Арабская весна европейской осенью (I)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Одной из основных тем новостных лент, начиная с 17 сентября 2011 г., стали сообщения о множественных и массовых выступлениях обывателей, которые охватили сначала города США, а потом перекинулись в Западную Европу. И, как водится, журналисты, мастера иллюзий, отобразили в своих писаниях полуправду — подали всё это действо, совершающееся под общим лозунгом «Occupy Wall Street!», как некое спонтанное выражение недовольства ухудшением условий жизни под влиянием финансово-экономического кризиса… Особенно с этим замечательно монтировался выдвинутый в среде студенчества и подхваченный всеми остальными протестующими лозунг: «Нас — 99%!» (то есть, соответственно, вас — 1%: хватит обворовывать — давай, делись!),  который даже забивал то тут, то там пробивавшиеся не столько параллели, сколько прямые ссылки на родство «самопроизвольных акций» со вполне организованными революционными мятежами «Арабской весны».

Попробуем устранить созданную СМИ информационную неполноту и разобраться в том, что происходит, а также, по возможности, с какой целью и кто всё это затеял…

Миф о «кризисном обострении и сетевой самоорганизации»

Если б некий журналист, не говоря уж о профессиональных политологах-аналитиках, и в самом деле захотел рассказать о движении «Оккупируй главную улицу!», то что  ему следовало бы сделать в первую очередь? Правильно: собрать материал об организаторах акций, которые взбудоражили всю планету и смогли распространиться едва ли не повсеместно за исключением, быть может, России и Китая. Даже на Аляске «оккупанты» устроили свой пикет, а в Риме дело дошло до стотысячных демонстраций и вооруженных столкновений с карабинерами. И интенсивность противостояния манифестантов, и сил правопорядка и по сей день не угасла, а развивается по нарастающей. В чем причина уже состоявшегося успеха? Какие цели поставлены? Что за задачи решаются? Как цели и задачи соотносятся с лозунгами? Каковы движущие силы набирающего ход процесса? Кто за ним стоит, кто финансирует, кто обеспечивает информационную поддержку?

Сразу заметим, что самоорганизация никогда не движется чем-то внутренним: захотел кто-то что-то - и «самоорганизовался». Этот процесс сродни воспитанию — нужна внешняя сила и внешняя энергия, чтобы вывести способную к преобразованию систему из устойчивого состояния, дать ей энергию для трансформации и вынудить изменяться, усиливая качества, благоприятствующие этому внешнему воздействию, и ослабляя им противоположные. Совсем как в ситуации «учитель — ученик». Только место ученика в данном случае занимает социальная группа, которую для простоты и обобщения можно определить как «обыватели» (вариант, если кому-то такое название не нравится, - «бюргеры», «буржуа», «средний класс»).

Итак, задавшись вопросами, а кто, собственно, играет роль «учителя», организатора и центра кристаллизации «спонтанного» недовольства проявлениями и последствиями финансово-экономического кризиса, обратимся к центральным сайтам движения «Occupy Wall Street!» — http://nycga.cc (официальный сайт Нью-Йоркской городской Генеральной Ассамблеи), http://occupywallst.org (неофициальный сайт, предназначенный для популяризации идей «оккупантов»), http://occupytogether.org (сайт-координатор выступлений в США), http://www.adbusters.org/campaigns/occupywallstreet (сайт для мониторинга и новостных обновлений) и http://www.youtube.com/occupytv (сайт-телеканал движения). Уже всё то, что это выглядит столь замечательно организованным (не технически, а именно структурно!), вызывает недоумение и вопросы, например: «И откуда такое владение политехнологиями и технологиями социального управления?» Однако прояснение наступает весьма быстро, поскольку по ссылкам с перечисленных интернет-ресурсов совсем несложно установить, что движение «оккупантов», вообще говоря, состоит в родстве и является производным от европейского движения «За глобальную революцию!» — «Захвати площадь!» (Take the Square!) с сайтом, вполне соответствующему его названию — http://takethesquare.net/.

Как в детской игре «Тепло, теплее, горячо!»,  поскольку данный сайт, формально относящийся к испанскому сектору «глобальных революционеров», является не только старшим, центральным и координирующим общее развитие мятежей в странах Европы, Америки (и, как выяснилось, по всему миру [1]), но и хронологически первым, возникшим в уже далеком мае 2011 г. в Мадриде и взявшим за образец для своей деятельности как раз то, что СМИ всячески пытаются сегодня затушевать — «оранжевые» революции по образцу «Арабской весны». Вот что представители центральной ветви этого движения рассказывают о себе сами [2]:

«Всё началось в Мадриде около 15 мая, 20-30 человек вышли на площадь Puerta del Sol и устроили там что-то вроде столов с информацией для граждан. Они говорили, что не принадлежат ни к какой партии, потому что не узнают себя в современных политических играх. Они говорили также, что хотят изменить систему, и призывали всех присоединиться к ним...

Поначалу это была молодёжь, но очень быстро движение стало смешанным. Они выступали за «реальную демократию». Они говорили, что выборы не являются демократическим институтом, и их интересуют другие формы участия народа в жизни страны... Они не призывали голосовать за ту или иную партию, они призывали тех, кого называют «потерянным поколением»,  к восстанию. Они не требовали просто повышения зарплаты или что-то такое материальное, ведь это были бы лишь реформы. Они требовали настоящего изменения системы, то есть  необходимо было пересмотреть сам фундамент демократии, то, как мы можем организовываться и действовать вместе. Первый лозунг у испанцев был «мы — не товар!».  Ни на уровне политическом, электоральном, ни на экономическом, ни на духовном и культурном уровнях: мы — не товар. Нас нельзя использовать в целях больших политических и финансовых игр...

[Основная] мысль состоит в том, чтобы организовываться в «коммуны» на уровне городских кварталов: в каждом квартале люди должны сами организовываться и решать свои проблемы как бы «параллельно» с работой государства. В том смысле, что если им что-то нужно, они это делают сами, не дожидаясь помощи «свыше»... Один из основных принципов — самоорганизация. Самоорганизация ведёт к автономности, а автономность — один из способов обойтись без государства...»

Любопытно и объяснение того, почему движение начинается и движется путем захвата и оккупации площадей и улиц. В лозунге и девизе — апелляция к молодёжи, которая оказалась за бортом жизни по целой совокупности причин: 1) кризис, 2) обусловленное глобализацией и инновационной революцией сужение социально востребованного пространства, 3) последствия прежнего демографического бума, приведшего к тому, что «все должности заняты пожилыми или взрослыми людьми, и у молодёжи нет места в обществе, в сравнении с предыдущими поколениями» и т.д. Для «потерянного поколения», для людей, искусственно маргинализованных и превращенных в «сырье для рационализации», «оккупировать площадь означает в каком-то смысле держаться чего-то в мире, где у тебя нет места, заявить о своём существовании и не отпускать то, что должно принадлежать тебе — публичное пространство».

Не требуется особого труда, чтобы увидеть органическое родство между «захватом площадей» и «оккупацией улиц», чтобы понять не случайность постоянно всплывающей параллели с «Арабской весной», чтобы уяснить себе, что речь здесь идет вовсе не о «выступлениях обывателей», а о полномасштабной революции в ее начальном этапе и при том революции глобальной. А признав всё это, стоит полюбопытствовать о политической платформе не только волнующейся молодежи, но и профессиональных революционеров, следы которых, хотя и тщательно затушеваны в Интернете, но тем не менее при желании вполне обнаруживаются.

За глобальную революцию от Туниса до Сибири!

Итак, всё, как всегда: молодёжь — впереди, в качестве пушечного мяса, сеет свои и чужие трупы. Но ради чего? За какие идеалы? «Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать?» Отнюдь.

Вот смысл «Реальной демократии» от реальных демократоров [2]:

«Платформа:  изменить систему, уничтожить международные организации типа большой восьмёрки, большой двадцатки, НАТО и так далее. Предложить Конституционную Ассамблею, как это было в 1789 году, когда были составлены «тетради требований», со всеми пожеланиями народа, какие удалось собрать. Такая ассамблея смогла бы создать новую конституцию... В идеале, конечно, отменяются и ЕС, и границы...

Требования:  переворот политической пирамиды — так, чтобы процесс принятия решений шёл снизу вверх, а лучше, чтобы не было ни верха ни низа. Полное равенство женщин и мужчин. Отмена долгов африканских стран перед Европой и США. Обнуление всех так называемых «национальных долгов». Изменение условий труда. Даже если мы сохраняем «принцип работы» как таковой (sic!!!)хотя это стоит под вопросом (sic!!!) — мы отказываемся от прекаритетных [3] условий занятости. Если безработица падает за счёт увеличения количества прекаритетных рабочих, мы против этого. Мы хотим работать, чтобы жить, а не наоборот».

Узнали? «Ни мира, ни войны, а армию распустить...» Так говорил Лев Давидович Троцкий.  Глобализация породила в своем финале не что иное, как … большевизм. И при том, пожалуй, в своей наихудшей модификации — в виде троцкизма. Перманентная революция без конца, тотальный хаос, чтобы, в конце концов, каждой оставшейся в живых коровнице был предоставлен дармовой коровник. Речь даже не идет о том, чтобы «землю — крестьянам, а фабрики — рабочим». Вовсе нет. «Трудиться нужно лишь, чтобы жить». А если можно жить, не трудясь, то... «Нас 99%! Давай делись, или — экспроприация экспроприаторов и грабь награбленное!»

Узнаваем и процитированный выше вполне троцкистско-анархистский «принцип самоорганизации»: «Самоорганизация ведёт к автономности, а автономность — один из способов обойтись без государства». Иначе говоря, да здравствуют «коммуны на уровне городских кварталов»! Помнится, столетие назад то же самое называлось «советами народных депутатов», то есть даже система идеологем оттранслирована почти в точности. Хотя, конечно, ни о коммунизме, ни о большевизме, ни о троцкизме при этом прямо никто не говорит: они подразумеваются как бы по умолчанию.

Но, может быть, то, что говорят в Европе, несправедливо в целом, и американское движение «оккупантов улиц» руководствуется иной идеологией, чем у «захватчиков площадей», а ссылка не более чем «совпадение интересов»?

В самопрезентации движения «Оккупируй Уолл-Стрит!» оно характеризует себя так: «...инициируемое и поддерживаемое людьми движение, началось 17 сентября 2011 на Либерти-сквер (LibertySquare, Площади Свободы) в Финансовом районе Манхэттана и распространилось  более чем на сотню городов США и более чем на 1500 городов по всему миру. Оно борется против разъедающей демократию власти ведущих банков и транснациональных корпораций, а также роли Уолл-Стрит в порождении экономического коллапса, который способен привести к величайшей рецессии. Движение вдохновлено популярными восстаниями в Египте и Тунисе и направлено против того, как 1% самых богатых людей формирует несправедливые законы глобальной экономики, оставляющей нас [т.е. остальные 99%] без будущего. Займите Уолл-Стрит — горизонтально организованное движение сопротивления, использующее революционную тактику «Арабской весны» для восстановления демократии в Америке. Мы используем инструмент, известный как «Собрание людей» (ассамблея), чтобы облегчить коллективное принятие решения открыто, совместно и без принуждения» [4].

Сравним сказанное с тем, что говорит о себе движение «Take the Square» [5]:

«Никто не ожидал "Испанской революции"» «Take the Square» была рождена демонстрацией 15 мая 2011 г. в Мадриде. Демонстрация, называвшаяся Democracia Real Ya (За Реальную Демократию Прямо Сейчас), стала прелюдией нового движения... Идея разбивать лагерь на площади породила концепцию «Take the Square», стала оригинальным и существенным признакам «Движения 15 Мая» как 1) способ демонстрировать свое несогласие с доминирующей и репрессивной системой, с руководством политического класса, работающим для банков и крупных корпораций, и 2) способ продвигать новые инициативы в политической, социальной, экономической, творческой и культурной организации [общества]...

Первоначально сформированная Международной Комиссией Мадрида по Распространению, концепция «Take the Square» была отображением желания «Движения 15 Мая», чтобы служить новым примером гражданского неповиновения и структурированного изменения глобальной политической действительности, основанным на принципах:

собирательности, мы — движение людей, чей плюрализм превыше любого ярлыка; никакие политические партии, торговые союзы или ассоциации нас не представляют.

Горизонтальности, мы собираемся вместе на собраниях для того, чтобы принимать решения таким образом, чтобы их разделяло подавляющее большинство.

Коллективного разума, сталкиваясь с проблемами, мы используем коллективный разум для понимания логики власти.

Уважения, потому что в том, что мы ищем — соединиться вместе, а не разделиться, — основой является уважение к другим.

Отказ от насилия, потому что отказ от насилия делает нас более сильными, он позволяет нам изменять действительность, разрушать предсказуемость, он делает нас более радикальными».

Параллели приведенных текстов более чем очевидны.

Примечания

Эскиз: http://www.adbusters.org/

[1] http://takethesquare.net/squares-around-the-world/

[2] Площадь Свободы как мем. #globalrevolution, первая мем-революция!, http://lotus-a-paris.livejournal.com/9499.html

[3] Прекаритетный — от лат. Precarium данное во временное пользование — социологический неологизм, обозначающий социальные группы, объединяющие в себе безработных или работающих в отсутствие социальной защиты (нестандартная занятость с плохо оплачиваемым трудом без каких-либо социальных гарантий для работника и его семьи).

[4] http://occupywallst.org/about/

[5] http://takethesquare.net/about-us/

(Окончание следует)