Как и положено в скандальных детективных историях, дело было ночью. Как свидетельствует польский еженедельник Mysl Polska, в ночь с 9 на 10 ноября в 2:09 украинско-польскую границу пересек чёрный Mercedes S-350, арендованный у львовской транспортной компании, специализирующейся на конфиденциальных перевозках клиентов, желающих избежать нежелательного внимания. Пограничники откозыряли и беспрепятственно его пропустили.
Однако в этой машине, которая с такой необычайной легкостью пересекла границу двух стран, находился гражданин с украинским, израильским, а может, еще и с паспортами других стран, по фамилии Тимур Миндич, которого сегодня ищут по всему миру. Ведь именно он, как пишет издание, «является центральной фигурой недавно раскрытого коррупционного скандала и другом президента Зеленского».
Тут сразу необходимо пояснить, причем здесь упомянутый в заголовке «Карлсон». Дело в том, что в кругах, далеких от аристократических, друг друга принято называть не по именам, а по кличкам-погонялам. Так у Миндича, как свидетельствуют СМИ, погоняло было «Карлсон», а у Зеленского, соответственно, «Малыш». И это – не случайно, поскольку и тот и другой прежде подвизались в кинобизнесе.
«Его заранее, – продолжает автор статьи в польском издании, описывая бегство «Карлсона» из Украины, – предупредили о готовящемся обыске дома, который проводили сотрудники украинского антикоррупционного бюро НАБУ, что позволило ему скрыться до того, как власти успели постучать в дверь. 10 ноября Миндич провёл в Варшаве: заселился в роскошный отель Raffles Europejski, помолился в синагоге Хабад-Любавич, а затем, как в обычной командировке, вылетел в Тель-Авив чартерным рейсом Boeing 737-800 израильской авиакомпании Sundor. Украинские источники не уточнили название аэропорта, ограничившись упоминанием рейса "из Польши в Израиль", но на практике такие чартеры выполняются исключительно из варшавского аэропорта имени Фредерика Шопена».

Далее следы этого ключевого фигуранта небывалого в истории Незалежной скандала с коррупцией теряются во мраке неизвестности. Сообщив об этом, польское издание возмущается: как «человек, подозреваемый в причастности к хищению десятков миллионов долларов, въезжает в Польшу, проводит ночь в самом сердце Варшавы, проходит таможню в аэропорту и без малейшего шума вылетает в Израиль. Никто не задаёт вопросов, все ведут себя так, как будто ничего не произошло», – отмечает издание, высказывая вполне обоснованное подозрение насчет того, что власти Варшавы могли быть соучастниками в этом сенсационном побеге.
Что же это за человек, вокруг которого сегодня бушует небывалый скандал, но о котором ещё несколько дней назад за пределами Украины почти никто ничего не знал? Да и в энциклопедиях о нём сведения крайне скупые. Как пишет казахстанский портал Nur.kz, «о детстве и юности Миндича известно крайне мало: родился он в 1979 году в Днепропетровске в семье Михаила и Стеллы Миндичей, которые позже станут предпринимателями. Миндич – зять ныне покойной российской предпринимательницы в сфере моды, в прошлом фешн-директора московского ЦУМа Аллы Вербер. Она характеризовала зятя как человека, который любит людей, праздники, торжества и чтобы всё было роскошно». Свадьбу Тимур Миндич и дочь Аллы Вербер Екатерина отгуляли в 2010 году в Израиле, недалеко от Стены плача. На праздник они пригласили полтысячи гостей, а сами торжества длились четыре дня.

Дамы, как видно, вообще сыграли в карьере «кошелька Зеленского» немалую роль. Ранее Миндич встречался с дочерью олигарха Игоря Коломойского Анжеликой. «Миндич был когда-то женихом моей дочери, несостоявшимся. Но разошлись», – рассказывал сам Коломойский в 2019 году. Во времена опалы скандального олигарха, под конец президентства Петра Порошенко, Миндич, как выяснили журналисты, неоднократно навещал его в Израиле и в Швейцарии. В интервью украинским СМИ Коломойский утверждал, что именно Миндич был человеком, который когда-то познакомил его с Владимиром Зеленским.
А потому «давние и близкие связи с Владимиром Зеленским – пожалуй, можно считать главным активом Миндича. Он – совладелец студии "Квартал 95" и был её коммерческим директором задолго до того, как Зеленский стал президентом. В качестве доказательств близости Миндича к Зеленскому журналисты часто обращают внимание на показательные мелочи. Например, когда во время президентской кампании 2019 года нынешний президент в ответ на обвинения в наркомании явился в клинику сдавать анализы на запрещённые вещества, то он подъехал к ее дверям на Mercedes, зарегистрированном на Миндича. А в январе 2021 года именно в квартире Миндича Зеленский отпраздновал свой день рождения: до полномасштабного вторжения они жили в одном доме на улице Грушевского в Киеве».
Другой давний знакомый Миндича – один из самых могущественных людей сегодняшней Украины, правая рука президента и глава его Офиса Андрей Ермак. «Он занимался кинопроизводством, и я занимаюсь. Поэтому очень дружественные отношения. Были, есть и, дай Бог, будут», – рассказывал Миндич журналистам проекта «Схемы».

Но, как говорится, недолго музыка играла. В ходе заседания Высшего антикоррупционного суда вечером 11 ноября прокурор заявил, что в начале этого года Тимур Миндич, «пользуясь ситуацией, сложившейся в Украине в период военного положения, дружескими отношениями с президентом Украины, связями с нынешними и бывшими должностными лицами органов государственной власти и правоохранительных органов… с целью удовлетворения собственных потребностей решил незаконно обогатиться».
По данным прокуратуры, с этой целью он и его знакомый Александр Цукерман создали систему, которая позволяла злоумышленникам получать «откат» с большей части закупок, которые осуществлял «Энергоатом». По версии антикоррупционных органов, работала эта схема так. Контрагент «Энергоатома» выполнял на украинских АЭС какие-либо работы или поставлял для их нужд какие-либо товары. После этого он должен был получить от заказчика оплату этих товаров или услуг. Однако на деле деньги выплачивались только после того, как злоумышленники получали от этого контрагента «откат» в сумме 10-15 % от суммы контракта. Иногда, уточняют в НАБУ, платёж нужно было проводить на счета компании, которые контролировались членами этой преступной организации, иногда – на счета других компаний, которые ожидали деньги за выполненные для «Энергоатома» работы.
Но, вероятно, самая таинственная история о бизнес-интересах Миндича касается оборонной промышленности воюющей Украины. В августе этого года издание Kyiv Independent сообщило, что НАБУ проверяет деятельность компании Fire Point на предмет возможного завышения цен на дроны ее производства и способности компании выполнить заказы Минобороны. Кроме нескольких моделей дронов, Fire Point производит распиаренные ракеты «Фламинго», которые Зеленский называл самой успешной подобной разработкой, реализованной Украиной.
Компания, которая не может похвастаться значимым опытом в сфере производства вооружений, получила масштабный заказ на свою продукцию, и это вызвало противоречивые оценки у профильных экспертов. Журналисты Kyiv Independent тогда утверждали со ссылкой на источники, что реальным владельцем Fire Point является именно Тимур Миндич. Сам он, понятное дело, ситуацию с Fire Point не комментировал.
Но ещё более любопытные подробности о похождениях беглого «Карлсона» разузнало издание Life.ru. По его данным, Миндич «является совладельцем кипрской Green Family Ltd, которая до 6 апреля 2022 года владела своим российским подразделением – ООО Green Films, прокатчиком украинского сериала «Сваты». А кроме того, у Миндича, по его сведениям, в России до сих пор процветает алмазный бизнес.

Масштабное коррупционное дело в сфере энергетики на Украине может стать «часом расплаты» для Зеленского, пишет британское издание Economist со ссылкой на высокопоставленного украинского чиновника. Он сравнил скандал с инфекцией, которая может погубить главу страны. По словам собеседника издания, некоторые на Украине хотят полной перезагрузки правительства, а другие видят в этом возможность для лидера освободиться от «чиновников-балластов».
«Зеленскому предстоит час расплаты. Выбор невелик – либо он ампутирует ногу, либо подхватит инфекцию, которая распространится по всему телу, и умрет», – сказал он.
У Зеленского он действительно невелик. А вот что касается «Карлсона», то у его кинематографического прототипа в мультфильмах был, как известно, на спине пропеллер, что позволяло ему с легкостью перелетать с места на место. У Миндича есть израильский паспорт, а Израиль своих не выдает, в том числе даже самых отпетых мошенников. Так что «Карлсон» теперь живет не на крыше, а «под крышей».