Израиль наращивает усилия по срыву договоренностей, достигнутых в Женеве в вопросе о ядерной программе Ирана. 1 декабря глава израильской военной разведки АМАН Амос Ядлин и бывший директор ЦРУ Майкл Хейден синхронно и в унисон, хотя и в разных частях мира, заявили, что Иран уже преодолел ядерный порог и готов «произвести несколько ядерных боезарядов в считаные недели». По их мнению, требования по дальнейшей денуклеаризации Ирана следует значительно ужесточить.
Американские конгрессмены и сенаторы, которые входят в организацию AIPAC, лоббирующую интересы Израиля в США, подготовили пакет санкций против Ирана, которые предлагается немедленно ввести в действие в случае если соглашения между ИРИ и «большой шестеркой» не будут выполняться. Кроме того, несколько произраильски настроенных конгрессменов готовы в ближайшее время внести в обе палаты американского конгресса законопроекты, призывающие к ужесточению существующих санкций против Ирана.
В конгрессе зреет настоящий бунт против закрытия «иранского досье». Барака Обаму и госсекретаря Джона Керри критикуют и республиканцы, и демократы. Администрация впервые столкнулась с объединением усилий двух самых мощных внешнеполитических лобби в США – произраильского и проарабского. Последнее действует в США не менее активно, чем первое, и возглавляется Саудовской Аравией, Катаром и ОАЭ. От более известного еврейского лобби «заливников» отличает то, что они тратят на свои PR-кампании в десятки раз больше средств, чем Израиль.
Израильские военные эксперты рекомендуют руководству страны существенно нарастить и без того значительную разведывательную активность на иранском направлении, чтобы обнаружить малейшие отступления Ирана от заключенного соглашения или попытки скрыть от наблюдателей хоть какие-то элементы своей ядерной программы. Они надеются, что «какой-нибудь вопиющий пример иранских нарушений еще может побудить Соединенные Штаты нанести военный удар по Ирану». Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху поручил спецслужбам раздобыть информацию, которая подтвердила бы, что Иран нарушает женевское ядерное соглашение, пишет со ссылкой на источники в израильской разведке британская The Sunday Times. Если такие данные появятся, президенту США Бараку Обаме будет сложно «продать» женевское соглашение в конгрессе, отмечает газета. К операции, по сведениям издания, привлечены внешняя и военная разведслужбы Израиля - Моссад и АМАН. Они сосредоточат свои усилия на поиске баллистических ракет, чертежей бомбы и секретных заводов по обогащению ядерного сырья…
Директор Центра стратегических исследований Израиля «Бегин-Садат» Эфраим Инбар доказывает, что односторонний удар израильских ВВС по иранским ядерным объектам «рискованное и в военном отношении сложное предприятие», но Израилю такое предприятие вполне по силам и к тому же оно необходимо, так как может принести значительный «оперативный и политический успех». Он исходит из того, что Иордания и Саудовская Аравия не только не будут протестовать против перёлета израильских самолётов через свою территорию для нанесения удара по Ирану, но ещё и окажут содействие ВВС Израиля. Ответные меры Ирана, по его мнению, эффективными не будут. Серьёзного международного протеста, как он считает, опасаться тоже не приходится, на что, в частности, указывает предыдущая реакция на удары Израиля по ядерным объектам Ирака и Сирии.
Американская печать уже предсказывает, что израильское правительство приложит все усилия, чтобы выставить Иран злостным нарушителем и дезавуировать подписанное женевское соглашение. Не исключается и военный удар по иранской территории. Нетаньяху продолжает твердить «о праве и долге» Израиля «защищать себя против любой угрозы». А бывший советник по национальной безопасности Израиля генерал-майор Я. Амидрор в интервью Financial Times сообщил, что израильские ВВС уже длительное время репетируют нанесение удара на большом расстоянии и, «как только поступит соответствующая команда от Нетаньяху», нанесут его. По утверждению Амидрора, премьер дать команду готов и лишь выбирает подходящий момент.
Одновременно израильская пропаганда пугает мир информацией о том, что Саудовская Аравия, ситуативный союзник Тель-Авива в борьбе с Тегераном, в случае ослабления международного давления на него в кратчайшие сроки обзаведётся собственным атомным оружием, закупив его в Пакистане. По якобы надежным сведениям израильтян, Эр-Рияд еще в 2004 году заключил тайное соглашение с Исламабадом, согласно которому в обмен на финансирование пакистанской ядерной программы он обязался предоставить саудитам боевые ядерные заряды по их первому требованию. В Израиле понимают, что такая перспектива представляется американцам ещё более угрожающей, чем атомная бомба в руках иранских аятолл. В Саудовской Аравии, которую связывают с Вашингтоном сложные отношения «любви и ненависти», ядерные устройства скорее могут оказаться в руках экстремистов.
Еще одно направление действий против Ирана - это совместная разработка Моссадом и саудовской разведкой нового компьютерного вируса, призванного разрушить иранскую ядерную программу, своего рода модернизированного «супер-Stuxnet», ранее уже запускавшегося израильтянами в иранские компьютерные сети. Для обсуждения этой разработки руководители двух спецслужб принц Бандар бен Султан и Тамир Пардо встречались 24 ноября с. г. в Вене. Финансирование проекта взял на себя Эр-Рияд. Излишне говорить, что такого рода действия способны вызвать гуманитарную катастрофу и затронуть другие части света, как это уже было с «простым Stuxnet».
The New York Times считает, что Тель-Авив сам себя отодвигает на периферию женевского процесса и «подвергает серьезному испытанию свои отношения с Вашингтоном». Депутат Кнессета от партии Авода бывший министр обороны Израиля Биньямин Бен-Элиэзе заявил: «Я поддерживаю Нетаньяху в том, что он категорически не согласен с любым «компромиссным» соглашением по иранскому вопросу, но не надо забывать, что США - наш главный союзник. Ухудшение отношений с США нам совершенно ни к чему».
Израильские аналитики обращают внимание на предупреждения госсекретаря Керри о том, что Израиль может оказаться в международной изоляции со своей позицией по иранскому вопросу. Франция, президент которой Олланд в последнее время тесно сблизился с Нетаньяху, всё же подписала соглашение “шестерки” с Ираном, Саудовская Аравия воздержалась от его открытого осуждения, а другие соперники Ирана в регионе – Катар и Бахрейн – даже приветствовали заключенный договор. При этом можно не сомневаться, что, несмотря на обещания ставить Израиль в известность о ходе дальнейших переговоров с Ираном и учитывать его интересы при разработке окончательного соглашения, Вашингтон будет действовать по собственному усмотрению. Тайные двусторонние переговоры между американскими и иранскими должностными лицами начались еще в марте 2013 года в Омане. Встречи проходили с одобрения верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи. Иранские политики сегодня отмечают, что они “рисковали, но выиграли”. Видимо, в какой-то момент пути США и Израиля по вопросу отношений с Ираном разошлись, и Белый дом не хочет, чтобы Тель-Авив мешал его планам. Угрозы Израиля в одиночку атаковать Иран вызывают все меньше доверия, поскольку звучат слишком часто. Когда Израиль собирается напасть, он делает это без предупреждения. В то же время бывший премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт не верит, что его страна в одиночку нанесет удар по Ирану. По его мнению, Нетаньяху уже смирился с ядерным Ираном и вступает в пикировку с президентом Обамой больше по тактическим соображениям.
Вместе с тем влиятельные представители произраильского лобби в США, в частности редактор The American Interest Адам Гарфинкль, с тревогой отмечают общую тенденцию падения интереса в Вашингтоне к союзничеству с Израилем. Гарфинкль пишет, что «американское еврейство в настоящем шоке: особые взаимоотношения между Соединенными Штатами и Израилем быстро распадаются». Холодная война закончилась. По-прежнему ли Израиль является стратегическим активом Соединённых Штатов? «Чтобы ответить на этот вопрос, надо взглянуть на череду «эпизодов» на Большом Ближнем Востоке после 1991 года. Это Ирак, Афганистан, снова Ирак, Ливия, Сирия, Египет, а в будущем, возможно, и Иран. В каком из этих случаев Израиль можно назвать полезным союзником Соединенных Штатов? В кризисных ситуациях он в большинстве случаев оказывается в роли стороннего наблюдателя. В большинстве вышеперечисленных эпизодов Израиль был либо совершенно бесполезен, либо был чем-то средним между осложнением и непреднамеренной помехой. Реального совпадения стратегических интересов в самых важных областях и реального геополитического взаимодействия очень мало».
По мнению Гарфинкля, усиление антиизраильских настроений можно наблюдать даже в Демократической партии США, которая со времён Франклина Рузвельта является политическим домом для огромного большинства американских евреев. Утрата прежней стратегической близости между США и Израилем ведёт к расширению американо-еврейских расхождений и расхождений между Америкой, еврейством и Израилем. «Вполне возможно, – полагает эксперт, – что мы стали свидетелями промежуточного этапа смертельной спирали, когда чем больше община хочет удержаться за свой образ израильского государства, а также за жертвенный образ страдальца от Холокоста, тем больше вреда она наносит себе самой. Поэтому, как мне кажется, и разрушается треугольник [США – мировое еврейство – Израиль. – Д.М.]».