Евроинтеграция Украины – рикошет по Крыму

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Ожидаемое в конце ноября с.г. подписание Киевом Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом будет иметь для Украины самые серьёзные социально-экономические последствия. Однако этим дело не ограничится. Евроинтеграция способна обернуться угрозой территориальной целостности Украины. Первую территориальную потерю Киев уже понёс, и удар был нанесён как раз с запада: по решению Международного суда ООН Румыния оттяпала у Украины в 2009 году шельф у острова Змеиный.

Вряд ли это будет последней потерей украинского государства  на пути к европейскому будущему. По мере того, как движение Киева в направлении евроинтеграции ускоряется, всё громче слышен голос Анкары, жаждущей получить свой кусок украинского пирога - Крым. 

На недавней встрече турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана и главы крымско-татарского меджлиса М. Джемилёва обсуждались итоги визита президента Украины В. Януковича в Турцию и, в частности, то, как затрагивался во время данного визита крымско-татарский вопрос. А не затрагивать его Анкара не могла. С турецкой стороны прозвучало предложение провести четырёхстороннюю встречу (главы МИД Украины и Турции + представители Автономной республики Крым + глава меджлиса М. Джемилёв), от которой украинский президент не смог отказаться. Мероприятие планируется организовать в январе 2014 г., когда министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу прибудет в Киев на встречу глав МИД стран-членов ОБСЕ. Турция выказывает желание создать зону свободной торговли с Украиной, и этот аргумент, наряду со способностью Анкары вовремя зажигать или тушить фитиль, подводящий к крымско-татарской «мине», делает Киев сговорчивым. 

М. Джемилёв отчитался перед Р. Эрдоганом о результатах встречи меджлисовцев с комиссаром ЕС  Штефаном Фюле и об оценках состояния крымско-татарского вопроса экспертными группами ООН и ОБСЕ. Смысл этих оценок таков: Украина встала на путь исправления исторической несправедливости в отношении крымских татар, но нужно ещё больше идти навстречу требованиям меджлиса. То, что этим требованиям нет конца, еврочиновников не волнует. Чем большее количество регионов Украины будут независимы от Киева, тем Евросоюзу лучше: можно с любым из них договариваться через голову Киева. Европейские политики высокого ранга не раз подчёркивали, что будущее украинско-европейских отношений зависит  не только от принятия технических регламентов ЕС и соблюдения прав членов ЛГБТ-сообщества, но и от решения крымско-татарского вопроса в соответствии с пожеланиями Брюсселя. Крымские татары на Украине и так находятся на привилегированном положении, но Брюссель, меджлис и Анкара в один голос требуют от Киева ещё больших уступок.

Как объявил Р.Эрдоган, Анкара приветствует евроинтеграционные планы Украины. Расчёт прост: укрепить турецкое влияние в Крыму в «европейской» Украине будет легче, чем в Украине «евразийской». Советник премьер-министра Турции Йигит Булут заявил, что Евросоюз вступает в фазу распада и туркам надо возвращаться к своим политическим традициям, а не топтаться у европейских дверей. Масштабность «политических традиций», которые имеет в виду Й. Булут, впечатляет: Турция должна вернуть себе «естественное лидерство» на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Центральной Азии. Крым тоже помещён в фокус турецкой внешнеполитической доктрины… 

С некоторых пор в политической мозаике Крыма появилось нечто новое: правозащитная риторика мусульманских активистов, причём женского пола. Новообразованная правозащитная организация «Лига мусульманок "Инсаф"» сигнализирует о дискриминации в Крыму женщин-мусульманок по религиозному признаку (запрет на вклеивание в документы фотографий заявительниц, облачённых в мусульманский платок и т.д.). Активистки «Инсаф» призывают власти учитывать мнения украинских мусульманок и добавляют: если вас заставляют снять платок перед входом в учебное заведение  – никаких диалогов и компромиссов!

Такая правозащитная деятельность больше похожа на диктат, и эта карта тоже будет использоваться как Брюсселем, так и Анкарой. 5 октября в Симферополе должна была состояться Всекрымская исламская женская конференция, но из-за сообщения о будто бы найденной в здании взрывчатке мероприятие оказалось сорванным. В «Инсаф»  утверждают, что имеют место тайные попытки воспрепятствовать их деятельности.

Похожее заявление прозвучало из уст крымской ячейки «Хизб-ут-Тахрир», которая также не смогла провести запланированную на 7 октября конференцию в здании Крымского украинского театра, поскольку арендодатель неожиданно разорвал соглашение об аренде помещения.  Тахрировцы не исключают возможности обращения в суд по данному поводу, подчеркивая, что их организация – мирная и придерживается всех процессуальных норм украинского законодательства. Осталось только выяснить, как соблюдение тахрировцами норм закона в других государствах (Россия, Германия, республики Средней Азии) привело к тому, что деятельность «Хизб-ут-Тахрир» была в этих странах запрещена как террористическая. 

Трудно представить, чтобы Турция позволила, например, Украине определять пути решения этнических проблем турецкого общества, коих, надо сказать, немало (долгая история притеснений армян, запись в документах турками всех турецких граждан, без внимания к их настоящей этнической принадлежности и т.д.). Так же трудно представить, чтобы Евросоюз позволил Киеву влиять на этнические процессы в Европе, выносить на обсуждение проблему постепенного исчезновения серболужичан в Германии или разделённого народа фризов в Нидерландах и той же Германии. А вот крымско-татарский сегмент на Крымском полуострове уже выведен из-под культурно-идеологического контроля Киева. За влияние на крымских татар и через них на весь Крым соперничают сегодня Брюссель и Анкара. Это соперничество не мешает турецким и европейским чиновникам в один голос призывать Украину «идти в Европу». Сильные всегда диктуют условия слабым, таков закон  политики. И толкают слабого туда, где он станет ещё слабее.