Жаркие проблемы Ирана: водный дефицит усугубляется

Климатические явления с политическим подтекстом

Засуха в Иране – явление, повторяющееся из года в год. Но если раньше это губительное явление кое-как преодолевали, то сейчас кризис приобрел угрожающие размеры. Власти призывают иранцев запасаться водой, зарубежная пресса приписывает президенту Пезешкиану заявление о том, что если нормирование воды не поможет, то в течение ближайших дней Тегеран придётся эвакуировать. Но выполнима ли такая задача, даже если бы глава исполнительной власти говорил что-либо подобное, во что верится с трудом? В столице Ирана проживает от 8 до 10 миллионов человек, не считая Караджа и других городов-спутников. Куда их девать? Ведь и в других городах воды не хватает. Одна из острых проблем – изношенность системы водопровода, которой уже сто лет и в ней то и дело возникают протечки.

Сейчас тегеранская плотина Амир-Кабир заполнена менее чем на десять процентов, а столичные водохранилища наполовину пусты. По всему Тегерану начали снижать давление воды, и люди опасаются, что вскоре краны в столичных квартирах могут вообще «замолчать». Это подтверждает министр энергетики Аббас Алиабади, который предупредил, что властям придется ограничить поступление воды. И уточнил: «В некоторые ночи мы можем уменьшать ее подачу до нуля». Впрочем, другого выхода нет. 

В других регионах обстановка также внушает тревогу. Это касается Меркези, Западного и Восточного Азербайджана. Не хватает воды и в крупных городах – Мешхеде (3 миллиона 200 тысяч жителей) и Кередже (более полутора миллионов). 

Однако нельзя сказать, что беда пришла неожиданно. Ещё в начале XXI века ученые предсказывали, что засухи в Иране будут усиливаться. Одна из причин – изменение климата и сокращение количества дождей: число осадков на 40 процентов ниже среднего показателя почти за 60 лет. Даже запасы грунтовых вод подходят к концу. 

Эксперты по водным ресурсам считают, что увеличение количества плотин, многие из которых были построены без экологической экспертизы, оказалось ошибочным, равно как и осушение водоносных горизонтов. Винят в кризисе и западные экономические санкции. 

Уместно вспомнить, что о наступлении тяжелых времен предупреждал видный ученый бывший заместитель главы министерства окружающей среды Ирана Кавех Мадани, известный своей работой по теории игр и анализа решений в модели управления водными ресурсами.

Но его прогнозы сочли… вредными. Мадани несколько раз вызывали на допросы, а 2019 году его на некоторое время даже арестовал Корпус стражей исламской революции. В конце концов, ученый эмигрировал из Ирана и сейчас занимает пост директора Института водных ресурсов, окружающей среды и здоровья при Университете ООН.

…Минувшим летом Пезешкиан  призвал к «комплексному подходу к водным ресурсам, почве и сельскохозяйственным культурам». Заодно предупредил, что «кризис серьёзнее, чем кажется сегодня».  Однако к практическим мерам слова президента не привели. И сейчас, если судить по выступлению, он близок отчаянию. 

«За плотинами не осталось воды, и наши колодцы пересыхают, – заявил Пезешкиан. – То, что природа сейчас делает с Ираном, об этом президент Трамп и премьер-министр Нетаньяху даже мечтать не могли. Это гораздо хуже, чем бомбы, сброшенные на нас…»

Кстати, во время недавней войны Израиль нанес ракетный удар по району Таджриш на севере Тегерана. После этого в этом районе началось сильное наводнение. На следующий день Тель-Авив заявил, что целью атаки были иранские военные командные центры. 

Но причина, видимо, была не только в этом. Военные Израиля знали о проблемах Ирана и постарались их усугубить. Кстати, ударам подверглись и другие объекты инфраструктуры Исламской Республики, связанные с водоснабжением.

Невольно вспоминается известная присказка: «Если в кране нет воды, значит выпили…» В Иране и раньше были такого «мнения». К примеру, в 2018 году, во время очередной засухи, начальник гражданской обороны страны Голамрез Джалали обвинил Тель-Авив в том, что он ведёт климатическую войну против Тегерана. Это выразилось в том, что идет «воровство» дождевых облаков, направляющихся в сторону Ирана. Но, как это происходит, генерал Корпуса стражей исламской революции не разъяснил…

Ситуацию с нынешним водным кризисом в Иране обсуждают в Израиле. Премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху своеобразно высказал свое мнение на этот счет в недавнем видеообращении к народу Исламской Республики: «Жажда воды в Иране сравнима только с жаждой свободы». Он пообещал, что если режим падет, то израильские специалисты «хлынут в каждый иранский город, принеся с собой передовые технологии и ноу-хау». 

Нетаньяху нарисовал яркие картины восстановленных озер и полноводных рек: «Представьте, что вы снова катаетесь на водных лыжах на плотине Карадж или любуетесь видом потрясающего озера Урмия на северо-западе Ирана». 

На слова израильского премьера со злой иронией отозвался Пезешкиан: «Режим, который лишил жителей Газы воды и еды, хочет обеспечить водой жителей Ирана? Какая иллюзия!»

Не стоит вступать в этот спор, но… Израиль накопил большой опыт в вопросах водоснабжения и является лидером в области технологий опреснения. В стране перерабатывается 90 процентов сточных вод – это самый высокий показатель в мире.

Однако в ближайшее время Ирану придётся обходиться своими силами. На высоком уровне снова заговорили о переносе столицы ближе к Персидскому заливу, где нехватка воды была бы не такой острой. В качестве альтернативы Тегерану предлагался регион Макран в провинции Систан и Белуджистан на берегу Индийского океана, а также Бендер-Аббас, Бушир, Бендер-Ленге.

Пезешкиан уже знакомил с идеей Али Хаменеи, но духовный и политический лидер Ирана, судя по всему, не проявил к ней большого интереса, поскольку реализация плана обойдётся слишком дорого. К тому же его последствия очень трудно предсказать.

Гипотетическая эвакуация жителей Тегерана вообще вызвала смятение. Ведь переселение такой массы людей может повлечь за собой не только непредвиденные проблемы, но и политические акции. Ситуация в стране из-за тяжёлого социального положения обостряется, число недовольных режимом растет. 

В Иране живы воспоминания о массовых протестах, вызванных нехваткой воды и названных «Революцией жаждущих». Они возникли в провинции Хузестан летом 2021 года и распространились на другие регионы. 

Ответом на выступления стала жесткая реакция властей. При этом президент Ирана Хасан Роухани избрал примирительный тон: «Люди, живущие в условиях пятидесятиградусной жары и нехватки воды, имеют право протестовать и выходить на улицу. Критика в рамках закона не вызывает возражений». Однако среди протестующих были и те, кто скандировал призывы к свержению существующего строя...

Сейчас в Иране истово взывают к небесам, заклиная их пролить на землю долгожданную влагу. В минувшую пятницу жители Тегерана провели коллективную молитву (намаз) в мечети Имамзаде Салех. Тысячи мужчин и женщин молили о дожде, воздевая руки к небу. К взрослым присоединились дети.

Однако метеорологи в ближайшее время осадков не обещают.