Евразийский союз и геостратегическая стабильность России

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Абсолютно прав был один из главных американских идеологов и твердокаменный русофоб Збигнев Бжезинский, когда писал в своей книге «Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)», что «без Украины Россия перестает быть евроазиатской империей», а останется лишь азиатским государством, на которое будут давить как среднеазиатские страны, так и, конечно, Китай. И наоборот, подчёркивал Бжезинский, соединение России с Украиной автоматически превратило бы РФ «в мощное имперское государство, раскинувшееся в Европе и в Азии».

Другими словами, для России добиться геостратегической стабильности без Украины практически невозможно. Именно поэтому США и Европейский Союз имеют в качестве важнейшей стратегической задачи помешать объединению потенциалов двух наших стран.

Именно с такой точки зрения и была воспринята ими идея, выдвинутая осенью 2011 года в статье В.Путина «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня» - вести дело к созданию Евразийского cоюза на постсоветском пространстве. Ибо в основе идеи В.Путина лежит, конечно, союз России с Украиной, Белоруссией, а также с Казахстаном и другими бывшими советскими республиками.

Запад будет делать всё возможное и невозможное, чтобы воспрепятствовать такому союзу. Под этим углом зрения нужно оценивать и тактику Брюсселя в вопросе о заключении между ЕС и Киевом соглашений о свободной торговле и об ассоциированном членстве. Уголовное преследование Ю.Тимошенко, угрозы в адрес В.Януковича ничуть не помешают капитанам Евросоюза заключить такое соглашение и дать украинцам «морковку» в виде обещания принять Украину в Европейский Союз, и даже действительно принять ее (в далеком будущем) - лишь бы остановить объединение восточнославянских народов и тем более - объединение на более широкой основе.

В этой геостратегической конструкции важнейшее место принадлежит Украине. Ей предложено готовиться к вступлению в НАТО – организацию, которая надежно похоронила бы любые планы создания прочных славянских союзов. Причем ни украинская конституция, ни российская база в Севастополе (юридические преграды с обеих сторон) ни в какой мере не служили бы препятствием. (Нечто подобное имеет место и в отношениях НАТО с Грузией).

Вступление Украины в НАТО рассматривалось и рассматривается мною как создание возможного casus belli на европейском континенте. Всего два шага отделяло бы тогда мир от конфликта потенциально глобального масштаба. Вступление в НАТО («первый шаг») и затем размещение военных баз НАТО на Украине («второй шаг») ввели бы в действие объективные факторы смертельно короткого времени подлёта американских ракет до важнейших российских стратегических объектов. И никакие обещания и заверения, никакие «юридические гарантии» здесь бы не помогли, учитывая, что войны практически всегда начинаются с нарушения принципа «pacta sunt servanda» («договоры должны соблюдаться»). Кстати, моё выступление с этим тезисом на международной конференции в штаб-квартире НАТО в Брюсселе еще в 90-х гг. не было оставлено без внимания. Сокращение военной мощи привело к потере Россией возможности нанести ответный удар и сделало основой стратегии ответно-встречный удар, который напрямую зависит от подлетного времени вражеских ракет. А слишком короткое подлетное время выводит на первый план уже не ответно-встречный, а превентивный удар, т.е. начало вооруженного конфликта. Причем не важно, идет ли речь о ядерном или неядерном оружии. Именно поэтому вступление Украины в НАТО столь опасно и чревато возможной глобальной катастрофой.

Другое дело – Евразийский союз. Там главным являются экономические и социокультурные проблемы. И здесь мы видим большую неустойчивость украинских позиций – эти колебания определяются желанием страны не потерять выгоды ни на Западе, ни на Востоке. Украина подписала 18 октября 2011 г. в Санкт-Петербурге Договор о зоне свободной торговли, куда входят 8 бывших советских республик, а еще 3 (Азербайджан, Туркмения и Узбекистан) должны принять решение о вхождении в зону до конца 2011 г. Да, договор не совершенен, он имеет изъятия (в частности - нефть, газ, металлы, сахар), но уже поставлена цель - от этих изъятий в сравнительно короткое время отказаться.

Вообще, развитие экономической интеграции на постсоветском пространстве идет очень непросто, сопровождается нередко серьезными задержками, а то и отходами от достигнутых результатов. Возьмем самый элементарный первый ход в интеграционном процессе – создание зоны свободной торговли. Первый вариант такой зоны был создан еще в 1994 г., но соответствующее соглашение не было ратифицировано странами-участницами. И только в 2011 г. было подписано новое соглашение. Однако зона свободной торговли – это только беспошлинная торговля между государствами-членами соглашения. Следующий шаг – Таможенный союз, который был создан РФ, Белоруссией и Казахстаном, к которому почти уже примкнула и Киргизия. Такое объединение означает единую тарифную политику в отношении третьих стран и практически отмену границ внутри союза. Еще более продвинутой формой является Единое экономическое пространство, где согласуются экономическая стратегия и тактика стран-членов, проводится единая экономическая политика, появляется возможность введения единой валюты.

И Таможенный союз, и Единое экономическое пространство предусматривают возможность и необходимость создания наднациональных органов этих организаций. А уже следующим шагом может стать и создание Евразийского союза.

Именно о создании такого союза говорится в статье В.Путина, опубликованной в газете «Известия» 4 октября 2011 г. Сразу же на эту тему высказались и другие: А.Лукашенко выступил со статьей «О судьбах нашей интеграции», Н.Назарбаев – со статьей «Евразийский союз: от идеи к истории будущего». А.Лукашенко специально подчеркнул в статье ту позицию, которая характерна для всех постсоветских государств – только равноправие, только соблюдение суверенитета, только неприкосновенность границ могут быть основой интеграционного прогресса. Опять возникает сакраментальный вопрос: а где Украина во всех этих интеграционных схемах? И здесь надо отметить следующее: еще в 2003 г. Путин выдвигал идею создания Единого экономического пространства, в котором Украина занимала свое место. Однако дальнейшее развитие событий оставило в этом пространстве Россию, Белоруссию, Казахстан, а Украина туда не пошла.

И вот 18 октября 2011г. в Санкт-Петербурге Украина подписывает Договор о зоне свободной торговли, куда войдут, скорее всего, все 11 постсоветских государств (без Грузии).

Мудрость политики Москвы будет состоять в том, чтобы строить отношения с Украиной в контексте интеграционных объединений все более высокого порядка. Конечно, всё здесь должно строиться на взаимной выгоде интеграционных процессов. Украина участвует в качестве наблюдателя в ЕврАзЭС, теперь подписала Договор о зоне свободной торговли. Такие постепенные, умные, приносящие выгоду обеим сторонам шаги и будут вести к успеху. И соглашение Украины о свободной торговле со странами ЕС, и соглашение об ассоциированном членстве Украины в ЕС, если их подпишут, несмотря на глубокий системный кризис Евросоюза, не должны останавливать работу Москвы по созданию союзнических отношений между Украиной и Россией. Более того, именно это направление должно стать одним из важнейших во всей внешней политике Российской Федерации. Успех на этом направлении намного перевешивает любые достижения в сфере газовых, нефтяных или “caхарных” отношений между двумя нашими странами.

Однако геостратегическая стабильность России требует внимательнейшего учёта еще одного чрезвычайно важного фактора. Речь идет об отношениях РФ с Китайской Народной Республикой. Конечно, сотрудничество РФ c КНР в рамках ШОС, стратегические отношения в рамках БРИКС играют существенную роль во внешней политике России. Однако всё же в Москве несколько переоценивают, на мой взгляд, роль европейского театра (особенно после «азиатского поворота», предусматриваемого новой военной доктриной США). В статье В.Путина, например, говорится, что Евразийский союз будет создаваться «как неотъемлемая часть Большой Европы», а ведь это означает, что в Евразийском союзе «европейская нога» рискует оказаться значительно больше, чем «азиатская».

Недооценка роли КНР в вопросах геостратегической стабильности России совершенно недопустима. И здесь я снова хочу вернуться к российскому предложению о подготовке нового договора о европейской безопасности и к своему предложению развить этот проект в договор о евроазиатской безопасности, учитывая возрастающую роль и важное место Китая. Предстоящая длительная работа по такому проекту в оборонной области существенно дополняла бы сотрудничество в рамках ШОС и БРИКС, тем более что ШОС рассматривается в основном как экономический союз, а БРИКС является неформальным объединением.

Развитие и углубление стратегического партнерства с КНР в дополнение к союзническим отношениям с Украиной (совершенно очевидно, что нельзя оставлять без внимания также Белоруссию и других союзников) и создает прочные внешние условия для геостратегической стабильности России, когда никакие «советы» никаких маккейнов Москве будут не страшны.