защита храма в селе Гринауцы, фото: Вконтакте

По украинским шаблонам: режим Санду перешел в атаку на Православную церковь Молдовы

Абсолютное большинство жителей Молдовы являются прихожанами канонической ПЦМ, но это не гарантирует церкви безопасность

Русская православная церковь пришла в Бессарабию одновременно с освобождением междуречья Прута и Днестра из-под османского владычества. В 1813 году в составе Русской церкви была создана Кишиневская и Хотинская епархия. В начале ХХ века в ней насчитывалось более тысячи церквей. Она содержала 663 церковные школы и историко-археологическое общество с музеем.

После того как Бессарабия в 1918 году была оккупирована Румынией, архиепископ Кишиневский Анастасий отказался переходить в Румынскую церковь и вынужден был покинуть епархию. Вместе с ним уехали и его викарии. А Румынская церковь самовольно подчинила епархию себе, объявив о создании «Бессарабской митрополии». Московский патриархат не признал проведенный вопреки канонам «переход» и после Бессарабской операции Красной армии восстановил свою юрисдикцию в Молдавии. Однако в 1941 году Румынская церковь снова вернулась в Бессарабию вместе с румынско-немецкими войсками. В сети Интернет можно найти фотографии визита в Кишинев союзника Адольфа Гитлера Иона Антонеску, во время которого он посетил кафедральный собор и выступил в нем с речью.

В 1944 году Красная армия освободила Молдавию от румынских оккупантов, в результате чего деятельность Кишинёвской епархии Московского патриархата продолжилась. Причем румынский патриарх Никодим (Мунтяну) официально подтвердил данный факт. 

Ион Антонеску в Кишинёв, фото: oldchisinau.com

После развала СССР, в конце 1992 года, руководство Румынской церкви, «забыв» церковные каноны и былые договоренности, объявило о «воссоздании» «Бессарабской митрополии». Священники, поддавшиеся на уговоры румынской стороны и перешедшие на ее сторону, были запрещены в служении Синодом Русской православной церкви. 

Даже активная пропаганда в Молдове румынского национализма в 1990-е годы не позволила «Бессарабской митрополии» прорваться в души жителей республики. Ее церкви посещают, по разным оценкам, от 10 до 20% православных прихожан Молдовы. Румынская церковь контролирует всего около 300 приходов. 

При этом результаты социологических исследований показывают, что от 70 до 86% православных христиан в Молдове остаются прихожанами ПЦМ, имеющей на сегодняшний день статус самоуправляемой части Русской православной церкви. К ней относятся свыше 1200 приходов. 

Несмотря на то, что Молдова – светское государство, религия играет огромную роль в жизни ее народа. По подсчетам социологов, 98% населения страны – православные. Поэтому нет ничего удивительного в том, что режим прозападной «президентки» Майи Санду пытается подчинить себе духовную жизнь в республике. 

Вскоре после прихода «президентки» к власти Румынская церковь начала агрессивную кампанию по переманиванию к себе священников из Православной церкви Молдовы. Потенциальным перебежчикам обещали деньги и перспективы карьерного роста. А ресурсами Румынская церковь располагает серьезными – она имеет де-факто государственный статус и бюджетное финансирование из Бухареста. 

Параллельно в атаку на Православную церковь Молдовы перешли, грубо нарушив конституцию, светские власти. 

«Приходит время, когда и мы, как Украина, должны отречься от митрополии Молдовы, которая на самом деле российская»,заявил в эфире телеканала TVR Moldova депутат от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS) Василий Шоймару.

Майя Санду прямого запрета ПЦМ публично не требовала, но тщательно создала для этого предпосылки, разжигая к ней ненависть.

«Церковь должна действовать в соответствии с интересами государства… Я считаю, что все должны работать над достижением главной цели страны. А это сегодня означает мир и европейскую интеграцию», – сказала «президентка» два года назад в интервью по национальному радио. 

Санду попыталась загнать ПМЦ в «смысловую ловушку». Но и этого «президентке» показалось мало. Она обвинила ПЦМ во вмешательстве в избирательный процесс и объявила ее «инструментом» России. А это уже плавная подготовка почвы для запрета под предлогом борьбы с «изменой».

Несмотря на то что официальный Кишинев и Румынская церковь активно использовали против ПЦМ метод «кнута» (угроз) и «пряника» (предложения денег и должностей за переход под юрисдикцию Бухареста), за два года перетянуть удалось всего 13 приходов (около 1%). 

Убедившись в неэффективности такого подхода, режим Санду перешел к более «активным мероприятиям». 

Например, архиепископа Бельцкого и Фалештского Маркелла без каких-либо причин задержали в аэропорту, не давая вылететь перед Пасхой в Иерусалим за Благодатным огнем. 

«Режим всё более враждебно относится к православной церкви, к её миссии и к тем, кто отстаивает традиционные ценности… Власть уничтожает всё, что выходит за рамки её идеологии. Сначала – политическая оппозиция, затем – все инакомыслящие граждане. Теперь же под ударом священнослужители, которые не готовы одобрять навязанные либеральные нормы, но всеми силами отстаивают традиционные ценности своего народа», прокомментировал произошедшее депутат парламента Молдовы Александр Суходольский.

В Партии социалистов действия властей республики назвали «беспрецедентным актом духовного террора», а в партии Moldova Mare – «атакой на веру» и «диктатурой над духовностью». 

Однако на молдавские власти критика не произвела никакого впечатления. В мае архиепископ Бельцкий и Фалештский Маркелл сообщил журналистам, что его снова задержали в аэропорту Кишинева, когда он собирался отправиться паломником в Турцию. 

Полиция заблокировала аэропорт Кишинева перед вылетом Маркелла в Иерусалим, фото: Вконтакте

«Мне трудно себе представить, чтобы офицеры Пограничной полиции сами решили устроить досмотр в аэропорту члена Синода, правящего архиерея отдельной епархии, просто издеваться над ним. В случае с владыкой Маркеллом все заканчивалось в результате этих проверок тем, что у Пограничной полиции не оказывалось никаких претензий к нему. Но ему возвращали паспорт и билет уже когда самолет покидал аэропорт. Это просто преднамеренная попытка унизить его», считает политолог Виктор Жосу.

Кроме того, полиция стала штрафовать молдавских священников за паломничество в Россию. Их обвиняли в «дестабилизации» и «покупке голосов» на выборах. Причем в суде дела рассыпались из-за отсутствия доказательства. Фактически речь шла о моральном давлении на церковь.

В июне полиция Санду избила священника на демонстрации протеста против несанкционированного ЛГБТ*-парада. 

«Власти открыто встали на сторону провокаторов, блокируя движение транспорта, мешая работе карет скорой помощи, подвергнув опасности жизни и здоровье десятков граждан. Полиция, вместо того чтобы обеспечить законность и общественный порядок, фактически сопровождала и охраняла незаконное шествие, в то время как мирных православных граждан – священнослужителей, женщин и детей – подвергали насилию»,прокомментировали вопиющий инцидент в Партии социалистов. 

Буквально через несколько дней давление на ПЦМ вышло на новый уровень. Представители «Бессарабской митрополии» попытались захватить храм Православной церкви Молдовы в селе Гринауцы. Сопротивление рейдерам оказывали представители местной общины, а вот полиция и представители администрации выступили на стороне захватчиков. 

«Молдова все больше становится похоже на Украину… Судя по всему, представители молдавского церковного раскола решили перенять опыт своих украинских коллег из ПЦУ и окончательно закрепить рейдерскую практику так называемых “переходов”», написал телеграм-канал «Православная Молдова и мир».

Противостояние продолжалось около трех недель. К счастью, община победила. Прорумынского «священнослужителя» буквально вынесли из храма. Рейдеры ничего сделать не смогли. Но это наверняка еще не последний раунд. 

Оскорбленная «Бессарабская митрополия» в ответ опубликовала в Интернете донос, в котором обвинила каноническую ПМЦ в «гибридной войне» против «идентичности, духовности и европейских устремлений» Молдовы, а всё «румынское» назвала «святым» и «демократическим». 

Фото: Вконтакте

«Это Румыния диктует, какой церкви быть в Молдове, а какой не быть. Румынское правительство платит деньги церкви, а кто платит, тот и заказывает музыку. Бессарабская митрополия не ищет духовного утешения людей, а занимается политическими заказами, геополитикой. Бессарабская митрополия берет под свое крыло нарушителей канонов. В большинстве своем те священнослужители, что переходят в Бессарабскую митрополию, имели проблемы на службе в Православной церкви Молдовы. Цена предательства веры: 700 евро – 30 сребреников… Русофобия сейчас очень хорошо оплачивается Западом и в церковных делах, как видим, тоже», отмечает архиепископ Бельцкий и Фалештский Маркелл.

По его мнению, цель правящей в Молдове партии PAS – уничтожение молдавской государственности и православия.

«Это не просто румынизация. Это попытка лишить Молдову государственности и аннексировать её», – констатирует он. 

Учитывая огромное количество прихожан канонической ПЦМ, может появиться иллюзия, что православию в Молдове ничего не угрожает. Однако не следует забывать о том, что в 2000-е годы около 80% православных христиан на Украине были прихожанами канонической УПЦ Московского патриархата и лишь около 20% посещали храмы самопровозглашенного «Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви». Однако в дальнейшем лица, совершившие государственный переворот 2014 года, подвергли УПЦ систематической травле и смогли дискредитировать ее в глазах той части общественности, которая недостаточно глубоко разбирается в канонах. Таким образом социум подготовили к появлению «джокера» – ПЦУ (СЦУ) под прикрытием Константинопольского патриархата. 

Захваты храмов УПЦ боевиками-националистами превратились в политические действа, призванные вызывать у дезориентированной общественности ощущение тотальной поддержки «национальной церкви». 

Сегодня режим Санду не пользуется поддержкой у населения внутри Молдовы. Однако нельзя исключать возможности организации «президенткой» масштабной провокации по типу «поджога Рейхстага» с последующим военным конфликтом (как было сделано киевским режимом в Донбассе). А это может кардинально изменить ситуацию. 

Уничтожение канонического православия в Молдове для западных хозяев кишиневского режима – самостоятельная стратегическая задача, так как духовные связи глубже и крепче политических, а христианство само по себе – это внутренняя точка опоры, которая не позволит внедрить в обществе нынешнее издание «европейских ценностей» и провести этнокультурную колонизацию Молдовы. Атаки на ПЦМ неизбежно будут продолжаться. Поэтому смена нынешнего режима для граждан республики – это вопрос цивилизационного выживания. 

На заглавном фото: защита храма в селе Гринауцы, фото: Вконтакте

Другие материалы