следует отметить, что немецкая техника не годится не только для боев на Украине, но и в Африке.

Президент Франции Эмманюэль Макрон возлагал немалые надежды на помощь германского бундесвера, который в рамках миссии ООН Minusma проводил антитеррористические операции в Мали. Германия направила в Африку серьезный военный контингент – тысячу солдат, бронетехнику и новые боевые и транспортные вертолеты. Однако немецкая военная техника отказалась работать в экстремальных климатических условиях африканского Сахеля. По данным иноагента Deutsche Welle*, «лишь половина транспортных средств, отправленных на базу ООН в западноафриканской пустыне, всё ещё работает». В операции были задействованы джипы Wolf и Eagle, а также бронетранспортеры TPz Fuchs. Но 50% этой бронетехники простаивало на базе Camp Castor в городке Гао на северо-востоке Мали.

По словам немецких офицеров, в африканских условиях боевая техника работает на пределе своих возможностей. Выяснилось, к примеру, что вертолёты Eurocopter Tiger не могут работать при температуре, превышающей 43 градуса Цельсия. Дневные температуры в пустыне Западной Африки достигают 45 градусов, о чем немецким военным, да и их французским коллегам, надо было бы знать заранее. В довершение всего выяснилось, что аккумуляторы немецких беспилотников на жаре «закипают», что лишило германских борцов с террористами возможности вести разведку местности. 

На Украине грязь, а в Африке жара. Не кажется ли вам, читатель, что немецкую боевую технику можно уподобить плохому танцору, которому всегда что-то мешает?