То, что шведские наёмники сражаются в составе карательных батальонов в Донбассе, известно с 2014 года. Три года назад Европа предпочитала стыдливо об этом молчать. За это время, однако, многое изменилось, и сегодня европейцам начинают рассказывать правду (вернее, часть правды) о той роли, которую сыграли европейские наёмники в Донбассе летом 2014 года.
«Мужчину из Швеции подозревают в совершении военных преступлений на востоке Украины. На прошлой неделе возобновили ранее прекращённое предварительное расследование. «Он сам рассказал о нескольких случаях убийств, совершённых в то время, когда он был солдатом батальона», – сообщила прокурор Каролина Висландер (Karolina Wieslander)», пишет шведская газета Metro.
Шведская полиция ещё в октябре 2014 года сделала заявление о военных преступлениях, совершённых одним из участников группы шведских наёмников, которые отправились на юго-восток Украины. Группа шведов хорошо известна в Донбассе, куда они, по их собственным словам, «приехали устроить сафари на сепаратистов».
При этом граждане Швеции не скрывали свои «боевые подвиги и охотничьи трофеи» и охотно хвастали о них в прессе.
Так, летом 2015 года шведский националист Микаэл Скилт, воевавший в батальоне «Азов», дал интервью газете Daily Signal, в котором красочно описал убийства «сепаратистов»: по его словам, он лично убил около 150 человек. Похожими откровениями Скилт делился и со шведским изданием Sverigesradio.
Тогда в Швеции было начато расследование по фактам убийств, совершённым шведскими гражданами. Однако уже в начале сентября 2015 года Киев обратился к Стокгольму с просьбой «прекратить расследование в отношении иностранных военнослужащих, которые участвовали в боевых операциях на юго-востоке Украины». Прокурор Швеции Тора Хильт отказала украинским властям в просьбе, но засекретила информацию, которая может «нанести ущерб национальным интересам Украины».
«В ноябре 2015 года предварительное расследование было прекращено», – пишет автор статьи Карл Энн Хенрикссон (Karl Enn Henricsson). Тогда «в качестве причины привели то, что он (обвиняемый в убийствах. – Ред.) находился за рубежом, а возможность получить юридическую поддержку от Украины оценивалась как незначительная».
Но на прошлой неделе прокурор Каролина Висландер из Международной прокуратуры в Стокгольме решила возобновить расследование. Официальное обвинение подразумевает тяжкое нарушение международного права, которое может повлечь за собой соответствующий приговор – пожизненное заключение в тюрьме, говорится в статье.
«Прошло уже немало времени, и мы хотим посмотреть, улучшилась ли политическая ситуация на Украине тем или иным образом. Проверить, сможем ли мы теперь получить поддержку и ещё какую-нибудь информацию об этом человеке и о том, что он, как утверждается, совершил», – считают в прокуратуре.
По словам прокурора, пока «лишь принято решение о возобновлении расследования». «Мы ещё не успели поработать над этим, но мы должны с чего-то начать», - говорит прокурор. И подчёркивает, что расследование пока на ранней стадии. «Первая трудность – это данные, которые мы могли бы привести в доказательство, вторая – определить фактические возможности преследовать по закону кого-то, кто не находится в Швеции», – поясняет Каролина Висландер.
Судя по темпам расследования, у убийцы есть все шансы уйти от правосудия. И это только один из группы шведов, которые летом 2014 года приехали в Донбасс «на сафари».
Соб. корр. ФСК
На фото: шведский нацист Микаэль Скиллт в батальоне «Азов».