Аналитики, в том числе и некоторые американские, уже давно и уверенно говорят о закате «века США», всякий раз ошибаясь в прогнозах на дату «заката империи». И тем не менее в этом «сдвиге сроков» нет ничего загадочного. Достаточно проследить эволюцию намерений США на Ближнем Востоке и Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), где разворачивается главная битва за мировое господство, чтобы выводы сами легли на стол.
Становится всё более очевидным, что политическая маска, надетая Дональдом Трампом перед выборами, отнюдь не означает, что «Америка превыше всего» отменяет присвоенное Вашингтоном право на вторжение – экономическое, политическое, военное – в любой точке мира. Для этого у них имеется соответствующий набор орудий, среди которых самым «дальнобойным» остаётся доллар. Как пишут «Ведомости», «развивающиеся страны по-прежнему уязвимы перед ростом процентных ставок в США. Заёмщикам в них нужно к концу 2018 года выплатить по облигациям и займам почти 2 триллиона долларов» – десятую часть государственного долга Штатов. Гигантская сумма.
При этом начавшееся повышение ставки Федеральной резервной системы США (в марте с 0,5 до 0,75 и в июне до 1,25, а к концу года ожидается и третье повышение до 1,375 процента) ведёт к укреплению доллара, из-за чего азиатским компаниям будет сложнее погашать внешний, долларовый, долг и что приведёт к снижению их кредитных рейтингов. Для них доллар сегодня - «глобальный разрушитель». Однако и для самих США это не подарок, поскольку такая политика ФРС тормозит рост производства. В противовес этому экономики Азии растут, и лидером роста является тот же Китай. Шаг за шагом Поднебесная вытесняет Америку из Восточного полушария.
Российский совет по международным делам (РСМД) не без основания отмечает, что, после того как США стремительно выпрыгнули из Транстихоокеанского партнёрство (TPP), набирает сторонников проект «Всеобъемлющее экономическое региональное партнёрства» (ВРЭП), куда вошли КНР, страны АСЕАН, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия. Переговоры о создании ВРЭП должны закончиться к концу года. Ещё два года назад на Китай приходилось 15,2 процента всего внешнеторгового оборота АСЕАН, тогда как на США только 9,3. И если учесть, что США вкладывали в страны АСЕАН более 11 процентов прямых инвестиций – вдвое больше, чем Пекин, то «Один пояс – один путь» ещё больше увеличит этот разрыв. Вот почему Вашингтону потребовалась смена приоритетов, которая обеспечила бы Америке сохранение контроля над странами «к востоку от Суэца».
Взглянем на Ближний Восток. Недавно поддерживаемые Соединёнными Штатами иракские курды спокойно смотрели на то, как боевики ИГ гоняли конвои по 12 тысяч бензовозов с ворованной иракской нефтью через их столицу Эрбиль. А сейчас курды «зачищают» от этих же боевиков Сирию, всё теснее прижимаясь к нефтяным месторождениям Дейр-эз-Зора, пишет журнал «Новое восточное обозрение». Американский «свободный Курдистан» предполагает передел границ Турции, Сирии, Ирака и Ирана – с отрывом от каждой из этих стран части её территории. И сам курдский референдум, считает издание, не более чем инструмент для Вашингтона, позволяющий ему и его курдам стать хозяевами крупнейшего в мире месторождения нефти в районе Киркука. Курдская карта в американском рукаве американцам пригодилась. Член НАТО Турция сейчас бьёт курдских сепаратистов в северной Сирии, стало быть, США, поддерживая курдские вооружённые формирования, воюют, по сути, с государством-членом Североатлантического альянса. А если так, становится понятно, почему у Тегерана оказались российские С-300, произведенные в стране, которую в Вашингтоне считают «главной угрозой».
Посмотрите, что происходит: крупнейшая американская военная база на Ближнем Востоке находится в Катаре – а Доха завязала дружбу с Ираном, особенно после того, как Тегеран спас страну от полной блокады саудовцев. И главными партнёрами Дохи в нефтегазовом (базовом) секторе экономики выступают Иран, Китай, Россия… И крупнейшее газовое месторождение в Персидском заливе Катар разрабатывает с Ираном.
Что происходит с союзниками Вашингтона? Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), преданный Вашингтону «союзник против» Ирана, находится в таком разброде, что газопровод из Ирана в Европу, похоже, теперь построят по проекту, поддержанному Россией, через Ирак и Сирию, а не через Саудовскую Аравию и Иорданию, как хотели бы США.
Куда ни кинь, «империя» разваливается на глазах, пишет Global Research, поскольку «происходящий глубокий сдвиг в геополитических союзах подрывает гегемонию США в обширном регионе Ближнего Востока и Центральной Азии так же, как и в Юго-Восточной Азии». Именно поэтому, а не из-за специфического характера нового президента США, стратегия Вашингтона меняется. Суть новой американской стратегии – любыми путями дестабилизировать уплывающий Восток, не жалея чужой крови, и, в частности, ослабить Турцию и Иран путём фрагментации их территориального пространства. И почему бы американцам не начать со смены правительства Катара, который вот уже почти год дружит с Москвой?
В Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), которая является «центральной и связующей» структурой в Азии, приняты Индия и Пакистан; это позволяет говорить, что США пересмотрят отношения и с ними. Данное событие (вступление Индии и Пакистана в ШОС), считает Global Research, означает исторический сдвиг в геополитике и одновременно «удар по Вашингтону, который имел соглашения о торговле и обороне и с Пакистаном, и с Индией».