Курт Волкер дал интервью телеканалу «Дождь». Поводом послужила встреча специального представителя США и помощника президента России в Минске, но о её содержании Волкер, как и Сурков, практически ничего не сказал. Цель его послания была иной: сигнализировать о своём видении ситуации в Донбассе, сформированном с момента назначения. Очевидно, Волкеру было очень важно, чтобы видение это не осталось тлеть за дверью минской встречи, а было выплеснуто наружу.
«Это был серьёзный и откровенный разговор. У нас были некоторые разногласия. Всё было честно и открыто. Мы пришли к единому мнению о том, что status quo не принесёт ничего хорошего никому. Это плохо и для России, и для Украины, и для жителей Донбасса. Нам нужно найти выход из этой ситуации. Это превращается в трагедию для людей. Были убиты десять тысяч человек, миллионы людей были вынуждены покинуть свои дома, молодые русские солдаты погибли на войне на Украине. Это абсолютно недопустимо. Мы договорились о том, что найдём выход из этой ситуации», – рассказал представитель США по Украине по поводу переговоров с Владиславом Сурковым.
Каков выверт про «молодых русских солдат»! Но это только начало.
По мнению Курта Волкера, минский процесс не решает проблему «аспекта безопасности, а также политического аспекта». «Безусловно, он необходим и это очень важно. В конце концов, мы сможем этим воспользоваться, но…» – произнёс спецпредставитель США. За этим «но» и скрывается рецепт Волкера по урегулированию конфликта в Донбассе. «Но сейчас нам нужно повысить уровень безопасности и обеспечить Украине такие условия, чтобы она могла защитить свою территорию. Сейчас она не может этого сделать», – заявил американский переговорщик. Это означает, что он окончательно определился со своей позицией по отношению к конфликту в Донбассе и намерен предлагать президенту США Дональду Трампу решения, связанные с дальнейшей милитаризацией Украины, – Волкер и прежде считал, что необходимо применять тактику «сдерживания России» повышением градуса напряжённости в Донбассе путём предоставления украинской стороне летального вооружения. Спецпредставитель США поведал «Дождю», что дестабилизирует обстановку «интерес России» в украинском конфликте, и заявил, что с территории Донбасса должны быть выведены «российские войска». «Россия признаёт, что, согласно минским договорённостям, эти территории должны быть возвращены Украине. Для того чтобы это произошло, нужно вывести оттуда российские войска и обеспечить людям безопасность, чтобы они чувствовали себя уверенно. Проблема в том, что присутствие там военной техники создаёт конфликт. Согласно официальным докладам ОБСЕ, большинство нарушений режима прекращения огня идёт именно от российской стороны. Не все, но большая часть», – сообщил Волкер, лихо пристегнув к обвинениям в адрес России ОБСЕ.
Зазвучала хорошо знакомая песня: «Во всём виновата Россия», «Россия, выведи войска», «Россия нарушает режим прекращения огня». Такое впечатление, что не спецпедставитель США говорит всё это, а какой-нибудь спикер штаба АТО. Осталось разве что дождаться финальной сцены пьесы, где мистер Волкер расскажет «Эху Москвы» или «Медузе» о том, что донецкие луганские сепаратисты сами себя обстреливают, а в Луганске 2 июня 2014 года взорвался кондиционер. Как говорится, скучно, девушки!
В то же время американский эмиссар ушёл от прямого ответа на вопрос «Дождя» о том, считает ли он конфликт в Донбассе, как страны Балтии, Польша и некоторые американские сенаторы, «российско-украинской войной». Вместо этого Волкер пустился в рассуждения, что он стал бы делать, если бы выстраивал политический курс России (!). «Если бы я находился в Москве и выстраивал политический курс России, то стремился бы к тому, чтобы Украина сотрудничала с Россией, была частью российской сферы влияния, основным партнёром. Но в какой-то момент Россия решила, что нужно ввести войска. Но сегодня РФ контролирует сепаратистов. Это привело к тому, что Украина стала более единой, более прозападной, чем раньше. Это не очень хорошо для России». Интересно всё это услышать от американского спецпредставителя в 2017 году – через 3,5 года после того, как в 2014 году США поддержали государственный переворот на Украине, в результате которого была свергнута законная власть. А с ней у России складывались весьма неплохие отношения, что категорически не устраивало путчистов – ни в Киеве, ни в Галичине, ни в Соединённых Штатах. Помнится, плюшки на майдане Независимости раздавала как раз предшественница Курта Волкера – Виктория Нуланд, она же обсуждала с бывшим послом США Джеффри Пайеттом, кто войдёт в правительство новой Украины – «Клич» или «Яц». Но преемник Нуланд почему-то уверен, что у тех, кому он адресует своё послание, – память рыбки.
Волкер считает, что и «нормандский формат» тоже непродуктивен, как и минские договорённости. «Сейчас нам необходимо выработать политическую волю для принятия решений на стратегическом уровне. Собираемся мы решить эту проблему или нет? Если собираемся, тогда мы можем использовать для этого минский процесс. Но сначала нам нужно выработать схему принятия решений. Сейчас у нас этого нет. Поэтому нормандский формат не даёт ожидаемого результата», – говорит он.
Что касается президента США Дональда Трампа, то он, по мнению Волкера, смотрит на украинский конфликт как на препятствие в улучшении отношений с Россией. При этом Волкер никогда не встречался с Трампом лично. «Я полагаю, что для Трампа конфликт на Украине – это одно их основных препятствий на пути улучшения отношений США и России. Конечно, это не единственная проблема. Я думаю, что он хотел бы видеть улучшение двусторонних отношений. Поэтому нам нужно двигаться в этом направлении. Я надеюсь, что мы этого достигнем и что Россия тоже к этому стремится», – сказал спецпредставитель США по Украине. Антироссийские санкции, введённые конгрессом, с точки зрения Волкера, не являются препятствием для того, чтобы «Россия сделала всё необходимое для того, чтобы санкции были сняты». А сделать нужно известно что: не поддерживать Донбасс и отказаться от Крыма (Волкер заметил, что «для правительства США нет никакой разницы между Донбассом и Крымом» и назвал обе ситуации «одинаково ужасными», «незаконной агрессией, оккупацией»).
Американский спецпредставитель по Украине оценил помощника президента России Владислава Суркова как «серьёзного и умного игрока» и предположил, что это «именно тот, кто сможет помочь нам добиться прогресса». При этом он несколько раз повторил, что «в России решения принимает президент Путин». Свою задачу Волкер видит в том, чтобы добиться того, чтобы президент России увидел ситуацию на Украине… глазами США. «Президент Путин будет принимать решения в соответствии со своими интересами. Я думаю, что всё, что мы можем сделать, – это изменить обстановку, изменить условия таким образом, чтобы он увидел всё то, что видим мы, ту самую ситуацию, которая не выгодна никому», – заявил он.
Ускользнул мистер Волкер и от ответа на вопрос о том, помогает ли ему в общении с российскими представителями «ястребиная» репутация, пустившись в рассуждения о важности правды и откровенных бесед. «По итогам нашей встречи с господином Сурковым у нас осталось много разногласий. Но я надеюсь, что мы сможем найти точки соприкосновения и добиться прогресса в двусторонних отношениях. Мы достигнем прогресса, только если будем обсуждать проблему и приходить к единому мнению по тем или иным вопросам, а не избегать трудностей».
Временных рамок для достижения результата по урегулированию конфликта в Донбассе спецпредставитель США не устанавливает, по его мнению, «это не вопрос времени, это вопрос политической воли». Но обещает, что «буквально в течение нескольких месяцев мы увидим, есть прогресс или нет».
Позиция мистера Волкера теперь всем ясна и понятна: он как минимум пять раз за 12 минут (именно столько длилось его интервью «Дождю») сделал акцент на том, что в Донбассе присутствуют российские войска. Причём начал с эмоционального вброса о «молодых русских солдатах». А дальше понеслось:
– «Нужно чётко понимать, что на Донбассе есть российские войска, в Донецкой и Луганской областях»;
– «Согласно официальным докладам ОБСЕ, большинство нарушений режима прекращения огня идёт именно от российской стороны»;
– «Интерес России дестабилизирует обстановку»;
– «Нужно вывести оттуда российские войска»;
– «Но в какой-то момент Россия решила, что нужно ввести войска на Украину».
Итак, Волкер настаивает на «российских войсках» и «оккупации» Крыма и Донбасса. Исходя из этой картины мира, он и будет предлагать «схему» урегулирования украинского конфликта, полагая, что сможет «изменить обстановку, изменить условия таким образом», чтобы Путин посмотрел на Донбасс и Крым глазами американцев.
Несмотря на то, что спецпредставитель США по Украине очень тщательно выстраивал речь, подбирал слова и обороты, его таки подвёл американский гегемонизм: Россия – не Украина, где внешнюю политику выстраивают руководители США, и фантазии о том, что было бы, если бы Волкер оказался у руля российского государства, выглядят нелепо. Второй приступ гегемонизма накрыл американца в тот момент, когда он, отвесив комплиментов Суркову, попытался хитро обозначить, что помощник президента России – «именно тот, кто сможет помочь нам» (то есть американцам). Тоньше нужно работать, мистер Волкер!
Показательно, что интервью Курта Волкера прозвучало именно на телеканале «Дождь» – спецпредставителю США необходимо было выступить в СМИ российском, но на манер украинского, где ему не зададут ни одного неудобного уточняющего вопроса.
Соб. корр. ФСК