Дьявол кроется в деталях. В блогосфере стремительно набирает репосты и комментарии видео, на котором президент США Дональд Трамп отталкивает премьер-министра Черногории Душко Марковича, чтобы возглавить процессию участников саммита НАТО. После чего по-хозяйски приосанивается и свысока обозревает окружающих.
Чем не символ того, как без лишних церемоний, по-ковбойски Трамп намерен выстраивать отношения с союзниками по Североатлантическому блоку?
Прибыв в Брюссель и поднявшись на трибуну со своей первой речью в штаб-квартире альянса, президент США устроил себе знатные смотрины. Прямо в лицо бросил упрёк присутствующим европейским лидерам: почему не платите? Речь о том, что не выполняются финансовые обязательства, взятые членами альянса на саммите в Уэльсе в 2014 году, когда договорились, что все будут тратить на взносы в копилку военного блока не менее 2% своего ВВП. А сейчас президент США подвёл баланс: 22 из 28 членов организации «не платят за свою оборону то, что должны, и это нечестно по отношению к американским налогоплательщикам» (сами американцы выкладывают из своих карманов на нужды НАТО 3,61% ВВП).
При этом бюджет альянса в 2016 году, по оценке авторитетной англо-американской информационно-аналитической компании IHS Markit, составил 219 млрд. долл., а в 2020 году вырастет до 230,4 млрд.
На что планируется пустить такие деньги? Ответ: на отражение главных угроз, с которыми сталкивается НАТО. Что за угрозы? Первым на саммите был назван международный терроризм, и тут спорить трудно. Тем более когда за три дня до встречи в Брюсселе в Манчестере происходит взрыв, в результате которого гибнут 22 человека, в том числе 12 детей. Участники саммита приняли решение о присоединении НАТО к возглавляемой Соединёнными Штатами международной коалиции против «Исламского государства» (ИГ). Отложим пока вопрос, почему эта могучая коалиция никак не может победить разрозненные банды террористов. Какие ещё угрозы нарисовал перед союзниками президент США?
Пожалуйста. Миновали нескольких месяцев гаданий о том, как новая американская администрация будет относиться к России, и точки над i расставлены: «НАТО будущего должна сосредоточиться на терроризме и миграции, а также на угрозах со стороны России и с востока, и юга». Так говорит Дональд Трамп.
Сделав остановку в Италии по пути в Брюссель, хозяин Белого дома заявил в Риме, что по вопросу о мерах против России из-за её действий в Крыму и на востоке Украины США будут продолжать выступать в духе «трансатлантического единства».
Рискнём уточнить диагноз, выставленный Алексеем Пушковым («Трамп встраивается в логику Брюсселя»): американские президенты никогда в «логику Брюсселя» не встраивались, они всегда её выстраивали. Впрочем, Пушков совершенно прав, когда замечает, что идея «привлечь Россию к ответственности за Крым» ни к чему, кроме тупика в российско-американских отношениях, не приведёт. Сколько уж этих тупиков было…
Опережая ожидаемое занесение России в число главных угроз Североатлантическому блоку, министр обороны РФ Сергей Шойгу за день до брюссельского саммита проинформировал членов Совета Федерации о мерах по совершенствованию российских вооружённых сил. Самое главное в выступлении министра: в минувшем году России удалось обеспечить стратегический паритет со странами НАТО; при этом её расходы на оборону в 11 с лишним раз меньше, чем у американцев (те потратили 664 млрд. долларов).
«Вашингтон и страны Запада продолжают навязывать мировому сообществу идею о существовании российской военной угрозы, и многие государства следуют в русле данной политики», – отметил С. Шойгу. В сложившихся условиях основное внимание руководство военного ведомства уделяет «поддержанию потенциала стратегических ядерных сил на уровне, позволяющем гарантированно решать задачи ядерного сдерживания». Это относится ко всем составляющим ядерной триады – СЯС наземного, воздушного и морского базирования.
В составе РВСН уже 9 ракетных полков перевооружены современными ракетными комплексами «Ярс» с повышенной возможностью преодолевать противоракетную оборону противника. В авиационных СЯС ежегодно модернизируется 4-5 стратегических ракетоносцев. Только в прошлом году ВКС пополнились двумя модернизированными Ту-160 и двумя Ту-95МС. Морские СЯС, имея в боевом составе 9 современных ракетных подводных лодок стратегического назначения, обеспечивают непрерывное боевое патрулирование в морских акваториях. Идёт их планомерное оснащение новейшими атомными подводными крейсерами класса «Борей».
Перевооружение и дальше будет вестись по нарастающей. К 2021 г. в наземных СЯС комплексами «Ярс» будут владеть 17 ракетных полков. В войска начнут поступать разрабатываемые перспективные ракетные комплексы стратегического назначения. В боевом составе морских СЯС предусматривается иметь 13 подводных лодок, включая 7 перспективных класса «Борей» с новыми ракетными комплексами «Булава». После 2021 года планируется начать серийное производство модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160М2, способного наносить удары по наземным объектам противника в удалённых стратегических районах без захода в зоны действия систем ПРО и ПВО.
В составе сил общего назначения к концу 2020 г. будут созданы самодостаточные группировки войск и сил на всех стратегических направлениях, включая арктическое. К этому времени Сухопутные войска планируется полностью перевести на современные ракетные комплексы «Искандер-М». Около половины боевых кораблей Военно-Морского Флота будут оснащены крылатыми ракетами морского базирования «Калибр». Увеличатся огневые возможности Воздушно-космических сил (ВКС). Поставки в войска в 2019 г. перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации Т-50 и в 2020 г. зенитного ракетного комплекса С-500 повысят эффективность борьбы с современными средствами воздушно-космического нападения.
«Реализация намеченных планов создаст надёжный заслон «мгновенному глобальному удару» противника и обеспечит неядерное сдерживание любого высокотехнологичного агрессора», – резюмировал С. Шойгу.
Это военная составляющая ответа России на попытки объявить её угрозой и, видите ли, «привлечь к ответственности». Последует и политическая реакция. Как предупредила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, по итогам саммита НАТО готовится экспертное заключение, в котором саммиту НАТО «будет дана подробная оценка». И то сказать: не всё же ждать внешнеполитическому ведомству, когда, наконец, новый хозяин Белого дома «выйдет из тени» и обозначит свою позицию по отношению к России. Можно и позицию по отношению к США обозначить. Россия ведь не Черногория.