Московские консультации и американская «мегабомба»

Как обеспечить стабильность в Афганистане?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

14 апреля в Москве состоялись международные консультации по вопросам урегулирования ситуации в Афганистане. Во встрече приняли участие заместители министров иностранных дел, спецпредставители и старшие должностные лица одиннадцати государств, включая, помимо Афганистана, Россию, Иран, Индию, Пакистан, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Были приглашены в Москву и представители США. Однако они не приехали, а вместо этого ВВС США сбросили на территорию, предположительно контролируемую боевиками запрещённой в России террористической группировки «Исламское государство» (ИГ)» то, что в СМИ  назвали «матерью всех бомб». Речь идёт о самом мощном из имеющихся в арсенале Пентагона тяжёлом боеприпасе фугасного действия MOAB (GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast), который, как сообщалось, разнёс пещерный и туннельный комплекс боевиков в местности Ачин и уничтожил по меньшей мере 90 террористов.

По уверениям Пентагона, командующий американскими войсками в Афганистане Джон Николсон мог самостоятельно вынести решение о применении бомбы, переправленной туда ещё в январе: якобы санкция со стороны президента США на её применение не требуется. Впрочем, данные на этот счёт противоречивы: представители ИГ отрицают наличие у них каких-либо жертв и повреждений инфраструктуры. В любом случае вряд ли «ещё одна успешная операция» (характеристика Дональда Трампа) в состоянии переломить известную тенденцию: позиции противников кабульского режима со времени вторжения США в Афганистан в 2001 году лишь укреплялись (в том числе за счёт роста доходов от производства и экспорта наркотиков).

Американская мегабомба в Афганистане

В отличие от действий США, рассчитанных на внешний устрашающий эффект, усилия российской дипломатии направлены на координацию усилий сопредельных с Афганистаном стран в целях создания в этом регионе режима коллективной безопасности. Начало 2017 года было отмечено активными российско-афганскими политико-дипломатическими контактами. В феврале с рабочим визитом в Москве побывал министр иностранных дел Афганистана С. Раббани, обсудив в том числе возможные поставки нефти и нефтепродуктов из России и перспективы российских инвестиций в афганский ТЭК. 15 февраля в Москве прошли консультации представителей России, Афганистана, Пакистана, Китая, Ирана и Индии, посвящённые стимулированию внутриафганского мирного процесса.

Всё это не могло не вызвать реакцию тех, кто мыслит категориями «сдерживания» России везде, где возможно. Накануне московских консультаций «Голос Америки» попытался отыскать в горах Афганистана группу российских спецназовцев, действующих… в интересах движения «Талибан». С соответствующими заявлениями выступил глава американского центрального командования (СЕНТКОМ) Дж. Войтел, а в американских СМИ замелькали бездоказательные утверждения о якобы имевших место контактах Москвы с  талибами в ходе визита делегации Министерства обороны России в Пакистан (Северный и Южный Вазиристан). Поднялась волна нелепых слухов, направленная на срыв московских переговоров. Москва отвергла все эти обвинения, указав одновременно на неспособность США и их союзников обеспечить стабильность в Афганистане.

«Теперь, когда «Талибан» завоёвывает территории и у Белого дома, похоже, нет чёткой политики в отношении Афганистана, Иран и Россия усилили поддержку повстанцев и вытеснили Соединенные Штаты из региона», – бьёт в набат The Washington Post, цитируя генерала Дж. Николсона: мол, Россия «начала публично узаконивать талибов», а недавние действия Москвы и Тегерана в Афганистане «направлены на то, чтобы подорвать Соединенные Штаты и НАТО».

Попытки связать Россию с движением «Талибан» делаются всё более настойчивыми. Между тем именно американская поддержка моджахедов и иностранных наёмников способствовала в своё время превращению Афганистана в рассадник международного терроризма. Впоследствии американцы вели также полуофициальные переговоры с талибами в Катаре, правда неудачно.

В марте Дж. Войтел заявил, что в рамках новой стратегии США на Ближнем Востоке планируется перебросить в Афганистан дополнительный воинский контингент. Есть основания предполагать, что одним из элементов данной стратегии станут попытки изолировать от процесса внутриафганского урегулирования не только Иран, но и Пакистан.

В противовес этому участники московской встречи подчёркивали, что афганский кризис не имеет военного решения и может быть преодолён только в рамках политического урегулирования на основе общенационального согласия. В этом Кабулу будет оказано любое необходимое содействие. Что касается движения «Талибан», имеющего сильные позиции в ряде районов страны, то ему было предложено отказаться от вооружённой борьбы за власть и начать конструктивный диалог с афганским правительством по вопросу о примирении.

В ходе московских консультаций 14 апреля российская сторона предложила предоставить площадку для проведения межафганских переговоров, что встретило поддержку остальных участников. По сообщению пресс-службы МИД России, стороны договорились о продолжении консультаций в московском формате.

Преимуществом данного формата является возможность достижения согласованной позиции Москвы, Пекина, Исламабада и Тегерана; представляется, что это лучший способ обеспечить стабильность и безопасность Афганистана.

Афганский вопрос традиционно находится в фокусе внимания Москвы, которая не может допустить распространения нестабильности на территорию стран-членов ОДКБ. В недавнем интервью телерадиокомпании «Мир» президент России Владимир Путин признал, что наряду с наркотрафиком и инфильтрацией сюда отдельных преступных элементов не исчезает угроза прорыва в постсоветскую Центральную Азию вооружённых формирований из Афганистана. Необходимо, отметил В. Путин, выстраивать диалог по Афганистану с любыми силами – при условии признания ими афганской конституции, необходимости разоружения и достижения национального согласия. В. Путин выразил также надежду, что России не придётся использовать свои вооружённые силы, в том числе дислоцированные на 201-й базе в Таджикистане. «Исходим из того, что мы, помогая законному правительству Афганистана вместе с другими участниками этого процесса урегулирования, в конечном итоге добьёмся примирения и вывода Афганистана на путь мирного решения всех внутренних проблем и развития», - сказал глава российского государства.

Следующая консультативная встреча по афганскому урегулированию должна состояться в Кабуле. По словам представителя афганского МИД А. Хайдари, к ней планируется подключить «США и партнёров по НАТО».