«Стороны не отвели силы и средства, мы видим их в непосредственной близости вдоль всей линии соприкосновения. Это приводит не только к нарушениям режима прекращения огня (а на прошлой неделе мы зафиксировали 3286 таких нарушений), а и неизбежно приводит к увеличению количества нарушений в будущем. Как подтверждает опыт и как говорят наши предостережения в каждом случае эскалация неизбежна», – заявил первый замглавы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине Александр Хуг на брифинге в Киеве.
А ведь совсем недавно он считал, что наступил момент для завершения конфликта в Донбассе и призывал стороны отвести вооружение, убрать мины и неразорвавшиеся боеприпасы. «Для гражданского населения будет лучшим рождественским подарком, если люди снова смогут пересекать линию соприкосновения без страха, если их дети не будут бояться, и они смогут проводить зиму в тепле», – говорил Хуг две недели назад, надеясь, что «пришло время для того, чтобы военная логика исчезла, и сейчас настало время для гражданской логики, и стороны приняли это». Ошибался. Вместо «гражданской логики» – опять обострение.
Под Марьинкой незаконное вооружённое формирование «Аратта» так называемой Украинской добровольческой армии (структура, созданная «Правым сектором»*) устроило поджог террикона на территории ДНР. Террикон, по свидетельству одного из офицеров ВСУ, загорелся из-за его обстрела «араттовцами» из гранатомёта.
Второй причиной обострения в Донбассе называют ротацию – дескать, украинские вояки, покидающие АТО, не отказывают себе в удовольствии пальнуть по «сепаратистам». Такой себе прощальный салют. Для некоторых в самом прямом смысле – потери ВСУ в последние дни возросли. Оперативные сводки сообщают и о боевых ранениях, и о подрывах на «неизвестных взрывных устройствах». Счёт раненым пошёл на десятки. При этом штаб АТО утверждал, что «огневая активность российско-оккупационных группировок была незначительной», то есть внезапные украинские потери можно объяснить разве что последствиями «дембеля», но по традиции убитых и раненых списали на «российско-оккупационные группировки» (изобрели новое название).
Секретарь СНБО Турчинов, находясь в зоне АТО, отдал приказ: усилить меры «по сохранению жизни и здоровья военнослужащих в условиях постоянных военных провокаций врага». Ничего хорошего это не предвещает. Обычно после таких визитов украинская сторона отличается каким-нибудь «жабьим прыжком» в сторону позиций республик и ожесточёнными обстрелами территорий ДНР и ЛНР. Кроме того, очередное обострение, как и прежде, удивительным образом совпало с приездом в Киев представителей американского руководства – на сей раз примчался спецпредставитель по Украине Курт Волкер. Разбираться в ситуации. Потому-то киевскому режиму срочно потребовалось «включить войну».
Председатель украинского парламента Андрей Парубий традиционно заявил об ожиданиях Украины от США. «Мы считаем, что санкции должны и расширяться, и усиливаться. И конечно, мистер Волкер, мы ждем решения о предоставлении Украине летального оборонного вооружения», – сказал он. Гораздо проще с Волкером говорить о Донбассе, чем о ситуации в Киеве, где радикалы громят суды и захватывают здания, гремят взрывы, а толпа во главе с бывшим президентом Грузии собирается «выносить козлов» из власти.
Перевести внимание американского эмиссара на конфликт в Донбассе («войну с Россией») – этого более всего хотели бы сейчас в Киеве. Оттого-то, возможно, и понадобились «сакральные жертвы» из числа украинских военных. И провокации правосеков. И вояж Турчинова в зону АТО. Всё – для того, чтобы увести внимание Курта Волкера от проблем «Михомайдана» и вконец распоясавшихся бандитов в камуфляже, ввергающих украинскую столицу в состояние полнейшего беспредела.
Соб. корр. Фонда стратегической культуры
*запрещённая в России организация