27 марта в ЮАР прошёл очередной ежегодный саммит БРИКС. Завершился цикл саммитов, которые поочерёдно проводились в каждом государстве-члене этого сообщества. Для России южноафриканская встреча в верхах была особо значимой. В начале февраля 2013 года президент РФ В.В.Путин утвердил новую редакцию Концепции внешней политики России, в которой развитие БРИКС характеризуется как приоритет российской внешней политики, и впервые принимаемую Концепцию участия Российской Федерации в БРИКС. На саммите В.В.Путин предложил разработать общую концепцию («международную стратегию развития БРИКС»), что было одобрено другими лидерами стран-членов этого объединения...
Сейчас уже можно слышать о том, что в мире происходит «великая геополитическая революция», главной чертой которой является новая роль развивающихся стран, во многом опережающих так называемые развитые страны. (1) Если в 2007 году рост ВВП в развитом мире составил 2,3 %, то в развивающемся – 7,5 %. В 2008 г. общий ВВП развивающихся стран впервые превзошел ВВП развитых. (2) Что касается собственно стран-членов БРИКС, то в 2012 году средние по группе темпы роста ВВП составили 4% (в странах G7 - 0,7%), а ВВП, измеренный по паритету покупательной способности национальных валют, составил 27% общемирового (при постоянном его росте). (3) В 2010-2013 годах ежегодные темпы роста стран БРИКС составили 5,36% (в развитых странах – 1,85%).(4) За последние десять лет экономика стран-членов БРИКС увеличилась в 4,2 раза (экономика развитых стран – на 61 %).(5)
Новая редакция Концепции внешней политики РФ 2013 года установила задачу «коллективного лидерства ведущих государств мира», представляющих различные географические цивилизации. Целью такого лидерства названо обеспечение «устойчивой управляемости мирового развития». (6) Более подробно раскрывает содержание российской внешней политики на данном направлении «Концепция участия Российской Федерации в БРИКС». В документе подчёркивается, что создание БРИКС является отражением объективной тенденции мирового развития к формированию полицентричной системы международных отношений. Это в полной мере отражено и в новой редакции Концепции внешней политики России 2013 года. При этом БРИКС рассматривается как новая модель глобальных отношений. (7)
Основное в модели БРИКС - «стремление реформировать устаревшую международную финансово-экономическую архитектуру» современного мира. (8) Эта задача названа творцами российской внешней политики главным приоритетом сотрудничества БРИКС на длительную перспективу. Главным здесь является создание новой системы резервных валют (9) и повышение роли национальных валют во взаиморасчётах между странами БРИКС. (10)
Дурбанский саммит принял решение о создании Нового банка развития. (11) Это решение тесно связано с оценками деятельности некоторых поимённо названных на саммите государств (США, Японии, страны Европы), приводящей к «переливу» негативных тенденций в другие экономики мира. Размер валютного резерва согласован на уровне 100 миллиардов долларов. По мнению лидеров стран БРИКС, создание Банка будет способствовать укреплению глобальной финансовой «страховочной сетки», а также дополнит существующие международные механизмы «ещё одной линией защиты». (12)
Весьма жёстко прозвучали оценки лидерами стран БРИКС международных финансовых и торговых институтов, в первую очередь - МВФ и ВТО. Важным стало заявление пяти лидеров о том, что они считают центральным звеном ООН не эти учреждения, а ЮНКТАД – Конференцию ООН по торговле и развитию (13).
Следует отметить и специальное заявление, которое было приложено к тексту Этеквинской декларации Российской Федерацией. Россия заявила, что, поддержав идею создания Банка БРИКС, она исходит из того, что работа над этой идеей будет продолжена «с целью согласования конкретных принципов, условий и параметров решения данного вопроса». В связи с этим запланирован внеочередной (14) саммит БРИКС в сентябре 2013 года в Санкт-Петербурге.
Постепенно вырисовывается комплекс вопросов, по которым согласована единая позиция государств - членов БРИКС и в мировой политике. Так, страны БРИКС признали Палестину как государство, поддержали исключительно мирное разрешение конфликта в Сирии на основе Женевского коммюнике, а не решений ЛАГ, (15) признали центральную роль в разрешении конфликтов в Африке за самой Африкой, право Ирана на мирное использование атомной энергии. Весьма важно то, что в оценке ситуации в Мали лидеры стран БРИКС поддержали только действия Африканского Союза и ЭКОВАС, красноречиво умолчав о поддержке «усилий» Франции и ряда других стран Запада, вломившихся в Мали без санкции ООН. Наконец, Россия и Китай выразили поддержку Бразилии, Индии и ЮАР в «их стремлении играть более значимую роль в ООН». (16) Такая формулировка может относиться только к поддержке стремлений указанных трёх стран к постоянному членству в Совете Безопасности.
Впечатляет и принятие Плана действий БРИКС. Кроме вопросов экономики и финансов в поле деятельности сообщества теперь включены вопросы здравоохранения, энергетики, образования, спорта, туризма, борьбы с терроризмом и наркоугрозой, вопросы информационной безопасности, науки, технологий, борьбы с коррупцией и многое другое. Это говорит о том, что БРИКС от «объединения» целенаправленно движется к международной межправительственной организации, то есть к обретению статуса субъекта международного права. Первый шаг к институциональному оформлению БРИКС как международной организации уже сделан – принято решение о создании Секретариата (пока «виртуального»).
Есть в БРИКС и противоречия. Так, пока не удалось сформировать действительно единую внешнюю политику пяти стран. (17) Можно назвать и пока ещё существующее неравенство в СБ ООН, территориальные споры между Китаем и Индией, (18) различия в подходах к проблеме изменения климата и др. (19) Существует также проблема малой экономической взаимозависимости стран-членов БРИКС между собой при существенной экономической зависимости от тех стран, альтернативой которым и выступает БРИКС. (20) Однако здесь важно именно желание этих стран изменить данную ситуацию. Заместитель министра иностранных дел РФ С.Рябков прямо заявил, что проблемы внутри БРИКС нельзя рассматривать в качестве мин замедленного действия и имеющиеся проблемы не настолько уж «мешают БРИКС работать более эффективно». (21)
Трудности в совместной деятельности стран-членов БРИКС создаются и внешними силами. О попытках негативного воздействия на БРИКС извне прямо говорится в Концепции участия РФ в БРИКС. (22) Ставится задача «всемерного содействия укреплению центростремительных тенденций» и «нейтрализации действия негативных факторов». (23) Курс враждебных БРИКС внешних сил вполне чётко охарактеризован в российской концепции участия в БРИКС, один из пунктов которой устанавливает «предотвращение использования ООН, и в первую очередь СБ, для прикрытия курса на смещение неугодных режимов и навязывания односторонних, в том числе силовых, вариантов» разрешения конфликтов. (24) Этот курс западных держав является сознательно проводимой политикой и потому требует противодействия – не забудем, что в докладе Национального совета США по разведке, прогнозирующем развитие международных отношений до 2025 года, содержится специальный раздел «Раскол БРИКС» (25).
Объединение БРИКС имеет уникальное содержание. БРИКС - это глобальный проект. (26) Его успех или неудача станет успехом или неудачей всей мировой цивилизации.