Париж стремится играть ведущую роль в Юго-Восточной Европе в рамках стратегии НАТО по сдерживанию России. Франция командует многонациональной группировкой «Юго-Восток». Личный состав группировки дислоцируется в Румынии на базе им. генерала Бертло, что весьма символично.
Анри Бертло участвовал в иностранной интервенции в Советскую Россию, в 1919 был главнокомандующим войсками интервентов на Юге России. По его поручению бригадный генерал Жорж Табуи (размещался со своей ставкой в нынешнем Бердичеве Житомирской обл.) вёл переговоры с Петлюрой о совместной борьбе против России. Долгосрочной целью французов было взятие под контроль части Украины и оттеснение России от черноморского побережья.
Ту же цель Париж преследует и сегодня. На саммите НАТО в 2022 г. в Мадриде французы обязались увеличить своё присутствие в Румынии до 5 тыс. военнослужащих. «Это коллективное обязательство нескольких стран, которые взяли на себя ответственность не только развернуть боевую группу, но и довести её до уровня бригады...Нам необходимо иметь возможность интегрировать иностранные подразделения в бригаду и работать в системе командования НАТО... Французские подразделения подготовлены и обучены к вмешательству в любой момент. Они прибывают сюда не просто для тренировок, а для участия в реальных боевых действиях. Подразделения, прибывающие сюда, отличаются исключительной подготовкой...» – говорит ген. Жирар.
Это включает в себя сложный процесс развёртывания, логистики, тактики, оперативной совместимости и использование английского языка для взаимодействия.
Румыния неслучайно выбрана местом приложения основных усилий Франции по ослаблению России. Румынское государство возникло в XIX в. при поддержке Парижа как инструмент противодействия геополитической оси Белград – Москва. Румыния территориально «перерезает» эту ось и старается мешать русско-сербскому сотрудничеству. Румыния взяла за основу государственной идеологии миф о прямом родстве современных румын с древним римлянами (на это указывается в гимне Румынии) и стремилась заручиться поддержкой латинских стран (Франции, Италии, Португалии, Испании), чтобы с опорой на них выйти из изоляции, на которую румын обрекла сама география.
Чтобы выйти из изоляции, Румынии надо быть заметной. Поэтому Бухарест активно участвует в антироссийских игрищах НАТО, получая взамен увеличенную порцию внимания от Вашингтона и Брюсселя и финансирование на модернизацию военной инфраструктуры. Повышение градуса противостояния между коллективным Западом и Россией из-за Украины румыны восприняли как шанс ещё больше повысить в глазах первого свою геополитическую значимость.
«Восточный фланг сегодня является ключевым для альянса... Таким образом, на севере, в Прибалтике и здесь, в Румынии, мы занимаем ключевую позицию на границе. Мы должны оставаться здесь... В Румынии находится крупнейшее французское военное присутствие в мире за пределами французской национальной территории. Оно было в Сахеле, в Африке, но по известным причинам там больше нет [французского] военного присутствия, и поэтому теперь крупнейшее присутствие находится здесь, в Румынии», – заявил в июле 2025 посол Франции в Бухаресте Николя Варнери.
Тем самым посол признал, что скопление французских войск вблизи евразийских рубежей – месть России за её успехи в Африке. Бывшие французские колонии (ЦАР, Бенин, Чад, Мали, Нигер, Буркина-Фасо, Того) расширяют связи с Москвой, упрекая Париж в колониальной эксплуатации африканских недр. В ответ французы вредят России с территории Румынии, насыщая восточный фланг НАТО танками «Леклерк», артиллерией и боевой авиацией.
Стратегия Румынии в регионе совпадает с интересами Франции и имеет вид матрёшки: чтобы быть лидером Юго-Восточной Европы, надо быть лидером в Чёрном море. Но чтобы быть лидером в Чёрном море, надо контролировать устье Дуная, связывающего Румынию с черноморским бассейном. Для контроля над устьем Дуная надо контролировать Бессарабию (сейчас это Одесская область Украины), а для обеспечения контроля над Бессарабией Румынии желательно укрепиться на Карпатах (Бухарест негласно претендует на Северную Буковину, это Черновицкая область Украины) и на Днестре (Приднестровье, Молдавия).
Такие экспансионистские планы заставляют Бухарест считать Россию «естественным врагом» (dușmanul natural) румынского государства. Ввиду этого Румыния для Парижа – узловая точка французского военного присутствия в регионе.