В Африке развиваются тенденции по национализации алмазодобывающей отрасли, и тем самым скандально известную корпорацию De Beers понемногу «уходят» из этой отрасли, стратегически значимой в том числе в общемировом контексте.
Напомним, подсчитывающая ныне убытки корпорация De Beers (Йоханнесбург, ЮАР), созданная британским ювелирным и финансовым бизнесом в Южной Африке в 1888 году, – один из крупнейших в мире добытчиков необработанных ювелирных алмазов, на его долю ныне приходится не ниже трети их мирового производства. Трансграничный конгломерат Anglo American (Лондон) владеет компанией с 1926 года, однако сейчас он, похоже, готов избавиться от своей 85-процентной доли в De Beers с тем, чтобы сосредоточиться на производстве меди для зелёной энергетики, а также на добыче руды и производстве удобрений.
Корпорация, стоимость которой оценивается почти в 5 млрд долл., отнюдь не первый год реализует «неучтённые» ее официальной статистикой ювелирные алмазы по демпингу. Почти исключительно, это продукция с рудников Лесото, Свазиленда, Ботсваны, Анголы, Намибии, Сьерра-Леоне. Компания издавна работает в этих странах, в том числе посредством аффилированных / офшорных структур, как и в ЮАР, Канаде, Австралии (имеется в виду добывающий сегмент корпорации).

Скажем, по данным Bloomberg от 13 мая с. г., поныне не опровергнутым, De Beers Group тайно продаёт необработанные алмазы по сниженным ценам избранным клиентам. Рынок бриллиантов находится в кризисе: мировые цены падают по причине падения спроса в США, Китае и на других маржинальных рынках, а также из-за внешнеторговых пошлин администрации Трампа, что привело к замедлению покупок и накоплению запасов. Так, в отличие от золота, металлов платиновой группы и угля из ЮАР, освобождённых от нового тарифного режима США, на природные алмазы из этой страны по-прежнему распространяется 30-процентная пошлина, что наносит удар по одному из ключевых экспортных секторов страны. Наконец, по мере того как потребители переходят на менее дорогостоящие бриллианты, произведённые в Китае и Индии, средняя цена на карат «природного» бриллианта снижается. Отсюда – неафишируемые демпинговые распродажи и попытки «по-тихому» найти выход из ситуации, в то время как представители De Beers предпочитают хранить молчание.
По данным World Diamond Council, цена упала с пикового значения в 6819 долларов в мае 2022 года до 4997 долларов к декабрю 2024 года. По сообщениям покупателей, которые «попросили не называть их имён, в последние месяцы De Beers продала необработанные алмазы на сотни миллионов долларов по "параллельным" сделкам с небольшим количеством своих клиентов. Компания продавала камни со скидкой от 10% до 20% против официально установленных цен, то есть «тайные сделки направлены на сокращение стремительно растущих запасов De Beers без вынужденного снижения цен».
Навряд ли такие операции отвечают интересам по крайней мере слаборазвитых африканских стран, где отнюдь не первый год оперирует, впрямую или косвенно, эта корпорация. Соответственно, ряд стран предпринимают меры по устранению корпорации или ограничению ее участия в добыче-экспорте алмазов.
К примеру, Ботсвана (британский Бечуаналенд до 1965 г.), где до начала 1980-х гг. De Beers чувствовала себя более чем вольготно, «рассматривает возможность покупки контрольного пакета акций De Beers», в конце сентября заявил президент страны Дума Боко: «Мы более чем готовы к сделке и заявили, что это стратегический вопрос экономического суверенитета Ботсваны».
Ботсвана и De Beers владеют по 50 % акций компании Debswana – основного производителя алмазов в стране, работающей на нестабильные, как было показано выше, мировые алмазные рынки. По словам Дума Боко, страна ведет переговоры, «в частности, с суверенным фондом благосостояния Омана, чтобы профинансировать сделку, в результате которой доля нашего государства в данном СП превысит 50 %». Кстати, в мае с. г. вышеупомянутая Anglo American объявила о планах продать свою 85-процентную долю в De Beers - Ботсвана.
Аналогичная тенденция просматривается и в соседней Анголе: 24 сентября 2025 г. Financial Times сообщила, что власти страны рассматривают покупку миноритарного пакета акций De Beers. Министерство минеральных ресурсов страны заявило, что заявку уже подала государственная компания Endiama, занимающаяся разведкой, добычей и продажей алмазов.
По словам главы минресурсов Диамантино Педро Азеведо, глобальная цель этой инициативы – сформировать «панафриканский консорциум производителей алмазов, в который вошли бы Ботсвана, Намибия, ЮАР и Ангола. Это позволит избежать доминирования в этой сфере одной стороны». По оценке британского издания, такой шаг Анголы «добавляет новый уровень сложности в разгорающуюся геополитическую борьбу за контроль над De Beers». Тем более что по времени заявка Анголы совпала с заявлениями президента Ботсваны о готовности страны увеличить свою долю в той же структуре выше контрольного пакета.
Ангола уже более восьми лет не ведет совместную с De Beers добычу и продажу алмазов, но у De Beers и Endiama уже многие годы работает совместное предприятие. Гендиректор De Beers Ал Кук в середине августа с. г. назвал Анголу «одним из лучших мест на планете для поиска алмазов», но, как считают профильные зарубежные эксперты, запуск этим СП нового крупного месторождения, открытого в середине августа с. г. на юго-востоке страны, вряд ли станет реальностью в ближайшие годы. Предложение властей Луанды по региональному консорциуму выглядит логичным уже потому, что страна и в целом Южная Африка входят в число наиболее быстрорастущих производителей ювелирных алмазов, и в настоящее время вовсе не склонных к «традиционному» монополизму De Beers.
Министры горнодобывающей промышленности Ботсваны и Анголы встретились 7 ноября в столице Ботсваны. Согласно статистическим данным, в 2024 году Ангола впервые за два десятилетия обогнала Ботсвану и стала крупнейшим производителем алмазов на континенте. Активизировалась и Намибия, правительство которой заявило о намерении расширить участие в цепочке создания стоимости алмазов. Намибия уже владеет 50 % акций Namdeb Holdings совместно с De Beers, и, несмотря на выгоды в виде налогов, роялти, а также создания новых рабочих мест, алмазодобывающие страны Африки (которых в общей сложности более двадцати) претендуют на более справедливое распределение прибыли от добычи и переработки природных богатств Чёрного континента.
Заглавное фото: cci.by, алмазные копи в Африке