Судороги, которые сейчас переживает объединенная Европа, означают, что перемены в ней неизбежны. По обе стороны Атлантики аналитики пытаются предсказать, а ещё точнее – подсказать им нужное направление.
Европейский союз стал самым масштабным проектом глобализации, показавшим возможности открытой экономики для всех – от небольшой Греции до большой Германии. И ЕС действительно много сделал для того, чтобы эта европейская идея жила как можно дольше. Однако маастрихтской сказке пришел конец, и из ЕС на свободу готовится выйти Великобритания, а к списку кандидатов на выход по-разному примерялись уже Греция, Франция, Голландия, Италия, Австрия. И дело тут не только в сотнях тысяч мигрантов, несущих с собой болезни, опустошение социальных фондов, растущую безработицу, семена терроризма. Оказалась сказкой сама идея совместного процветания при «открытых дверях», обещавшая выровнять уровень жизни от Брюсселя до самых до окраин.
Перед конгломератом 28 государств с полумиллиардным населением, стандартизированной системой законов, общим рынком, общей валютой, Шенгенской зоной и правительством в Европейском квартале Брюсселя лежит «камень на распутье», на котором начертаны варианты его вероятного будущего. «Пойдешь направо», предлагает американское издание Stratfor, выберешь светлую перспективу. «По всему миру тема глобализации редко не вызывает сильной поддержки, – уверяют аналитики Stratfor. – Это особенно крайне важно в Европе, там шествие глобализации воспринимается почти как неизбежность. В такой перспективе она не только путь, по которому следует идти, но неумолимое назначение человечества».
Ещё вчера Вашингтон двумя руками проголосовал бы за такую Европу. Для Stratfor «трудно оценить, еще труднее понять возможную альтернативу построения мира». А если так, то и Brexit, и Каталония с их ярко выраженным национализмом просто вызывают недоумение, когда у них перед глазами «моральный и политический компас» Евросоюза – нового глобального общества.
Однако это – Вашингтон до Трампа. Трампу удобнее иметь дело с ЕС, который сочетает признаки международной организации (полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров), и государства (принимает законодательные акты и постановления в сфере правосудия и внутренних дел, вырабатывает единую политику в области безопасности, торговли, сельского хозяйства, рыболовства, регионального развития), но при этом формально не является ни тем ни другим. Ударив по рукам с Брюсселем, Трамп не обязан доказывать каждому члену Евросоюза, что сделка выгодна. И это удобно…
В ЕС, однако, слегка протрезвели из-за неспособности спасти от банкротства даже маленькую Грецию – Брюссель попросту заставил греков урезать зарплаты и пенсии и захлебнуться в долгах. И зазвучали голоса о том, что у «единой Европы» должны быть разные скорости движения вперёд. Так и происходит. За прошлый год долг той же Греции вырос на 5 миллиардов евро и достиг 326,358 миллиарда. Из них 254,751 миллиарда – это еврокредиты, проценты по которым составили 5,587 миллиарда евро. При такой помощи от Брюсселя ВВП Греции сократился на четверть. Стремление стран-членов ЕС ослабить зависимость от брюссельской бюрократии растёт на глазах, и это рано или поздно отразится на самой доктрине надгосударственного образования. Однако вернёмся к «камню».
«Пойти направо» – вполне реально для ЕС. Опыт Китая, который, никому не навязывая коммунистическую идею и готов своим хорошо оплаченным «поясом и путём» опоясать полмира, у всех перед глазами. При этом сочетание разных национальных интересов в одном проекте обеспечивается железным аргументом – выгодой. Она опирается на коммерческий расчёт, но никому не заламывает руки необходимостью единого правительства, «структурных реформ», общей внешней политики, урезания социальных выплат или «гармонизации» налогов. И это как раз не устраивает аналитиков из США: «Национальное государство твердо сохраняет единство политической и социальной организации… и в Азии наблюдается очень слабое движение к созданию наднационального зонтика наподобие Европейского союза», – констатирует Stratfor. От себя добавлю: как раз потому, что кризис вывел наружу противоречия евроинтеграции, прятавшей деградацию менее развитых экономик ЕС за показателями роста крупных экономик.
Собственно, «пойти прямо» предлагают в Париже и Брюсселе. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер выдвинул целую программу мер по укреплению ЕС, включая новое соглашение о свободной торговле, учреждение поста министра финансов ЕС, переход на цифровые технологии и уменьшение выбросов углекислого газа, создание агентства по кибербезопасности, создание собственных вооружённых сил, открытие доступа в Евросоюз Западным Балканам. Разброс предложений широк, но каждое из них только добавляет власти бюрократам в Брюсселе.
Стал одним из главных проповедников обновления Евросоюза и новый президент Франции Эмманюэль Макрон, считающий, что ЕС слишком медленно реагирует на вызовы времени и требуется его обновить, введя охрану границ, единые иммиграционные власти, европейскую прокуратуру для борьбы с терроризмом, европейские силы вторжения и европейские органы социальной защиты граждан. И как вишенка на торте – уменьшить количество еврокомиссаров с 28 до 15. Как видим, Юнкер и Макрон идут не только в одном направлении, но и в ногу. Тем более что оба считают необходимым создание европейского фонда социальной защиты и уменьшение разницы в минимальной оплате труда по всему континенту.
При этом даже неспециалисту понятно, что изменения Юнкера в экономике, охране окружающей среды, обороне и внешней политике в ближайшем будущем невозможны, поскольку для начала надо уговорить всех членов Евросоюза «подправить» Маастрихтский договор. А появления министра финансов ЕС и расширение зоны евро на всю остальную территорию ЕС – и вовсе ждать не стоит. Так куда же клонит европейцев «ветер неизбежных перемен»?
Как считает канадское издание Global Research, их влечёт к Европе тоталитарной. «Потихоньку, незаметно для населения Еврокомиссия идет вперед к созданию в Евросоюзе первой полностью работающей модели централизованной наднациональной власти», – считает издание. Это предполагает единую монетарную политику, а также армию, полицию, разведывательные органы, управляемые из Брюсселя. Вот вам и супергосударство. Его ключевым институтом станет Европейское казначейство, которое будет контролировать сбор налогов во всех странах союза и начнёт действовать, по словам председателя Евросовета Дональда Туска, с июня 2018 года…
Похоже, именно этой дорогой и двинется Старый Свет. Если, конечно, рычаги управления европейскими государствами останутся в руках брюссельских бюрократов.