Петербург на два дня стал местом встречи лидеров ведущих стран мира, на которые приходится 90% мирового ВВП и три четверти населения планеты. Здесь 5 сентября начался двухдневный саммит "Большой двадцатки". Как и на предыдущих саммитах G20 , будут обсуждаться вопросы прямо или косвенно связанные с проблемами обеспечения стабильности мировой экономики, предотвращения второй волны мирового финансового кризиса, реформы международной валютно-финансовой системы.
Подлежат обсуждению такие темы, как пересмотр квот стран в Международном валютном фонде, финансирование инвестиций, борьба с коррупцией и уклонением от уплаты налогов, финансовое регулирование и надзор, укрепление многосторонней торговли, стабилизация глобальных энергетических рынков, устойчивое развитие и т.п. Нетрудно заметить, что набор обсуждаемых в Петербурге тем не очень сильно отличается от того, что обсуждалось на предыдущих четырех саммитах. Многие эксперты и комментаторы справедливо отмечают: повторяемость обсуждаемых тем объясняется, прежде всего, тем, что в предыдущие годы так и не удалось достичь реального прогресса в реализации решений саммитов ни по одному из вопросов повестки дня G20. Идёт пробуксовка. Возникает сомнение в необходимости продолжения подобных мероприятий, которые журналисты уже успели окрестить «пышными спектаклями».
Россия, председательствующая в текущем году в G20, попыталась дать импульс движению «двадцатки», внести что-то новое в её работу. В частности, российская сторона предложила наиболее социально ориентированный саммит. На первом месте плана повестки - тема безработицы, которую вместе с министрами финансов приехали обсуждать и министры труда. Заметно также, что Россия пытается придать проходящему саммиту крен в сторону проблем, связанных с развитием реального сектора экономики. Это и вопросы долгосрочного финансирования инвестиционных проектов, и стабилизация мировых рынков энергоресурсов, и сбалансированный устойчивый экономический рост.
Среди конкретных финансовых вопросов, не ждущих отлагательства, можно назвать вопрос о пересмотре квот стран в Международном валютном фонде, а также проблемы практического внедрения в жизнь правил «Базель III». Решение о пересмотре квот в МВФ было принято еще в 2010 году. Это было очень важное решение: оно предусматривало удвоение капитала Фонда и пересмотр долей в этом капитале государств-членов МВФ. Имелся в виду пересмотр в пользу стран с динамично развивающейся экономикой. Главными «бенефициарами» такого пересмотра должны стать Китай, Россия, Индия, Бразилия. Видимо, поэтому Конгресс США до сих пор не ратифицировал документ о пересмотре квот МВФ. Проблема квот очень острая. Если она не будет решена в Петербурге, дальнейшая судьба МВФ окажется под большим вопросом.
То же самое можно сказать в отношении правил «Базель III», которые были разработаны Банком международных расчетов в Базеле (БМР), предварительно согласованы со всеми ведущими странами мира и рекомендованы для использования начиная с 1 января 2013 года. Эти правило ужесточают требования к финансовому положению банков, предполагают дополнительную капитализацию многих кредитных организаций. Однако лишь очень немногие начали вводить базельские правила. США и страны ЕС заявили, что они откладывают введение этих норм на неопределенное время. Россия также пока отсрочила их введение, но собирается их легализовать в следующем году. Такая асинхронность во внедрении «Базеля-III» приводит к тому, что банки разных стран оказываются в неравных конкурентных условиях.
России как председателю «двадцатки» удалось добиться от министров финансов стран-участниц одобрения плана Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с выведением капиталов и прибыли в офшоры. Это попытка заставить предпринимателей платить налоги не по месту регистрации, а по месту фактического ведения своего бизнеса. Пока это лишь предложения, но их одобрение - уже прорыв.
При подготовке к Петербургскому саммиту наметилась тенденция к дальнейшей консолидации стран группы БРИКС. За несколько дней до начала саммита СМИ сообщили, что страны этой группы соберутся в Петербурге отдельно для того, чтобы выработать общую позицию по ряду вопросов. Заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак раскрыл накануне саммита «секрет»: страны БРИКС подготовили проект создания Банка развития и на форуме сделают по этому поводу заявление. Сообщалось, что уставной капитал Банка развития составит 50 млрд. долл., главным акционером станет Китай, Россия – вторым. Акционерами указанного банка смогут стать и другие страны. По некоторым данным, страны БРИКС ведут также подготовку к созданию общего валютного фонда для стабилизации платежных балансов и курсов национальных денежных единиц стран-участниц. Если создание такого валютного фонда произойдет, это еще более осложнит и без того непростое положение МВФ.
Едва ли не главной особенностью Питерского саммита стало нарушение его участниками правила обсуждать лишь финансово-экономические вопросы. Уже ясно, что участники форума не обойдут стороной положение в Сирии, особенно с учётом того, что в Петербург прибыл главный инициатор обострения обстановки вокруг этой страны – Барак Обама. Судя по реакции большинства лидеров стран Группы двадцати, они не готовы поддерживать очередную военную авантюру Вашингтона на Ближнем Востоке. А некоторые даже категорически против.
Да и не так уж события вокруг Сирии изолированы от мировых финансово-экономических проблем. Эксперты предсказывают рост цен на нефть в случае американского удара по этой стране. Некоторые указывают, что военная агрессия отпугнёт инвесторов в прилегающих к Сирии странах. Алармисты и вовсе утверждают, что если падёт Сирия, за ней последует Иран, а далее – Россия. И советуют иностранным инвесторам заранее начать «эвакуацию» из России…
Не улеглись страсти и вокруг скандала с разоблачениями Сноудена, из-за которого была отменена планировавшаяся в рамках G20 встреча американского и российского президентов. СМИ уже сообщили, что лидеры Мексики и Бразилии готовы задать Бараку Обаме неудобные вопросы. За дипломатами этих двух стран велась активная слежка американских спецслужб, и первые объяснения официального Вашингтона на этот счёт не устроили руководителей Мексики и Бразилии.
Питерский саммит завершится 6 сентября, но уже сейчас ясно, что он обещает стать самым нестандартным в ряду форумов такого рода.