Признание Вашингтоном Иерусалима столицей Израиля высветило подлинный подход США к проблемам арабо-израильского урегулирования. Теперь Америку, по мнению руководства Палестинской администрации, можно считать выключенной из переговорного процесса, тем более с учётом вето США в Совете Безопасности ООН на проект резолюции Египта, признававший решение Д. Трампа по Иерусалиму недействительным и не имеющим юридической силы. В то же время громкая и вроде бы единодушная позиция аравийских нефтяных монархий, осуждающих решение Вашингтона, не приведёт к повторению нефтяного эмбарго против США и других стран Запада, поддерживающих Израиль, как это было в 1973 году.
Такие оценки прозвучали на международной конференции, состоявшейся 19 декабря в Москве.
Начиная с 1948 года, когда впервые обозначился «курс Тель-Авива на аннексию арабских территорий и препятствование созданию полноценного, дееспособного палестинского государства, США никогда не были добросовестным посредником в палестино-израильском конфликте», отметил в ходе конференции Набиль Шаат, советник президента Государства Палестина. Схожую точку зрения высказал посол Государства Палестина в Российской Федерации Абдельхафиз Нофаль. А член исполкома ООП Салех Раафат подчеркнул, что Палестинская администрация обратится в суд ООН, если международные усилия по деоккупации палестинских территорий будут Вашингтоном и Тель-Авивом торпедированы.
13 декабря на чрезвычайном заседании в Стамбуле Организации исламского сотрудничества (ОИС) глава Палестинской администрации Махмуд Аббас заявил, что руководство Палестины «намерено отказаться от всех соглашений с Израилем, если положение дел по Иерусалиму не изменится». В то же время М. Аббас отметил, что диалог с Израилем, в принципе, возможен, если Тель-Авив проявит готовность выполнять соответствующие решения ООН и двухсторонние договорённости. Одновременно Организация освобождения Палестины (ООП), возглавляемая М. Аббасом, выступила против возобновлённых ХАМАС ракетных обстрелов Израиля, «способных лишь усугубить сложившуюся ситуацию». Такая позиция палестинской стороны обусловлена и тем, что главы государств и правительств стран-участниц ОИС, несмотря на свои антиамериканские заявления, обходят молчанием возможность временного отзыва послов или торговых представителей из США. В то же время Организация исламской конференции, в которую входит 57 государств, призвала «воздержаться от поддержки решения США» и объявила Восточный Иерусалим «столицей Государства Палестина». Страны-члены ОИС обратились с призывом ко всем остальным странам «признать Государство Палестина, а Восточный Иерусалим – его оккупированной столицей».
Однако Набиль Шаат в ходе беседы с автором подчеркнул, что «повторение ситуации 1973 года, когда все арабские страны – крупные экспортёры нефти ввели эмбарго на её поставки странам, поддержавшим Израиль, сегодня вряд ли возможно. Такого единства, как в 1973-м, нет». В 1973 году сработал и другой фактор, с точки зрения международного соотношения сил чрезвычайно важный, – позицию арабов в конфликте поддержала советская сверхдержава.
В кулуарах состоявшейся в Москве конференции представители Палестины сетовали на то, что палестинская сторона чересчур доверяла посредничеству США, забыв о роли Вашингтона в военно-политическом, а затем и в экономическом закреплении Израиля на территориях, оккупированных израильтянами в 1949 и 1967 годах. Эта политика США «стала резко активизироваться с конца 1980-х – по мере ослабления, а затем распада СССР. Россия же в 90-е годы фактически отказалась от активной, точнее от равноправной, с Соединёнными Штатами роли в арабо-израильском урегулировании». Возникшую нишу в переговорном процессе, пояснил автору член исполкома ООП Абу Лейла, заполнили американцы и израильтяне. Сейчас Россия играет на Ближнем Востоке всё более важную роль и её посредничество в диалоге палестинцев с Израилем, считают в руководстве Палестинской администрации, «вполне возможно и целесообразно». По мнению посла Палестины в России А. Нофаля, «успеху такой посреднической роли России и в целом диалогу Палестины с Тель-Авивом должны способствовать активные политические и экономические взаимоотношения РФ и Израиля».
А сейчас израильский премьер Биньямин Нетаньяху, выступая в роли победителя, благодарит Соединённые Штаты за применение вето в Совете Безопасности ООН: «Спасибо, постпред Хейли. Во время Хануки вы говорили как настоящий Маккавей, вы подожгли свечу правды и рассеяли тьму. Один победил многих. Правда победила ложь. Спасибо вам, президент Трамп, спасибо, Никки Хейли». Сама Хейли объяснила американское вето интересами «защиты суверенитета США в ближневосточном мирном процессе», а заодно назвала Организацию Объединённых Наций «центром враждебного отношения к самой прочной демократии на Ближнем Востоке, предвзятого отношения к Израилю».
По мнению советника президента Государства Палестина Набиля Шаата, решение Трампа по Иерусалиму может быть связано и с планами развития израильской нефтепроводной сети, значительная часть которой размещается на оккупированных территориях. Составная часть этих планов – проект нефтепровода от израильского порта Эйлат на Красном море до нефтеперерабатывающего завода близ средиземноморского порта Хайфа и далее в оккупированную с 1949 года Галилею. А пройдёт эта артерия через Иерусалим или вблизи него.
Что же касается российского участия в урегулировании конфликта, заместитель постпреда РФ в ООН Владимир Сафронков заявил, что «Россия готова стать честным посредником в палестино-израильском урегулировании». Он также подтвердил готовность российской стороны организовать встречу Махмуда Аббаса и Биньямина Нетаньяху.