Призрак войны над Корейским полуостровом

Ликвидация КНДР остаётся стратегической целью США

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Внимание экспертного сообщества, пытающегося оценить динамику угроз и рисков на Корейском полуострове, в последние дни было приковано к первому и самому длительному турне президента США Д. Трампа по странам Восточной Азии. Корейская тема была одной из главных в программе его встреч с лидерами Японии, Республики Корея (РК), КНР и других стран.

К своеобразной манере высказываний главы Белого дома, изобилующей противоречивыми и метафорическими утверждениями, наблюдатели уже привыкли. Не стало исключением и данное турне. Разновекторные сигналы, посланные им из различных столиц, не позволяют определить, какую линию действий в отношении КНДР республиканская администрация выбрала на данный момент и есть ли вообще у Белого дома стратегия в этом вопросе. 

Единственным плюсом можно назвать то, что прямых призывов к началу военной операции и угроз уничтожить Северную Корею, которых мир наслушался в последние месяцы, на этот раз из уст Д. Трампа не прозвучало. Однако в ходе встречи с японским премьером С. Абэ 6 ноября американский гость заявил, что эпоха «стратегического терпения» и мягкотелой дипломатии последних 20 лет в отношении Пхеньяна, которая привела к появлению у северокорейцев ядерного оружия, завершилась и США перешли к жёстким действиям.

Днём позже в Сеуле, где его встретили манифестации протеста сторонников мира в Корее и где президент РК Мун Чже Ин неоднократно твёрдо высказывался против военных сценариев разрешения нынешнего кризиса, Д. Трамп выступал в иной тональности и даже призвал лидера Ким Чен Ына сесть за стол переговоров. В Пекине глава США пытался оказать максимальное давление с целью убедить руководство КНР ещё более ужесточить санкции и полностью присоединиться к курсу Вашингтона на формирование непроницаемой экономической блокады против Северной Кореи. Однако, похоже, главной цели – добиться от Пекина молчаливого согласия на военную операцию США против КНДР и невмешательства Китая в вооружённый конфликт – Д. Трампу добиться не удалось.

Выступая в парламенте РК 8 ноября, президент США описал КНДР в самых мрачных красках как ужасную и нетерпимую тиранию, тюрьму для всего народа, а уже 12 ноября в своём «Твиттере» выразил надежду, что сумеет подружиться с Ким Чен Ыном. Реагируя на последнюю ремарку, российский сенатор Алексей Пушков назвал это троллингом.

Анализ заявлений и итогов встреч главы Белого дома, безусловно, важен, но ещё важнее оценка практических шагов возглавляемого им правительства. А здесь ситуация остаётся тревожной. Продолжаются в режиме нон-стоп крупномасштабные совместные американо-южнокорейские манёвры вблизи границ КНДР. В период 11-14 ноября проводятся самые мощные в этом десятилетии военно-морские учения в составе трёх (!) американских авианосных групп, к которым присоединились 7 кораблей ВМС РК.

Настроения общественного мнения, политических кругов в США и Южной Корее резко контрастируют. Если на юге Корейского полуострова, где автор этой статьи на днях побывал, преобладает относительно спокойное состояние с верой общественности в то, что Белый дом в конце концов не решится на военный удар по КНДР, то по другую строну Тихого океана всё иначе. И американские корееведы, и эксперты других стран не на шутку встревожены, насколько серьёзно прорабатываются и открыто обсуждаются в официальных органах США планы военной операции против Пхеньяна.

Достаточно привести ряд алармистских оценок из уст хорошо информированных деятелей. Бывший шеф ЦРУ Джон Бреннан оценивает вероятность войны против Северной Кореи в 20-25%; бывший дипломат, ведущий кореевед в университете Дж. Хопкинса Джоэл Вит – в 40%; президент Совета по международным отношениям при Государственном департаменте США Ричард Хаас – в 50%. 

Ряд авторитетных американских политологов призывают южнокорейскую общественность очнуться от необоснованной умиротворённости и возвысить свой голос против военных планов Пентагона в Корее, пока не поздно.

Большинство аналитиков справедливо оценивают современную военно-политическую ситуацию в Корее как наиболее взрывоопасную со времён «кризиса Пуэбло» 1969 г. или даже после окончания Корейской войны в 1953 г. Фундаментальная причина перманентного конфликта на полуострове хорошо известна – неурегулированность отношений между США и КНДР. Упорное нежелание Вашингтона нормализовать отношения с Пхеньяном, в том числе на пути его дипломатического признания, подвести черту под Корейской войной, заменив хрупкое и архаичное Соглашение о перемирии 1953 года мирным договором или иным более прочным и всеобъемлющим соглашением – убедительное свидетельство того, что на практике стратегической целью США остаётся ликвидация КНДР тем или иным способом. Во всяком случае, именно так воспринимают положение дел в Пхеньяне, где долго пытались найти возможность обеспечить свою безопасность на путях получения международных гарантий, прежде всего, со стороны США.

Десять лет успешно функционировало «Рамочное соглашение» между Вашингтоном и Пхеньяном, заключённое в октябре 1994 г., а после его коллапса в 2002 г. северяне безуспешно пытались найти ему политико-юридическую альтернативу. Корееведы помнят о настойчивых усилиях Пхеньяна получить от американской стороны ответ на следующий вопрос: если гарантии, данные президентом США, действительны только в период деятельности его администрации и легко отменяются пришедшим ему на смену новым главой Белого дома (подобное имело место со сменой администрации Б. Клинтона администрацией Дж. Буша-младшего), то может ли более надёжным гарантом выступить Конгресс США, приняв закон, обязательный не только для действующего, но и последующих президентов? Ответа на этот вопрос Пхеньян не получил. Это стало одной из главных причин, убедивших северокорейцев в том, что в современном «несправедливом» мире единственной надёжной гарантией безопасности служат национальные силы «ядерного сдерживания».

Символическим стартом нынешнего этапа кризиса на Корейском полуострове можно считать начавшуюся в самом начале года публичную полемику между лидерами КНДР И США. Как все помнят, северокорейский руководитель в новогодней речи отметил: «В ответ на все усугубляющуюся ядерно-военную угрозу со стороны империалистов было успешно проведено наше первое испытание водородной бомбы … и на завершающей стадии находится подготовка к испытательному запуску межконтинентальной баллистической ракеты ...»

Трамп, общающийся с миром через «Твиттер», сразу ответил: «Северная Корея заявила, что находится на завершающей стадией разработки ядерного оружия, способного достичь территорий США. Этого не произойдет!» В течение почти целого года такой специфический жанр словесной дуэли, не характерный для глав государств, набирал обороты, выйдя на уровень личных оскорблений и прямых угроз уничтожения оппонента, что шокировало международную аудиторию.

Не осуществились намерения Д. Трампа «встретиться с этим парнем [Ким Чен Ыном. – Ред.] за гамбургером» и нового президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина – совершить свой первый зарубежный визит не в Вашингтон, а в Пхеньян.

В случае с президентом США, похоже, сбываются прогнозы тех американских политологов, которые предсказывали, что «северокорейцы ещё не видели, что такое «враждебная политика США» на самом деле, и Трамп, мол, покажет им настоящую «враждебную политику». Что касается президента Мун Чжэ Ина, в его деятельности не просматривается пока необходимой в этой ситуации решимости сделать практические шаги к нормализации межкорейских отношений. По мнению Пхеньяна, действия Голубого дома (Сеул) и Белого дома так жёстко увязаны, что северяне с трудом могут найти в них какие-либо отличия.

Неопределённость политики США при Дональде Трампе, ставшая притчей во языцех, даёт основания для разных допущений. Иногда кажется, что в Вашингтоне разыгрывается традиционная партия «злого и доброго полицейского». Президент США усердствует в угрозах «испепелить» Северную Корею, а его главные помощники выступают с более примирительными заявлениями: знаменитые «четыре нет» государственного секретаря Р. Тиллерсона; утверждение министра обороны Дж. Мэттиса, что военное решение корейской проблемы, хотя и прорабатывается, но не является приоритетным и др. Типичными для политической практики Вашингтона стали случаи, когда Тиллерсон утверждает, что у США есть канал связи и контакты с Пхеньяном поддерживаются, а Трамп ему тут же советует «не тратить время зря, пытаясь начать переговоры с Маленьким Человеком-ракетой». 

И безусловно тревожит то, что в 2017 году эскалация военной активности с обеих сторон стала беспрецедентной. В совместных американо-южнокорейских манёврах в марте-апреле участвовали 320 тысяч военнослужащих. Сценарий этих учений заключался в отработке оперативного плана 5015, предполагающего вторжение в Северную Корею и ликвидацию её руководства. Данная задача "перекочёвывает" из одних манёвров в другие и в этом году постоянно присутствует почти во всех учениях США: сухопутных сил, ВВС, ВМС. В таких условиях в «успокаивающую» риторику Вашингтона, что, мол, учения исключительно оборонительные и рутинные, Пхеньян, естественно, не верит. Американская система ПРО THAAD, вызвавшая острые возражения со стороны Китая и России и очень неоднозначную реакцию в южнокорейском обществе, продолжает развёртываться на территории РК.

КНДР также сделала немало такого, что всерьёз встревожило международное сообщество. Это, в частности, серия успешных ракетных испытаний, включая два в июле, названных запусками МБР; шестое самое мощное по детонации (до 100 Мт) ядерное испытание 3 сентября, представленное как термоядерное. К тому же и в 2016 году Северная Корея произвела два ядерных испытания и 25 пробных пусков ракет различных типов.

(Окончание следует)

Статьи по теме