30 октября бывшему руководителю предвыборного штаба Дональда Трампа Полу Манафорту были предъявлены обвинения в «сговоре, направленном против США» и «действиях в качестве незарегистрированного агента иностранной державы». Манафорт стал первым обвиняемым по делу о «российском вмешательстве» в президентские выборы в США в 2016 году; расследование этого дела возглавляет спецпрокурор Роберт Мюллер.
Ситуация развивалась стремительно: в первой половине дня американские СМИ лишь рассуждали о вероятности судебного разбирательства, а во второй половине дня Манафорту уже предъявили обвинения по двенадцати пунктам. В настоящее время он помещён под домашний арест. Ни сам Манафорт, ни обвинённый вместе с ним его деловой партнер Рик Гейтс ни по одному из двенадцати пунктов обвинения свою вину не признали. В 31-страничном обвинительном заключении значатся также отмывание денег, семь случаев отказа в представлении отчётов о финансовых счетах в иностранных банках и прочее. Подробно описываются предполагаемые преступления Манафорта, в том числе сокрытие миллионов долларов.
Хотя ни Трамп, ни члены его штаба в обвинительном заключении не упомянуты, американские СМИ протягивают нить от Манафорта к президенту. Правда, USA Today замечает, что обвинения не представляют настоящей опасности для Трампа или его внутреннего круга.
Манафорт имеет долгую историю работы с кандидатами в президенты от Республиканской партии. Он привлекался к избирательным кампаниям Джеральда Форда, Рональда Рейгана, Джорджа Буша-старшего и не сумевшего победить на выборах Боба Доула. Поэтому в марте 2016 года он был включён в команду Трампа, а в мае стал главой его избирательного штаба. В августе его освободили от этой работы. Поводом для расставания Трампа с Манафортом стали сообщения в газете The New York Times об участии последнего в 2007-2012 годах в политической поддержке Януковича на Украине, в получении денежного вознаграждения в размере 12,7 млн. долл. и укрывательстве своих доходов от этой деятельности. На таком основании и был сделан вывод, что деятельность Манафорта выгодна России. Сам же Манафорт заявляет, что его вмешательство в украинские события привели к тому, что Украина теперь - часть Европы. «Это была моя роль. Это то, что я сделал. И когда она закончилась, я ушёл», – заявил он в интервью CNN. Манафорт объявился на Украине еще в 2004 году, а в 2006 году он привез туда десятки американских политических консультантов.
В американской экспертной среде существует устойчивое мнение, что выдвижение обвинений против Манафорта – первый акт сценария, разработанного противниками Трампа. Ожидают, что следующим шагом станет шантаж Манафорта с предложением в обмен на поэтапное снятие с него отдельных эпизодов обвинительного заключения предоставить «неопровержимые доказательства» связей избирательного штаба президента Трампа с Москвой. Сплочённая рать противников Трампа полагает это вполне достаточным для запуска процедуры импичмента президента США.
Трамп от угроз отмахнулся, заявив, что прокурору Мюллеру лучше было бы заняться расследованием избирательной кампании Хиллари Клинтон. Вместе с тем становится заметным, что расследование по делу о «российском вмешательстве», как его проводят Роберт Мюллер и несколько комитетов Конгресса США, раздражают Трампа предвзятостью и стремлением любой ценой сфабриковать обвинения против президента.
В день предъявления обвинений Манафорту выяснилось, что бывший советник по внешней политике Трампа Джордж Пападопулос признал себя виновным в том, что он лгал о своих контактах с иностранными официальными лицами, связанными с российским правительством. Пападопулос был арестован ещё в июле и дал ложные показания в ФБР о связях с российскими государственными чиновниками и своих попытках организовать встречу сотрудников избирательного штаба Трампа с представителями правительства РФ. Позднее он отказался от своих показаний, признав, что солгал. Теперь его будут судить за предоставление ложных показаний, но остаются вопросы к ФБР: мог ли Пападопулос давать ложные показания, если Федеральное бюро расследований не оказывало на него давления?
Пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс назвала 30-летнего Пападопулоса «волонтёром в консультативном совете, который встречался один раз с Трампом». Она «не уверена, что президент вспоминает конкретные детали» заседания в отеле Trump International в Вашингтоне, на котором присутствовал Пападопулос. Таков в представлениях ФБР лоббист в пользу российских интересов, слова которого могут быть использованы против президента США. В Конгрессе отношение к поискам «русского следа» в победе Трампа ничуть не серьёзнее.
Однопартийцы Трампа на Капитолийском холме уклонились от вопросов о направленности специального расследования Роберта Мюллера после обнародования обвинений, предъявленных Манафорту. Это тут же насторожило их соперников из Демократической партии, опасающихся, что республиканцы согласятся с Трампом, если тот распустит комиссию специального прокурора. Сенатор Камала Харрис, демократ от Калифорнии, поспешила предложить министерству юстиции предоставить Мюллеру, так сказать, иммунитет и полную власть над этим расследованием. «Если для его [Мюллера. – Ред.] защиты нужен двухпартийный законопроект, я абсолютно поддерживаю это», – заявила она. Пока Белый дом не собирается отстранять специального прокурора. Однако как долго президент США сможет выдерживать не прекращающиеся на него атаки, сказать сложно.