Почему евреи боятся сионизма? Уроки Второй мировой войны

Почему факты массовых преследований еврее в оккупированной нацистами Европе замалчивались до 1943 года?

Бытует мнение, что евреи и сионизм – почти одно и то же. Говорим евреи: имеем в виду сионизм, говорим сионизм: имеем в виду евреев.   Хотя, конечно, евреи существуют уже со времен Авраама (две тысячи лет до Р.Х.), а сионизм как движение организационно оформился лишь в конце XIX века (первый Всемирный сионистский конгресс был проведен в Базеле в 1897 году). 

Сионизм (от названия горы Сион в Иерусалиме), согласно «Википедии», определяется как «политическое национальное движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине в Земле Израиля (Эрец-Исраэль)». В большинстве публикаций по теме сионизма это движение представляется как представляющее интересы всех евреев мира. 

Я примерно также воспринимал сионизм еще в советские годы. До тех пор, пока, бывая за границей (прежде всего, в США, Англии, Израиле), не стал общаться с теми людьми, которые себя считали евреями. И, к моему удивлению, выяснялось, что они не считают себя сионистами. И более того, относятся к сионизму настороженно или даже откровенно негативно. Мои представления о том, что евреи и сионизм – две стороны одной медали, начали рушиться. 

Антисионизм со стороны неевреев вполне понятен. Прежде всего, по той причине, что сионизм воспринимается как крайний национализм и даже как расизм. Это те, кто не приемлет никакого национализма и никакого расизма. Особенно с учетом того, что в ХХ веке германский национализм Гитлера постепенно перерос в национал-социализм, или нацизм. Сионизм в 1975 году Организацией Объединенных Наций был даже квалифицирован как форма расизма (резолюция 3379 Генеральной Ассамблеи ООН). Уже не приходится говорить о том, что сионизм стал синонимом фашизма для палестинцев и арабов, которые на своей шкуре хорошо прочувствовали, что такое сионизм с того времени, когда в 1948 году благодаря усилиям международного сионизма было учреждено государство Израиль. С октября 2023 года на Ближнем Востоке начался новый раунд «холокоста», жертвами которого стали десятки тысяч палестинцев (убитых и раненых). 

Но чем объясняется антисионизм со стороны тех, кто себя причисляет к евреям, или «лицам еврейской национальности» (общепринятое выражение советского времени)? 

Во-первых, тем, что они точно также, как и большинство людей других национальностей, квалифицируют политику Израиля в отношении палестинцев и арабского населения соседних стран как геноцид. 

Во-вторых, потому что они опасаются, что такая политика Израиля и стоящих за ним сионистов может создать негативное отношение неевреев к евреям по всему миру. Т. е. сионисты всячески провоцируют антиеврейские настроения по всему миру.

В-третьих, евреи, живущие в Старом и Новом Свете, вполне довольны местом своего проживания. Они вполне адаптировались к культуре и социальной среде США, Канады, Британии, других европейских стран, а культурную и социальную среду Израиля воспринимают как непонятную и даже чуждую. И они очень опасаются, что сионисты будут их «спасать» от «ассимиляции». Т. е. могут их насильно переселить в «страну обетованную», куда им страшно не хочется переселяться.   

В-четвёртых, некоторые «рационально мыслящие» евреи считают, что попытки сионистов стянуть всех «богоизбранных», разбросанных по миру, в одно место, называемое «государство Израиль», чревато тем, что «богоизбранный» народ лишится того исключительного положения, которое он сегодня занимает. А это нынешнее исключительное положение евреев в экономике, финансах, политике, культуре и идеологии объясняется именно тем, что они присутствуют во всех или почти всех странах мира. И не просто присутствуют, а занимают в них ключевые позиции. А вот сионисты, по мнению таких «рационально мыслящих» евреев могут лишить «богоизбранный народ» той власти и того влияния, которое у него сегодня есть. «Лучшее – враг хорошего», – говорят «рационально мыслящие» евреи сионистам.  И предлагают сионистам компромиссный вариант – создание и укрепление национально-культурных автономий еврейских меньшинств в разных странах. 

В-пятых, те евреи, которые отличаются особой религиозностью (т. е. ортодоксальные иудеи), полагают, что насильственное создание сионистами государства Израиль может евреям только навредить. Иудеи живут по Торе (Ветхому завету) и полагают, что Израиль как государство может и должен реинкарнироваться лишь после того, когда евреи своей духовной жизнью того заслужат. А насильственное создание государства Израиль может для евреев закончиться трагически.  Примечательно, что первый свой всемирный конгресс сионисты под руководством Теодора Герцля хотели провести в Мюнхене. Но ортодоксальные иудеи Германии и особенно Мюнхена были против, потому этот конгресс пришлось проводить в Базеле (Швейцария). А после проведения конгресса в том же 1897 году Ассоциация раввинов Германии выступила с резкой антисионистской декларацией. 

В 1912 году ортодоксальные иудеи основали международное религиозно-политическое движение «Агуддат Исраэль» («Союз Израиля»), которое также выступило против сионизма. Правда, после 1948 года «Союз Израиля» смягчил свою позицию и даже пошел на сближение с сионистами. Но сегодня во многих странах имеются свои организации ортодоксальных иудеев-антисионистов. 

Есть и другие аргументы евреев, относящихся настороженно или даже негативно к сионизму. Но, как мне представляется, «лица еврейской национальности» свою негативную позицию в отношении сионизма аргументируют чаще всего ссылками на трагический опыт Второй мировой войны.   Вот об этом опыте я хочу поговорить подробнее. 

Сионисты на практике показали, как они относятся к евреям. И эта практика убедительнее разного рода умозрительных аргументов настраивает евреев против сионизма. Работ о деятельности сионистов накануне и в годы Второй мировой войны вышло много. Но многие специалисты считают, что наиболее исчерпывающей является книга Шабтая (Саббатая) Бецалеля Бен-Цви (между прочим, родившегося в Российской империи в 1906 году и покинувшего СССР в 1920-е годы). Книга называется «Постугандийский сионизм на суде: изучение факторов, послуживших причиной ошибок, допущенных сионистским движением во время Холокоста», издана в 1977 году в Тель-Авиве. Более 500 страниц. Долгое время ее замалчивали, тираж был мизерный. Многие о книге узнали лишь после того, как она была издана  на английском языке в США в 1991 году, но автор не дожил до этого момента. 

Если в названии говорится, что был какой-то «постугандийский» сионизм, значит, был и «угандийский». Под вторым понимается та версия сионизма, которая поддерживалась еще Теодором Герцлем. Он считал, что еврейское государство можно создавать там, где для этого будет возможность. Совсем не обязательно привязывать его к Палестине, где некогда проживали ветхозаветные евреи. Было несколько вариантов возможного расселения евреев. Наиболее известен вариант Уганды. 14 августа 1903 года британский министр колоний Джозеф Чемберлен предложил председателю сионистского движения Герцлю программу расселения евреев на территории Восточной Африки. Тот согласился. Но были противники подобных вариантов, которые твердили: «Только Палестина!» После смерти Герцля в 1904 году возобладал «постугандийский сионизм». Евреи из любой страны могут переселяться только на «землю обетованную» (в Палестину) и больше никуда! 

Шабтай Бецалель Бен-Цви (ШББЦ) через всю свою книгу, построенную на фактическом материале, проводит мысль: для «постугандийского» сионизма главной (и, по сути, единственной) целью было создание еврейского государства на том месте, где некогда был ветхозаветный Израиль. А спасение евреев, которые в Германии при Гитлере стали подвергаться дискриминации, для сионизма было интересно лишь в том случае, если они готовы были ехать в Палестину. 

Важным событием накануне Второй мировой войны стала созванная в июле 1938 года по инициативе американского президента Франклина Рузвельта конференция, получившая название «Эвианской» (по названию места во Франции). В ней участвовали представители 32 государств, на встрече решались вопросы помощи еврейским беженцам от режима Гитлера в Германии, Австрии и Чехословакии. Поначалу сионисты проявили большой интерес к конференции. Но вопреки их ожиданиям участники конференции проявили неуместное (с точки зрения сионистов) сочувствие к гонимым евреям и заявили о готовности принимать в своих странах еврейских беженцев. А сионистам надо было, чтобы конференция выступила лишь за вариант переселения гонимых евреев в Палестину. Участники конференции не исключали такой вариант, но не считали его единственным. Отношение сионистов после этого к конференции изменилось. Они бойкотировали эмиграцию евреев в Америку и другие страны мира. Они требовали, чтобы ни одна копейка из еврейских фондов помощи беженцам не была истрачена на что-то иное, кроме переселения в Палестину. 

Один из ведущих сионистов и будущий первый премьер-министр Израиля Бен-Гурион откровенно заявлял: «Задача сиониста – не спасение "остатка" Израиля, который находится в Европе, а спасение земли Израильской для еврейского народа». Эту и массу подобных цитат можно найти в очень интересной, информативной книге израильского историка Тома Сегева «Седьмой миллион: израильтяне и холокост» (Tom Segev. The seventh million: the Israelis and the Holocaust. New York: Hill and Wang, 1993). 

Кстати, ШББЦ считает, что сионисты внесли свой большой вклад в то, что Гитлер стал преследовать евреев. Ещё до начала Второй мировой войны в 1939 году лидер мирового сионизма Хаим Вейцман на XXI съезде сионистского конгресса в Женеве объявил войну Германии. Это заявление было опубликовано в газетах 21 августа 1939 года, т. е. за десять дней до официальной даты начала Второй мировой войны. Понятно, что заявление Вейцмана было сделано не от имени какого-то государства. Но ШББЦ обращает внимание на то, что Вейцман его сделал от имени всего еврейства, а ведь Вейцман представлял далеко не все еврейство, а лишь сионистов. Как пишет российско-израильский публицист Исраэль Шамир в своей книге «Проклятие избранного народа» (М.: Алгоритм, 2006), указанное заявление Вейцмана «позволило потом нацистам говорить, что "евреи развязали войну"». 

Как отмечает ШББЦ, первые уничтожения евреев в Германии были зафиксированы в июле 1941 года. Причём делалось это секретно. Как бы ни скрывали эти случаи, но, конечно же, сионисты об этом знали, но почему-то молчали. Это стало известно и Москве. В марте 1942 года в советских и зарубежных газетах появились письма советского наркома иностранных дел Вячеслава Молотова о массовых убийствах евреев (всего около 100 тысяч). Самым крупным из которых было убийство в Бабьем Яре. СМИ, контролируемые сионистами (ШББЦ приводит цитаты из десятков таких газет), опровергали эту информацию или говорили о том, что число убийств многократно завышено. Или говорили, что убийства были, но убивали не евреев. Эта странная позиция сионистов объясняется тем, что они хотели договориться с Третьим рейхом об организованной пересылке европейских евреев в Палестину. Согласно более ранним договоренностям, европейских евреев следовало выдавливать страхом репрессий, но не убийствами. Третий рейх пытался отрицать убийства евреев. Говоря лишь о повышенной смертности евреев, пребывающих в лагерях, из-за недостатка питания и болезней. 

Но массовые убийства (а также действительно повышенную смертность в лагерях) не утаишь. И уже в январе 1943 года сионисты вынуждены были это признать. Признали и англосаксы (Британия и США), но с неохотой, т. к. находились под сильным влиянием сионистов. Но политика сионистов и в этом случае не претерпела никаких изменений. Они продолжали заявлять, что не выделят ни копейки на помощь тем евреям, которые будут пытаться выехать из оккупированной Гитлером Европы куда-либо кроме Палестины. 

Всячески табуируется такая тема, как селективный подход сионистов к поддержке еврейских беженцев. Оказывается, для сионистов евреи делились на первый, второй и третий сорта. Сионистам нужны были в Израиле евреи «первого сорта». Уж никак не советские, которые были полностью и окончательно испорчены коммунистической идеологией. Прежде всего, сионистам нужны были евреи здоровые и крепкие, которые могли бы и должны были бы служить в армии будущего государства Израиль. Также евреи, обладающие знаниями и профессиональным опытом для построения экономики будущего Израиля. Наконец, евреи состоятельные (у которых где-то за пределами Германии и других оккупированных стран были капиталы). Старые, больные, не имеющие профессий и капиталов евреи были «малополезны» для сионизма. О селективном подходе сионистов к спасению евреев мы читаем в упомянутой книге Тома Сегева «Седьмой миллион»: «Руководители Еврейского агентства согласились на том, что меньшинство, которое может выть спасено, должно выть выбрано ради нужд сионистского проекта в Палестине». 

Ханна Арендт, известная американо-немецкая писательница и философ с еврейскими корнями (1906-1975) глубоко занималась вопросами фашизма и холокоста в годы Второй мировой войны. И она отмечала связь сионистов и фашистов, холокост они осуществляли совместными усилиями. В частности, в своей книге "Эйхман в Иерусалиме" (1963) она обращает внимание на удивительную пассивность «еврейских советов» (юденратов), призванных защищать евреев от нацистов. Она отмечает, что порой они даже соучаствовали в преступлениях нацистов против евреев. Этот мрачный парадокс она объясняет тем, что две трети юденратов управлялись сионистами. Примерно об этом же говорит польско-американский еврейский историк Исайя Трунк в опубликованной им в 1972 году книге «Юденрат: еврейские советы в Восточной Европе в условиях нацистской оккупации» (Judenrat: The Jewish Councils in Eastern Europe Under Nazi Occupation). В частности, на стр. 141 указанной книги он отмечает, что «по расчетам Фрейдягера, половина евреев могла вы спастись, если вы они не следовали инструкциям еврейских советов». 

С учетом сказанного неудивительно, что подавляющая часть тех людей в мире, которые себя позиционируют как евреи, не только не поддерживают сионизм, но его страшно боятся. А наиболее смелые из них с сионизмом борются. 

У читателя может возникнуть вопрос: почему в заголовке статьи говорится, что у организаторов войны стояла цель завоевания мировой власти. Ведь в статье говорилось о том, что целью сионистов было создание государства Израиль. Государства, которое было всё-таки создано в 1948 году и которое сегодня по многим меркам не тянет на звание большого государства. «Википедия» сообщает, что в настоящее время Израиль занимает в рейтинге стран 148-е место по территории, 92-е место по численности населения и 51-е место по реальному валовому внутреннему продукту (ВВП). О какой мировой власти можно говорить при таких скромных параметрах еврейского государства? Но у сионистов на этот счет своя логика. Об этом – в следующей статье. 

Другие материалы