Почему Барак Обама не хочет участия Ирана в конференции «Женева-2»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Барак Обама завершил политический 2013 год пресс-конференцией в Белом доме. Говоря о внешней политике, президент не забыл и Иран. В адрес Тегерана Обама послал, с одной стороны,  обнадеживающее сообщение о своём решении наложить вето на введение любых дополнительных санкций против Ирана, с другой стороны - оскорбительное для иранцев известие об отказе Вашингтона согласиться с присутствием иранской делегации на международной конференции по сирийскому урегулированию «Женева-2». 

Что касается новых санкций, то попытки администрации Обамы  предотвратить выдвижение этого законопроекта в Сенате не привели к успеху. За выдвижение законопроекта проголосовали 26 сенаторов – 13 демократов и 13 республиканцев. Правда, ещё неясно, когда может состояться рассмотрение в Сенате этого вопроса. В графике дебатов законопроекта пока нет, лидеру демократического большинства в Сенате Гарри Риду до сих пор удавалось переносить сроки голосования в надежде, что Белый дом договорится со своими оппонентами в Конгрессе. Позиция самого Обамы состоит в том, что введение санкций может привести к расколу в рядах международной коалиции и подорвать доверие к Соединенным Штатам. В Белом доме полагают, что и действующие санкции работают против Тегерана вполне успешно. 

В Иране за перетягиванием каната между администрацией США и Конгрессом наблюдают со вниманием наиболее заинтересованной стороны. Понимая всю хрупкость начавшегося снятия претензий к своей ядерной программе, Тегеран демонстрирует готовность к выполнению своих обязательств, хотя в любой момент готов занять более воинственную позицию. Так, иранские представители прервали технические переговоры в Вене в знак протеста против решения США внести в черный список 19 компаний и физических лиц, нарушающих режим санкций. Реакция на решение 26 сенаторов, выдвинувших проект усиления санкций против Ирана, в Тегеране была еще более резкой. Один из руководителей парламентской комиссии по ядерной энергии Махди Мусабинеджад заявил, что власти взвешивают возможность принятия ответного законопроекта, согласно которому Иран резко увеличит процент обогащения урана. Однако Иран заинтересован в скорейшем достижении постоянного соглашения, которое предусматривало бы ослабление режима санкций. Этим и объясняется скорое возвращение иранской делегации за стол переговоров. Сами переговоры, однако, как отмечает заместитель иностранных дел Исламской республики Аббас Аракчи, «продвигаются крайне медленно и вряд ли приведут к прорыву». Вопрос о снятии санкций c их повестки дня пока исчез, речь идёт о том, как не допустить введения Соединенными Штатами новых и еще более жестких дискриминационных мер в отношении Ирана.

В таких условиях экономическая команда президента Хасана Роухани взялась за планирование следующего бюджета страны (новый бюджетный год в Иране начинается 21 марта 2014 г.), исходя из того, что нефтяная блокада, введённая США и Евросоюзом, снята не будет. Планируется увеличить поступления в бюджет до 80 млрд. долларов за счет увеличения экспорта железной руды, меди, электроэнергии и продукции нефтехимии. В качестве источника пополнения средств рассматривается и повышение эффективности деятельности государственных компаний в различных отраслях экономики. 

Иранские экономисты предсказывают, что в случае отмены санкций против Ирана экономика их страны переживёт бум. Ежегодный рост ВПП Исламской республики может достичь, по прогнозам, 9-10% уже после 2015 года. На наш взгляд, именно такая перспектива экономического усиления Ирана, а вовсе не иранская ядерная программа питает опасения по поводу возможной нормализации отношений ИРИ и США и возвращения в Иран крупных европейских компаний. Особенно не заинтересованы в сильном Иране его региональные арабские соперники в Персидском заливе,  давно соперничающие с Тегераном на Ближнем Востоке. Сейчас это противостояние особенно остро  проявляется в Сирии, урегулирование обстановки в которой станет в январе 2014 года темой международного форума с участием 30 государств. 

Состав участников конференции по Сирии «Женева-2», которая пройдёт 22 января в швейцарском городе Монтрё, пока так и не определился. Администрация Обамы к рекомендациям России, ООН и Лиги арабских государств о целесообразности иранского участия прислушиваться не хочет.  В телефонном разговоре с генсеком ООН глава МИД Ирана подтвердил, что иранская делегация хотела бы приехать в Женеву, но если этого не произойдет, «концом света» это не станет. Хотя своего разочарования американским отказом не допустить Иран в Монтрё в Тегеране не скрывают.  Белый дом, как и в случае с первой конференцией в Женеве,  встал на сторону Израиля и Саудовской Аравии, противодействующих полноценному иранскому участию в «Женеве-2». 

Что касается неучастия Ирана в работе форума, то решение администрации США вызвало критику и в Москве, где отмечают, что это «лишь осложнит реализацию будущих договоренностей. Без участия Ирана в работе конференции «Женева-2» возможность установления перемирия в войне в Сирии весьма сомнительна. Иранская военная помощь Башару Асаду имеет разноплановый характер, в Сирии присутствуют военные советники, не прекращаются поставки вооружений и боеприпасов, оказывается финансовая помощь. Даже в условиях больших валютных потерь от санкций Тегеран продолжает ежемесячно тратить 600-700 млн. долларов на поддержку законного правительства Сирии. Суммарные расходы Ирана на поддержку Дамаска за время войны оцениваются экспертами в 20 млрд. долларов (столько потерял ВВП Сирии за эти годы, упав с 60 до 40 млрд. долларов). И это не считая затрат на финансирование боевого участия в Сирии отрядов близкой к Тегерану ливанской группировки «Хезболла»… 

Противники Асада признают, что контроль правительственных войск над западной и центральной частями Сирии во многом обеспечивается силами «Хезболлы», имеющей хорошее вооружение и демонстрирующей высокую боевую готовность. К примеру, в мае 2013 года «Хезболла» предприняла успешное наступление на захваченный мятежниками город на западе Сирии Эль-Кусайр и освободила его от интернациональных отрядов наёмников. На стороне Дамаска воюют и шиитские отряды из других стран, прошедшие подготовку в Иране. В то же время Тегеран трезво оценивает свою неспособность решить конфликт в пользу Асада в одиночку и поддерживает международные дипломатические усилия по прекращению гражданской войны и интервенции в Сирии. Игнорирование позиции Тегерана Вашингтоном, как и угроза новыми американскими санкциями, связана с неготовностью администрации Обамы признать за Ираном статус регионального лидера, с позицией которого Америке придётся считаться.

В заключение отметим то, что в основе последних решений Обамы лежит сохраняющееся недоверие американской администрации к Ирану. Вето Обамы не снимает угрозы введения новых санкций, соответствующий законопроект остается в Сенате США и рассматривается как подстраховка на случай невыполнения Тегераном требований промежуточного соглашения в Женеве по его ядерной программе. В отношении иранского участия в «Женеве-2» Обама сомневается в том, что иранцы поведут себя «правильно», как хотелось бы Белому дому, до сих пор не отказавшемуся от свержения законного правительства Сирии. Пока же Соединённым Штатам требуется время, чтобы выстроить новые региональные альянсы, участие в которых Ирана уже однозначно не отвергается, но и не приобретает сколько-нибудь реальных очертаний.

Статьи по теме