Сразу три ледокола – «Владивосток», «Мурманск» и «Новороссийск» – встретились 2 июня в Карском море во время работы на Севморпути. Как сообщили в пресс-службе «Росморпорта», суда построены по проекту 21900М в 2015-2016 годах, являясь усовершенствованной версией проекта 21900 (ледоколы «Москва» и «Санкт-Петербург») и более высокими мощностями, ледопроходимостью и автономностью. Впервые в России на «Владивостоке», «Мурманске» и «Новороссийске» применены полноповоротные винторулевые колонки. По словам специалистов, благодаря этим и другим техническим решениям ледоколы используются для проводки судов в сложных условиях почти на всем протяжении Северного морского пути, значимость которого для морских торговых путей неизменно растёт.
Как мы отмечали в предыдущих публикациях, сложная военно-политическая ситуация на традиционных международных маршрутах, особенно через Суэцкий канал, предопределяет растущую востребованность Севморпути. По данным межведомственной рабочей группы по вопросам развития СМП (середина мая с. г.), грузопоток по нему по итогам 2025 года должен превысить 40 млн. тонн. Аналогичную оценку в середине марта с. г. высказал первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов: «Почти 38 млн. тонн мы перевезли в прошлом году. В этом году задача – перевезти более 40 млн. тонн». За последние 10 лет грузопоток по СМП вырос вдвое, и эта тенденция сохраняется, что во многом обусловлено растущим спросом с начала 2020-х годов на СМП-транзит со стороны КНР, многих стран Юго-Восточной Азии, судоходных компаний под «удобными» флагами. По имеющейся информации, грузотранзит этих стран через СМП на 2022-24 гг. вырос более чем наполовину, и до 65% объема этих перевозок приходится на КНР, включая Гонконг. Примечательно, что до половины всех транзитных перевозок следует по СМП под «удобными» флагами, что выгодно и для предотвращения введения вторичных антироссийских санкций Запада.
В прошлом году «ГлавСевморпуть» осуществил 976 ледокольных проводок (на 20% больше, чем годом ранее), выдав 1312 разрешений на плавание судов по СМП, что стало рекордным значением, сообщил гендиректор этого федерального учреждения Сергей Зыбко. Впервые по СМП проследовал крупный контейнеровоз (правда, недозагруженный) вместимостью более 4,4 тыс. TEU, преодолев более 4 тысяч км за 5 суток и 21 час. Средняя скорость составила 15,5 узлов: «…по дороге был лед, но ему выдали маршрут, и он просто пролетел. Это очень хороший пример, который обращает внимание остальных участников судоходства, что есть Северный морской путь, и при правильной расстановке [ледокольного флота] мы можем по нему осуществлять движение».
В 2024 году по Севморпути было перевезено 37,9 млн тонн грузов, что превысило предыдущий (также рекордный) результат более чем на 1,6 млн. тонн, как отмечено в сообщении пресс-службы вице-премьера- полпреда Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева. Кроме того, в прошлом году было совершено рекордное количество транзитных рейсов – 92, поставлен рекорд по транзитным грузам – более 3 млн. тонн (в 1,5 раза больше, чем в 2023-м). В основном речь идёт о перевозках в порты Скандинавии и северо-западной Европы, так и в обратном направлении.
По оценкам правительства РФ, грузопоток по СМП к концу десятилетия превысит 100 млн тонн, а после повысится до 200 млн тонн. Глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков отмечал, что развитие СМП «является стратегическим приоритетом для России и не зависит от геополитических условий и сиюминутной конъюнктуры. В частности, более активно смотрят на СМП китайские компании, этот тренд проявляется другими зарубежными компаниями». Вместе с тем не стоит обольщаться ненужными мечтами, полагает директор и совладелец ООО «Гекон», член научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики Михаил Григорьев: основная динамика грузопотока по СМП обеспечивается вывозом продукции с арктических производств и завозом туда необходимого оборудования и материалов, тогда как на других направлениях результаты пока скромные.
Надо полагать, ситуация всё же будет меняться. Уже в текущем году, по оценке «Ростатома» (30 мая с. г.), ожидается 50-процентный рост перевозок грузов иностранными компаниями по СМП. При этом данный маршрут летне-осенние месяцы, соединяя российские порты с Китаем (крупнейшим торговым партнёром РФ), «экономит судам до 10 дней пути – по сравнению с проходом через Суэцкий канал и позволяя избегать границ стран Евросоюза». Ожидается, что в 2025 году иностранные компании «осуществят как минимум в 1,5 раза больше рейсов по СМП в сравнении с предыдущим годом, по имеющимся и планируемым заявкам». По состоянию на 27 мая уже получено 196 заявок на судоходство по СМП, включая суда под иностранными флагами. «Росатомом» также сообщается, что в текущем году навигация по СМП с 1 июля продлевается до 30 ноября.
Востребованность СМП в Китае обусловлена и тем, что с 2023 г. он выступает одним из главных инвесторов в масштабных арктических проектах «Ямал-СПГ» (Сабетта на Ямале) и «Арктик-СПГ» (Гыданский полуостров ЯНАО), предусматривающих долговременный рост СПГ-поставок в КНР и ряду стран Юго-Восточной Азии.
Одним из наиболее активных пользователей СМП примерно с середины 2023 г. стал альянс норвежской Golden Ocean Management и швейцарской SUEK AG – на их счету 18 рейсов с использованием судов дедвейтом до 80000 тонн. Все они доставляют железорудный концентрат (шведский и норвежский) в порты Китая. В свою очередь, германский оператор United Heavy Lift организовал 14 рейсов как в восточном, так и в западном направлениях, специализируясь на перевозке генеральных и контейнерных грузов между КНР / Гонконгом и Европой. Китайская судоходная корпорация COSCO Shipping отметилась таким же количеством транзитных рейсов. Ещё одна германская компания, Oldendorff Carriers, выполнила 8 рейсов с помощью высокотоннажных судов дедвейтом до 121000 тонн. Из этих рейсов 6 включали доставку угля и железорудного концентрата с Запада на Восток. Кроме того, в прошлом году Севморпутем впервые воспользовался Азербайджан.
Тем временем Москва и Пекин реализуют с 2024 г. комплексный проект, объединяющий Севморпуть и железнодорожные коридоры, соединяющие СМП с Китаем по наименее протяженным маршрутам. «...С прошлого года Россия и Китай реализует совместный проект – "Арктический экспресс", в рамках которого транзит товаров между портом в Шанхае и Архангельским портом осуществляется по этому комплексному коридору». Такой проект «тем более актуален, поскольку благодаря регулярной (с начала 2020-х годов. – Прим. ред.) эксплуатации Севморпути мы сократили сроки доставки более чем на 30%, что придало новую динамику торговле между Россией и Китаем», – рассказал на полях прошедшего 19 мая в Хабаровске российско-китайского форума «Большой Уссурийский: сотрудничество в совместном освоении острова» генеральный директор логистического холдинга LEDOCO Кэ Цзинь. По имеющимся данным, к этому проекту в 2025-26 гг. подключатся Казахстан, Монголия, страны Индокитая и Малайзия.
Как известно, одной из проблем Севморпути (протяжённостью более 5,5 тыс. км) и Арктического региона в целом является отсутствие здесь устойчивой спутниковой связи, однако ситуация скоро изменится по мере развёртывания высокоэллиптической системы «Экспресс-РВ». Как сообщил глава Роскосмоса Дмитрий Баканов, несмотря на меньшее количество спутников по сравнению с зарубежными аналогами, разработчики утверждают, что российская система будет превосходить их по функциональности.
Кроме того, российские ученые придумали, как эффективнее отслеживать льды в Арктике с помощью отражённых сигналов GPS и ГЛОНАСС. По мнению специалистов, новый, более надёжный метод можно использовать на базе уже существующих систем. Оптические сенсоры и радиометры сильно зависят от погоды, а радиосигналы, которые лёд и вода отражают по-разному, в любых условиях позволят составить карты ледовых полей и сделать навигацию на Севморпути более безопасной.