С началом нового политического сезона на Украине решили стряхнуть пыль с законопроекта «о реинтеграции Донбасса». До середины лета он преподносился как «альтернатива минским договорённостям» и активно обсуждался с участием первых лиц государства. После визитов в Вашингтон спикера парламента и президента Украины возня вокруг законопроекта поутихла, но по возвращении из отпуска украинские депутаты снова взялись за идею то ли реинтеграции Донбасса, то ли его деоккупации, поскольку законопроект предполагает сворачивание формата «антитеррористической операции» и переход к войне. С Россией.
Правда, здесь украинская власть собирается извернуться так, чтобы войну России официально не объявлять, но кричать о ней на каждом углу – теперь уже на основании закона. Российское государство будет названо «страной-агрессором». О том, что законопроект «на 99,9% закончен и готов к регистрации в парламенте», заявила Ирина Луценко, представитель президента Украины в Верховной раде. То есть ветер дует из президентской администрации. «Впервые на законодательном уровне будет введено понятие, что Россия является страной-агрессором», – сообщила Луценко. Война, выходит?
Оказывается, нет. Этого слова в Киеве боятся: представитель Порошенко в парламенте заявляет, что такой подход – не объявление войны. «Это означает, что Украина имеет право самообороняться. Это еще раз – не война, а самооборона. И это для того, чтобы Международный валютный фонд давал нам средства, это для инвесторов», – уверяет Луценко. К тому же, признание территорий ДНР и ЛНР «временно оккупированными» снимет с Киева всякую ответственность за неисполнение каких бы то ни было обязательств перед населением Донбасса. «Здесь введено понятие, что Украина не несет ответственности за то, что делается на временно оккупированной территории. Чётко определены инструменты, мотивация, средства, которыми президент Украины предложит обществу на законодательном уровне реинтегрировать Донбасс, вернуть эти территории. Этот закон чётко ориентирован на возвращение Донецкой и Луганской части временно оккупированной территории, а не Крыма», – пояснила Ирина Луценко.
Короче, украинские власти собрались сказать новое слово в военной науке: сначала развязывание Киевом войны на востоке Украины именовалось «АТО», теперь военные действия назовут «самообороной». В Международном валютном фонде при этом прикинутся идиотами и продолжат давать «самооборонщикам» кредиты, как давали в условиях АТО. При этом де-факто «самообороняться» украинские войска будут от вооружённых сил Донецкой и Луганской народных республик, а де-юре – воевать со «страной-агрессором».
Логики здесь нет, но Киеву она в отношениях с Донбассом не нужна со времён первых военных сводок, когда авианалёт на Луганск был назван взрывом кондиционера.
Риторика представителя президента в Верховной раде очень напоминает риторику тех американских политиков, которые ратуют за поставки Украине летального оружия. Все они хором поют одну песню: мол, оружие это исключительно «оборонительное». Однако тайну не раскрывают: чем оборонительный противотанковый ракетный комплекс Javelin отличается от такого же Javelin наступательного?
Пани Луценко объявила, что Украина провела консультации относительно законопроекта о реинтеграции Донбасса со странами «нормандской четвёрки» и США. Принятие закона «о реинтеграции Донбасса» будет означать выход Украины из формата минских договорённостей, но в Киеве пытаются объявить чёрное белым и доказать недоказуемое. Глава администрации президента Украины Константин Елисеев утверждает, что в основе законопроекта лежат как раз минские договорённости. Это напоминает очередную попытку назвать взрыв авиабомбы сломанным кондиционером. «Реинтеграция Донбасса» однозначно предполагает военное положение и переход от так называемой АТО к войсковой операции.
В начале 2015 года украинский парламент в своём политическом заявлении уже называл Россию «страной-агрессором», но это никак не повлияло на течение вооружённого конфликта в Донбассе: как воевали украинские войска и незаконные вооружённые формирования с ополчением ДНР и ЛНР, так и продолжают воевать. За это время украинские чиновники и генералы много раз заявляли, что никакой российской армии в Донбассе нет.
И вот на четвёртом году вооружённого конфликта тема «российских войск» снова разожжена – и разжёг её специальный представитель США по Украине Курт Волкер. После встречи в Минске с помощником президента России американский эмиссар настойчиво принялся твердить о присутствии российской армии в Донбассе и грозить России со страниц издания Financial Times «исключением из дипломатических, экономических отношений», если в Москве не сделают выбор, на котором настаивает Вашингтон.
Обозначенная после встречи с Сурковым позиция Волкера и намёки министра обороны США Мэттиса на возможные поставки киевскому режиму ПТРК Javelin дали путчистам из Киева новую надежду на поддержку США в «войне с Россией» в Донбассе.
Соб. корр. ФСК