Разоблачения сбежавшего в Гонконг бывшего сотрудника ЦРУ и АНБ (Агентства национальной безопасности США) Эдварда Сноудена в очередной раз продемонстрировали всемирный размах, бесспорно, преступного по своему характеру электронного шпионажа, который ведут Соединённые Штаты. Сноуден заглянул в бездны деятельности АНБ и ужаснулся. Сейчас он ищет надёжное укрытие для того, чтобы продолжить свои разоблачения…
Сноуден предал гласности информацию о секретной программе электронной слежки под кодовым названием PRISM. Речь идёт в том числе о слежке за европейскими пользователями интернет-компаний и социальных сетей. Агентство национальной безопасности является главным оператором программы, распределяя полученную информацию (по сферам интересов) между ЦРУ, ФБР, Управлением по борьбе с наркотиками и другими спецслужбами. Сноуден раскрыл далеко не все секреты, которыми владеет, но и то, что прозвучало, в Латинской Америке например, было воспринято с крайней с тревогой. Если Империя позволяет себе нагло шпионить даже за своими союзниками по НАТО, то на какие действия она способна в странах к югу от Рио-Гранде, которые считает своим «задним двором»?
В центре Майами расположено громадное здание без окон, принадлежащее компании Terremark. В трёх громадных белых шарах на крыше находится коммуникационная аппаратура, принадлежащая компании Global Crossing. Ежедневно её каналы используются для миллионов телефонных бесед и электронной переписки клиентов из стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Компания Global Crossing поддерживает тесный контакт с Агентством национальной безопасности и по договору обязана обеспечивать ему неограниченный доступ к своему оборудованию для ведения электронной разведки. Мотивировка – обеспечение национальной безопасности: борьба с международным терроризмом, организованной преступностью, наркокартелями, шпионскими сетями.
В аналогичные условия поставлены все коммуникационные структуры, находящиеся на территории США и работающие с клиентурой к «югу от Рио-Гранде». В ходе недавней видеоконференции с Университетом Республики Уругвай Джулиан Ассанж, основатель портала WikiLeaks, сказал, что граждане латиноамериканских стран, ведущие электронную переписку, должны знать, что многие обслуживающие их серверы находятся в Калифорнии. Всемирно известная социальная сеть Facebook, поисковые системы Google, Yahoo и другие контролируются североамериканскими компаниями, а следовательно, Агентством национальной безопасности США, этим «Большим ухом» Империи. По словам Ассанжа, Соединённые Штаты перехватывают 99% всех разговоров, которые ведут латиноамериканцы с внешним миром.
АНБ для конкретизации получаемой информации и облегчения расшифровки добываемых данных нуждается в дополнительных справочных сведениях. Повышенный интерес вызывает структура беспроводной связи, постоянно востребована информация об интернет-провайдерах, моделях используемых гражданским и военным руководством страны мобильных телефонов и их операционных системах. Запрашиваются сведения об инфраструктуре спутниковой связи, в том числе о системах, используемых для широкополосного доступа в Интернет, телефонной связи, передачи данных для корпоративных сетей и т.д.
Министр связи Бразилии Пауло Бернардо заявил, что правительство его страны потребует объяснений у Соединённых Штатов по поводу шпионажа в Интернете и о той роли, которую в этом играют североамериканские компании. Бернардо сказал, что Google и другие крупные компании должны дать отчёт пользователям не только в Бразилии, но и в других странах о том, какого рода отношения скрываются в их симбиозе с органами безопасности США: «То, что стало известно благодаря прессе, ставит перед нами огромную проблему: защита частной жизни, которую нам гарантирует бразильская Конституция, не выполняется».
Беспокойство бразильского руководства можно понять. Повышенный интерес спецслужб США к должностным лицам Бразилии, её внутренней и внешней политике стал проявляться в период президентства Дж. Буша-младшего. «Гигант Южной Америки» воспринимался (и воспринимается) как главный геополитический соперник США в Западном полушарии, как лидер интеграционных процессов в Латинской Америке, как лояльный партнёр «популистских режимов» и Кубы. Соответствующие инструкции по «обеспечению поступления надёжной информации» получало посольство США в Бразилии. Не особенно стеснялись в методах оперативные работники, разрабатывая бразильцев на территории самих Соединённых Штатов. Первые проколы американских спецслужб в работе по «бразильской линии» были отмечены ещё в 1999-2004 годах, когда послом Бразилии в США был Рубенс Барбоса. Прослушивались телефоны различных представительств Бразилии, мобильники дипломатов, сотрудников военного атташата и вспомогательного персонала. Были отмечены случаи вскрытия бразильских дипломатических вализ. По оценкам компетентных органов Бразилии, ФБР и ЦРУ охотились за шифровальными системами. Протесты по поводу прослушки и вскрытия вализ направлялись в Госдепартамент, но какой-либо внятной реакции на них получено не было.
В Панаме руководство Революционно-демократической партии сделало запрос на имя госсекретаря США Джона Керри с требованием разъяснить, как используется переданная панамским органам безопасности американская аппаратура для прослушки, контроля над Интернетом, обмена текстовыми посланиями. Активизацию подобного рода операций в Панаме местные аналитики увязывают с предстоящими всеобщими выборами в мае 2014 года и стремлением правительства Мартинелли скомпрометировать оппозицию путём использования «грязной» информации. Однако существуют и другие версии передачи сверхсекретного оборудования: это делается в рамках развёртывания опорных пунктов PRISM в Западном полушарии.
Другая скандальная история стала достоянием СМИ в Аргентине. Выяснилось, что компьютерная база данных Национальной жандармерии находилась под контролем сотрудников посольства США в Буэнос-Айресе. В 2005 году с ведома Министерства внутренних дел страны у корпорации Microsoft было приобретено программное обеспечение Proyecto X 4.1, используемое для систематизации данных на «социальных активистов, политических и профсоюзных деятелей». По контракту, заключённому с корпорацией, аргентинские специалисты не имели права вносить свои изменения в программу, корректировать её параметры. Эту работу «по актуализации» должны были осуществлять специальные уполномоченные посольства США, то есть сотрудники ЦРУ. Существуют основания полагать, что резидентура ЦРУ использовала контакты в компьютерно-техническом подразделении Национальной жандармерии для получения информации о программном обеспечении других силовых подразделений страны и облегчения съёма информации с помощью PRISM.
Интерес США к прослушке латиноамериканцев сейчас активно обсуждается в региональных СМИ. На портале Gaceta Mercantil.com было опубликовано 6 июня интервью с Эночем Агиаром (Henoch Aguiar), бывшим министром коммуникаций Аргентины, в котором он рассказал, как его пытались привлечь к работе в интересах США. На встречу с американцем Агиар согласился по просьбе аргентинского предпринимателя, поддерживавшего тесные деловые отношения с партнёрами из США. В ходе обеда в ресторане с «рекомендованным» американцем тот неожиданно представился высокопоставленным сотрудником ЦРУ. Без долгих церемоний он предложил Агиару помочь ему (с позиций министерства) в организации прослушки телефонной сети на аргентинской территории, но получил отказ и поторопился покинуть место встречи.
Оптоволоконный кабель Венесуэла – Куба, проходящий по дну Карибского моря, начал действовать в 2013 году. Он увеличил коммуникационные возможности Венесуэлы в несколько тысяч раз. Кубинцы оценили подключение к кабелю как удар по попыткам США организовать коммуникационную блокаду острова. С технической точки зрения наилучшим решением была бы прокладка кабеля между штатом Флорида и Кубой, но антикубинская позиция США препятствовала этому. Сейчас одной из первостепенных задач для кубинских и венесуэльских операторов оптоволоконного кабеля является его защита от «вторжения» АНБ США. Функционирование независимых каналов связи в регионе рассматривается Агентством как угроза интересам США. Американская администрация относит Кубу к государствам, «поддерживающим терроризм». Такая позиция оправдывает сохранение санкций против острова и ведение против него масштабной шпионско-подрывной деятельности.
И последнее. Ничего кроме гомерического хохота не вызывают утверждения руководства АНБ и Барака Обамы о том, что американские спецслужбы отслеживают, но не читают электронную переписку. Это-то притом, что спецслужбы США ведут вербовочную работу по всему миру. Сбор компромата – необходимое условие такой работы. Без чтения электронных писем и анализа данных прослушки здесь не обойтись. Создание тотальной агентурной сети и тотальной системы электронного шпионажа - взаимосвязанные задачи для руководства США.
Процесс создания глобальных сетей АНБ и других спецслужб США, просвечивающих в режиме on line человеческое сообщество, побудил Сноудена к действию: «Я готов пожертвовать всем, поскольку не могу со спокойной совестью позволить правительству США нарушать приватность, свободу Интернета и основные свободы людей во всём мире с помощью этой громадной системы слежки, которую они втайне разрабатывают».