«Гладко было на бумаге, да забыли про…»

Как и США, европейская промышленность оказалась в критической зависимости от поставок редкоземельных металлов из КНР

На днях генсек НАТО Марк Рютте расхвастался. Мол, по производству боеприпасов страны альянса будто бы обогнали Россию. «До недавнего времени Россия производила больше боеприпасов, чем все союзники по НАТО, вместе взятые. Но теперь всё иначе», – поведал экстравагантный голландец.

По словам Рютте, количество имеет решающее значение и что странам НАТО необходимо производить еще и технику в больших объемах. Рютте призвал союзников по Североатлантическому альянсу готовиться к длительной конфронтации с Россией, поскольку она-де будто бы является «главной дестабилизирующей силой» в мире и Европе.

А как сообщила газета Financial Times, за последнее время страны Европы в три раза ускорили расширение оборонных заводов. Крупные оборонные концерны построили за два года более семи миллионов квадратных метров новых производственных площадей – речь идет, по ее словам, о «перевооружении исторического масштаба». 

По данным FT, в 2024-2025 годах площадь новых объектов по производству вооружений в Европе выросла до 2,8 миллиона квадратных метров против 790 тысяч в 2020-2021 годах. Отдельного внимания, по ее сведениям, заслуживает завод по производству боеприпасов и взрывчатых веществ в Варпалоте на юге Венгрии. Там изготавливают снаряды для боевой машины пехоты KF41 Lynx, а также планируют выпускать и другие типы вооружений, в частности боеприпасы для танков Leopard 2 и Panther.

А один из главных европейских русофобов комиссар Евросоюза по обороне Андрюс Кубилюс с таким же хвастовством, как и Рютте, заявил, что с февраля 2022 года Европа нарастила производство с 300 тысяч до двух миллионов единиц боеприпасов в год. Мол, мы готовы дать отпор «российскому агрессору». Но Россия, кстати сказать, на Европу на самом деле нападать вовсе не собирается. 

Да и вообще, как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Воинственный пыл своих не в меру разгорячившихся «младших товарищей» по НАТО охладили в США, напомнив, что на пути ускоренного перевооружения Европы есть на самом деле серьезные препятствия. Так газета New York Times напечатала 6 ноября статью под красноречивым заголовком: «Как удушающий захват Китая в сфере редкоземельных металлов может задушить наращивание военной мощи Европы». В ней издание отмечает, что производство «беспилотников, ракет и других важнейших компонентов спешного перевооружения Европы зависит от все более нестабильных поставок полезных ископаемых из Китая. Около 98% импорта некоторых ключевых редкоземельных металлов в Европейский союз приходится на Китай». 

Буквально неделю назад эта же самая авторитетная в США газета напечатала статью, в которой писала о критической зависимости самих Штатов от поставок редкоземельных металлов из КНР, отмечая, что именно на эту тему вел переговоры президент США Дональд Трамп во время своего недавнего визита в Пекин, а вот теперь озаботилась еще и проблемами в этой сфере своих европейских союзников. 

«Европейские правительства, – предупреждает Европу автор нынешней статьи, – спешат перевооружить свои армии, противостоя всё более агрессивной России и всё более изоляционистской Америке. Но эти усилия должны преодолеть серьёзное препятствие в виде китайских ограничений на поставки критически важных минералов».

«Китай, – продолжает газета, – доминирует на рынке редкоземельных металлов и постоянных магнитов, которые используются в производстве ракет, самолётов, беспилотников и широкого спектра военной техники. Пекин использует это преимущество в торговых войнах с Вашингтоном и Брюсселем, ужесточая или ослабляя экспортный контроль над редкоземельными металлами в ходе переговоров о тарифах и других торговых барьерах».

Более года назад Китай разработал сложный свод правил, призванных контролировать экспорт минералов, без которых не может существовать остальной мир. Эти минералы с малоизвестными названиями, в основном так называемые редкоземельные металлы, жизненно важны для производства широкого спектра военной и гражданской продукции: от истребителей до полупроводников и автомобилей.

«Экспортный контроль, – отмечала ранее NYT в другой статье, – дал Пекину огромные рычаги воздействия, поскольку Китай является доминирующим поставщиком. Например, Китай является единственным производителем самария, редкоземельного металла, используемого во многих военных целях. Китай также является единственной страной, овладевшей сложным искусством очистки сверхчистого диспрозия: весь мировой запас этого металла, необходимого для сверхбыстрых микросхем, поступает с одного завода недалеко от Шанхая. 

Возможно, самое важное то, что Китай производит 90% мировых запасов редкоземельных магнитов, используемых в электронике и электродвигателях. Китай является единственным производителем некоторых видов небольших магнитов, используемых в автомобилях», – отмечало американское издание.

Каждый танк, ракета или беспилотник, заказанный в рамках программы перевооружения страны, требует сырья, о котором за пределами оборонной промышленности мало кто знает. По данным Федерального союза немецкой промышленности (BDI), крупнейшей группы лоббирования интересов промышленности в стране, редкоземельные элементы, такие как неодим и диспрозий, а также вольфрам, графит, титан и магний высокой чистоты, являются основой высокотехнологичных военных систем. Они питают радиолокационные антенны, электродвигатели, стабилизаторы ракет, тепловизионные прицелы и двигатели беспилотных летательных аппаратов – все то, что составляет основу современных боевых действий. Большая часть этих материалов поступает из Китая. 

В BDI предупреждают, что ЕС импортирует 95% всего стратегического сырья, причем 90% этого сырья поступает из стран, не входящих в ЕС. В Германии практически не ведется собственная переработка сырья. Между тем Китай контролирует более 50% мировой переработки многих важнейших минералов и до 86% переработки некоторых из них, в том числе галлия и германия, которые имеют большое значение для оборонной промышленности.

И действительно, в Европе по этому поводу уже паника. Марош Шефчович, глава торгового представительства Европейского союза, отметил, что с тех пор, как Пекин начал требовать лицензии на экспорт редкоземельных металлов, лишь около половины из 2000 заявок, поданных субъектами ЕС, были «рассмотрены должным образом».

Отчаянно суетятся в Брюсселе. Как сообщило 25 октября агентство Reuters, ссылаясь на заявление главы Еврокомиссии (ЕК) Урсулы фон дер Ляйен, Европейский союз разрабатывает новый план по уходу от зависимости от редкоземельных элементов из Китая на фоне торгового конфликта США и Китая. По ее словам, ЕС будет стремиться ускорить партнерство в области критически важных сырьевых ресурсов с такими странами, как Австралия, Канада, Чили, Гренландия, Казахстан, Узбекистан и Украина. Она также добавила, что план будет включать в себя более активные усилия по переработке продукции, продаваемой в Европе, для получения редкоземельных элементов.

«Цель состоит в том, чтобы обеспечить доступ к альтернативным источникам критически важного сырья в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе для наших европейских отраслей», – заявила глава ЕК. 

Однако, как отмечают обозреватели, это всего лишь благие пожелания. Около 98% импорта ключевых редкоземельных металлов в Европейский союз приходится на Китай, что делает его ещё более зависимым, чем США, которые импортируют 80% этих редкоземельных металлов из Китая. Хотя редкоземельные металлы встречаются по всему миру, их очень сложно извлекать и очищать. Европейский союз работает над устранением этой зависимости и принял закон, направленный на создание отечественной промышленности, который вступил в силу в 2024 году. Тем не менее замена китайских горнодобывающих и перерабатывающих мощностей – задача не из простых и быстрых. Заменить их ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе, как надеется Урсула фон дер Ляйен, просто невозможно.

Аналитики консалтинговой фирмы SFA Oxford недавно предсказали в исследовательской записке, что «полная диверсификация» за пределами Китая займет от восьми до 12 лет, учитывая, сколько времени требуется для разработки месторождений, строительства нефтеперерабатывающих заводов, расширения производства и включения в цепочку поставок НАТО.

Как свидетельствует NYT, на днях послам 27 стран ЕС сообщили, что Китай, по всей видимости, готов вести переговоры о так называемых генеральных лицензиях для упрощения экспорта редкоземельных металлов в Европу. «Однако, – как отмечает издание, – нет никаких гарантий, что такое решение будет принято быстро или продлится долго. Блок сосредоточен на поиске альтернативных вариантов поставок, сообщили два дипломата, осведомленных о ходе переговоров и пожелавших остаться анонимными, чтобы обсудить внутренние переговоры». 

В краткосрочной перспективе цель переговоров – «обеспечить большую уверенность европейской промышленности», заявил представитель Европейской комиссии Улоф Гилл. «Взаимодействие продолжается». Однако эти перипетии ясно дали европейским лидерам понять, насколько наращивание их военной мощи зависит от все более ненадежных отношений с Китаем.

«Всё зависит от этого», – заявил Йорис Тир, исследователь из Института исследований безопасности ЕС, аналитического центра Европейского союза по вопросам политики безопасности. Без поставок критически важных минералов, по его словам, «перевооружение невозможно».

И «куды» же теперь бедолаге-Европе податься? Придётся, как и Трампу, идти к Пекину на поклон. Ведь, как известно, после того как президент США объявил о введении масштабных пошлин в апреле, Пекин быстро отреагировал, ограничив экспорт семи редкоземельных элементов и магнитов для всего мира. В прошлом месяце он пригрозил расширить этот список, но на прошлой неделе Трамп и Си Цзиньпин договорились отложить введение пошлин на год. Однако апрельские ограничения остаются в силе для европейских покупателей, и, несмотря на все разглагольствования ЕС о диверсификации, Пекин ставит Брюссель фактически в безвыходное положение.

Около 98% импорта ключевых редкоземельных металлов в Европейский союз, как уже говорилось, приходится на Китай, что делает его ещё более зависимым, чем США, которые импортируют 80% этих редкоземельных металлов из Китая. Хотя редкоземельные металлы встречаются по всему миру, их очень сложно извлекать и очищать. Европейский союз работает над устранением этой зависимости и принял закон, направленный на создание отечественной промышленности, который вступил в силу в 2024 году. Тем не менее замена китайских горнодобывающих и перерабатывающих мощностей – задача не из простых и быстрых.

А когда речь заходит об оборонной промышленности, у Европы, как считают ее «ястребы войны», нет на это времени. Европейские страны стремятся резко увеличить расходы на оборону, стремясь к развитию ключевых возможностей к 2030 году. С этой целью Европейский союз смягчил бюджетные правила и запустил программу кредитования на сумму 150 миллиардов евро (172 миллиарда долларов США) для поддержки военных расходов. Отсутствие доступа к критически важным полезным ископаемым может подорвать эту инициативу, изменить геополитические масштабы и определить будущее Европы, отмечают аналитики.

«Цель Китая здесь – замедлить продвижение США и Европы, установив связи с ними», – заявила Бенедетта Жирарди, аналитик Гаагского центра стратегических исследований. «Если это ударит по сфере безопасности одного, это ударит и по сфере безопасности другого», добавила она. Хотя Китай отказался от недавней угрозы ужесточения контроля, сам факт угрозы введения широких ограничений может послужить предупредительным выстрелом.

«Я всё ещё обеспокоена», – сказала Грейслин Баскаран, директор Программы безопасности критически важных минералов в Центре стратегических и международных исследований. «Даже приостановка ограничений оставляет нас в уязвимом положении».

Она заявила, что Европа, США и их союзники пока не достигли той стадии, когда смогут быстро заменить диспрозий, например, в двигателях беспилотников. В мире также нет реальной альтернативы китайским поставкам самария – редкоземельного минерала, критически важного для магнитов, способных выдерживать высокие температуры в современных военных изделиях.

Ну а главное: к чему вообще эта суета с перевооружением Европы? Ведь даже некоторые авторитетные военные в НАТО считают, что она ни к чему. Так бывший коммодор британских военно-морских сил Стив Джерми в интервью YouTube-каналу Daniel Davis выразил сомнение в том, что НАТО сможет одержать победу в возможном противостоянии с Россией, несмотря на громкие заявления генсека альянса Марка Рютте. Он заявил о наличии у России «четких целей, отметив, что Москва не демонстрировала намерений нападать на страны НАТО. При этом он назвал антироссийскую риторику на Западе результатом политического подстрекательства. 

Увы, но это все-таки мнение отставника. А европейские политики и военные при власти продолжают нагнетать милитаристский психоз, резко наращивают гонку вооружений. Но про «овраги-то» забыли!