80-летняя годовщина Великой победы советского народа над фашистской Германией заставляет нас вновь и вновь обдумывать вопрос о причинах и корнях Второй мировой войны. Против фашистской Германии и ее союзников Советский Союз вел войну совместно с Британией и Соединёнными Штатами. Принято считать, что наши англосаксонские союзники были такими же непримиримыми противниками германского фашизма (немецкого нацизма), как и советское государство, и весь советской народ.
Но даже не очень глубокое погружение в изучение причин и корней Второй мировой войны заставляет усомниться, что англосаксы столь же негативно относились к германскому нацизму, как и Советский Союз. Под англосаксами я понимаю правящую элиту Британии и США с ее особой идеологией (не следует относить к англосаксам всех живущих в Британии, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии и говорящих на английском языке). Есть много оснований считать, что именно англосаксы насаждали в Германии нацизм, формировали сознание Гитлера как фанатичного фашиста. А такую роль они выполняли по той простой причине, что нацизм (фашизм) в Британии и США уже имел место. К тому времени, когда Гитлер пришел к власти в 1933 году англосаксонский нацизм имел уже весьма зрелые формы.
Конечно, в самой Германии были предпосылки для нацизма. Некоторые авторы считают, что, мол, нацизм – преимущественно германский феномен. А нацизм в других странах – лишь заимствования германского. На самом деле все с точностью до наоборот: германский нацизм – продукт заимствования англосаксонского нацизма.
Конечно, идеологи и приверженцы британского нацизма не прибегали к использованию таких терминов, как «фашизм», «национал-социализм», «нацизм». Их идеология описывалась с помощью других слов и терминов. По своей сути это была идеология расизма. В советское время было издано немало книг по германскому фашизму, в которых он определялся как одна из форм расизма. Если давать самое краткое определение германского фашизма, то это идеология превосходства так называемой «арийской расы» над всеми остальными. Причем среди «всех остальных» имеется градация, распределение по «сортам». Каких-то из «всех остальных» можно использовать в своих интересах (прежде всего, как рабочую силу), а кого-то лучше уничтожить без промедления.
Расизм может иметь и другие формы. Например, сионизм, который идеологически и политически оформился на рубеже XIX - XX вв.; в нем высшим «сортом» определяется «богоизбранный народ», берущий свое начало от Авраама. И такой «особый» народ не имеет право смешиваться с другими народами. Сионизм был квалифицирован как форма расизма в резолюции ООН 1975 года (она была отменена в самом конце 1991 года – одновременно с прекращением СССР, что нельзя считать случайностью).
Британский нацизм зиждется на догмате о богоизбранности того народа, который еще в незапамятные времена пришел на острова Туманного Альбиона (Британские острова) и который получил название «англосаксы». В учебниках по истории и в энциклопедиях англосаксами называют древнегерманские племена англов и саксов, которые в середине V века переселились в Британию. Термин "англосакс" отделяет эту национальную группу от шотландцев и валлийцев, также проживающих на Британских островах.
Англосаксы спустя более тысячи лет после высадки на Британских островах совершили высадку на другой стороне Атлантического океана, в Северной Америке. Англосаксы приступили к освоению Нового Света. По сути, это начало формирования британской колониальной империи. Захват и освоение территорий англосаксами происходил также в Азии, Африке, Южной Америке, Австралии. За примерно четыре столетия была выстроена гигантская колониальная империя, над которой «никогда не заходит солнце». О британском колониальном империализме я еще буду говорить специально. А сейчас хочу обратить внимание на то, что в XIX веке Британия с ее гигантской империей стала объектом самого пристального внимания со стороны государственных деятелей политиков и даже философов разных стран. Кто-то воспринимал Британию с завистью. Кто-то – с восхищением. Кто-то – с ненавистью. Кто-то – с желанием понять причины успеха Британии и заимствовать ее опыт.
Среди тех, кто хотел учиться у Британии и повторить ее успех, было немало тех, кто главным секретом, первопричиной успеха считали не могущество ее морского флота, не экономику (к середине XIX века Англия стала мировой мастерской), не финансы (Лондон стал превращаться в мировой финансовый центр, а британский фунт стерлингов стал самой востребованной в мире валютой), а особый «англосаксонский дух».
Суть этого «духа» предельно проста: чувство своего превосходства над другими. А откуда берется это чувство? Его трудно или даже невозможно воспитать. Оно заложено в крови. И такая кровь течет в жилах «богоизбранных». Англосаксы уверены в своей богоизбранности. А раз они «богоизбранные», значит все окружающие для них – люди второго сорта. А некоторые – даже «недочеловеки». «Богоизбранные» англосаксы – высшая раса, призванная править миром. И она им правит, ей это дано «свыше».
Англосаксы о своем особом «духе» на весь мир не трубили и не трубят. Людям второго сорта об этом знать не положено. А в своем узком кругу «избранных» об этом «духе» англосаксы говорят. Понимание ими своего особого «духа» имеет признаки религиозного сознания. Англосаксы уверены в том, что они потомки десяти колен Израилевых. Со всеми отсюда вытекающими для них правами и обязанностями.
Джон Лили (1553-1606 гг.), британский драматург, предшественник Уильяма Шекспира, в 1580 году провозгласил: «Англия как Новый Израиль… избранна и уникальна». Английский священник Уильям Саймондз (William Symonds) в своей проповеди в 1607 году говорил, что изначальный завет Бога с Авраамом в Новое время стал заветом «с английской нацией, избранным народом нового времени». Английский священнослужитель и издатель Самуэль Пёрчаз (около 1577–1626 гг.) в 1613 году провозгласил, что британская нация является избранной.
Согласно некоторым английским источникам, религия богоизбранности англосаксов в основном сформировалась на рубеже XVI – XVII вв. И эта религия нашла свое прибежище в некоторых протестантских церквях, таких как пуритане, пресвитериане и др. Эта религия стала вдохновлять англосаксов на колониальные захваты.
А также на буржуазную революцию в XVII вв. В частности, одного из ее главных вождей – Оливера Кромвеля. Он называл англичан «народом Бога», а Британию – «Новым Израилем». В 1653 году, произнося свою первую речь в парламенте, Кромвель заявил, что Англия была призвана Богом, чтобы править вместе с ним и исполнять его волю. Кромвель считал, что Бог – не только Творец мира, но им управляет. В том числе и в первую очередь через людей. Но через всех людей, а лишь «избранных». Оливер Кромвель как истинный протестант-пуританин был уверен лично в своей «богоизбранности» и в своём «мессианстве», и богоизбранности с первых шагов восхождения к власти. Он считал, что является Спасителем, и он действительно сумел за собой повести тысячи и миллионы, в том числе профессиональных военных из знатных семей.
В систематизированном виде все эти идеи богоизбранности англосаксов были изложены в изданной в 1840 году книге Джона Уилсона «Наше израильское происхождение» (John Wilson. Our Israelitish Origin). В 1879 году вышла книга Джона Пима Йетмена «Схематическое происхождение народов Западной Европы» (John Pym Yeatman. The Shemetic Origin of the Nations of Western Europe); в ней он продолжает и углубляет теорию, согласно которой в Британии живут потомки Авраама, Иакова и царя Давида. В этом же ряду опубликованная в 1886 году книга Э. П. Ингерсолла «Потерянный Израиль, найденный в англосаксонской расе» (E. P. Ingersol. Lost Israel Found In the Anglo-Saxon Race). В 1890 году увидела свет книга Джона Гарниера «Израиль в Британии: краткое изложение свидетельств, доказывающих израильское происхождение британской расы» (John Garnier. Israel in Britain: a brief statement of the evidences in proof of the Israelitish origin of the British race).
Я называю только малую толику книг, которые издавались в Британии и за рубежом (преимущественно в англоязычных странах) по теме «богоизбранности» англосаксов. Совокупность этих идей получила в специальной литературе название «британский израэлизм» (British Israelism), также «англо-израэлизм» (Anglo-Israelism).
В последние десятилетия XIX века британский израилизм вышел за пределы островов Туманного Альбиона, его организации стали создаваться по всей Британской империи, а также в США. В настоящее время наиболее известными являются Всемирная Британо-Израильская федерация (British-Israel-World Federation) и Канадская Британо-Израильская ассоциация (Canadian British-Israel Association).
Одним из наиболее активных популяризаторов идей «британского израэлизма» в США в прошлом столетии был Говард Рэнд (Howard Rand); годы жизни: 1889-1991. Он основал и возглавил Англосаксонскую федерацию Америки, которая объединяла значительную часть WASP (белых англосаксонских протестантов), верящих в свою богоизбранность. Говард Рэнд опубликовал более десятка книг по теме «британского израэлизма», которые, как он заявлял, явились результатом глубокого исследования Ветхого и Нового Заветов.
В британском израэлитизме имеется множество видов и оттенков. Некоторые представители этого идеолого-религиозного учения и движения полагают, что истинные англосаксы, т. е. те, кто считаются потомками десяти колен Израилевых, должны воспринимать потомков остальных двух колен (т. е. выходцев из Иудеи, кого сегодня называют «евреями») как своих братьев и единомышленников и совместно с ними бороться за мировое господство. Такое крыло британских израэлитов называют филосемитами.
Другая крайность в британском израэлитизме: современные евреи являются потомками сатаны (доктрина «змеиного семени»). Или потомками хананеев (тех, кто некогда населял «землю обетованную» и кого уничтожили или согнали с этой земли пришедшие из Египта под руководством Моисея евреи). Или потомками идумеев (последние – потомки Исава, брата Иакова; как известно, Исав потерял право первородства, обменяв его на «чечевичную похлебку»).
Такие радикальные британские израэлиты считают, что те, кто себя в наше время выдает за евреев, занимаются откровенным обманом. Наиболее радикальные британские израэлиты уверены, что эти обманщики – потомки сатаны, поскольку они не имеют семитской крови. Это хазары, представители тюркской расы, нагло присвоившие себе звание евреев. Это радикальное крыло британских израэлитов нередко награждают званием крайних «антисемитов». На что радикальные израэлиты отвечают, что они не могут быть антисемитами, поскольку разоблачают самозванцев, в которых нет ни капли семитской крови.
Одним из наиболее известных филосемитов в Британии был уже упоминавшийся выше Джон Уилсон. Не менее ревностным филосемитом был также британский израэлит Эдвард Хайн (Edward Hine), ученик и последователь Джона Уилсона. Годы жизни: 1825-1891. В 1870-х годах Хайн издавал журнал под весьма длинным и многозначительным названием «Жизнь из мёртвых: национальный журнал, связанный с идентичностью британцев, потерявших связь с Израилем». Хайн был уверен, что на островах Туманного Альбиона наконец-то сошлись все двенадцать колен Израилевых. А потому Британию можно назвать «Новым Израилем». Из чего Хайн делает вывод: «Англия никогда не потерпит поражения». Хайн дошел до такого состояния религиозного экстаза, что стал себя чувствовать «спасителем» и «освободителем» всех двенадцати колен Израилевых.
Известный еврейский автор Дэвид Бэрон (1855-1926 гг.), ставший в сознательном возрасте протестантом, в своей книге «История десяти «потерянных» колен Израилевых» (History of the Ten Lost Tribes: Anglo-Israelism Examined, 1915 г.) неоднократно цитирует Хайна. В частности, его утверждения, в которых Хайн представляет себя «Избавителем». Тем самым, о котором апостол Павел говорит в Послании к Римлянам 11:25: «Являются ли британцы теми самыми потерянными десятью коленами Израиля? И ведёт ли эта идентичность нацию к славе? Если это так, то, где же Избавитель? Он, должно быть, уже вышел из Сиона. Он, должно быть, совершает Свою великую работу; Он должен быть среди нас. У нас сложилось впечатление, что благодаря славе работы идентичности мы пришли во времена национального спасения Израиля Избавителем из Сиона, и что Эдвард Хайн и этот Избавитель — одно и то же».
Что касается антисемитского крыла британского израэлизма, то наиболее ярким его представителем считается английский философ и писатель Хьюстон Чемберлен (1855-1927 гг.). Но о нем я буду говорить позднее.