Высокие технологии готовятся взять очередной барьер и предложить пользователям пятое поколение беспроводной широкополосной связи (5G technology), обещающей передачу от одного до десяти гигабайтов в секунду. При этом ужесточаемые санкции США в отношении других государств всё больше побуждают эти государства вкладываться в собственные «кремниевые долины». А перетекание деловой активности из Евро-Атлантического в Азиатско-Тихоокеанский регион соблазняет денежные мешки и головы айтишников.
Если мировая экономика будет расти в 2018 и 2019 годах на 3,9 процента, говорится в новом докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и рост мирового ВВП ожидается в тех же пределах, то в США ожидается рост ВВП только на 2,9 процента в текущем и настолько же в будущем году. Великобритания осилит лишь 1,3 процента роста в этом году и 1,1 процента в следующем. Трудно им тягаться с китайцами, которые в 2018 году готовы поднять ВВП на 6,8 процента. Или с индийцами с их прогнозом в 7,2 (2018) и 7,5 (2019) процента роста.
С начала 2018 года, пишет RT, удалось «переманить значительную часть иностранных инвесторов» в экономику стран АТР. Это объяснимо: «Малайзийский ринггит подорожал до максимума с июля 2015 года и поднялся до отметки 3,8 ринггита за 1 доллар. Колумбийский песо повторил рекорд июня 2015 года в 2,8 песо, тайский бат укрепился до максимума 31,3 бата, а китайский юань подорожал до уровня июля 2015 года – 6,27 юаня за 1 доллар». И ринггит, и песо, и бат, и юань стали расти не только потому, что доллар падает, но и из-за всеобщего перетекания капиталов в экономику развивающихся стран. Вслед за капиталом «перетекают» разработчики новых технологий в сфере информатики и коммуникаций, в том числе разработчики пятого поколения мобильной связи.
Если ещё вчера ведущими силами на мировом рынке 5G были Qualcomm, Verizon Fios), Broadcom Corporation, AT&T Inc. и Cisco Systems, Inc – все из США, то сегодня их подпирают китайская Huawei Technologies Co. Ltd., финская Nokia Networks, японская NEC Corporation и российская МТС. А на минувшей неделе выбросила козыри на стол ещё одна японская телекоммуникационная компания, она же оператор мобильной связи и лидер по инвестициям в технологические разработки – KDDI. Её козыри потянули на 186 миллионов долларов, которые пойдут только на запуск разработок по технологии 5G, не считая средств, затрачиваемых этой компанией на развитие Интернета и искусственного интеллекта.
Президент компании KDDI Макото Такахаши (Makoto Takahashi) считает: «Мы создадим сервисы, предложив разным бизнесам использовать нашу платформу». Это означает, что у американских «облачных» платформ Amazon Web Services (AWS), Microsoft Azure, Google Cloud Platform, позволяющих пользователям хранить в этих американских «облаках» огромные массивы информации и управлять ими за символическую плату (Amazon – 3 доллара за гигабайт, а AWS – только 3 цента), появился конкурент почище Rakuten, Inc., ставшего самым «крутым» сайтом электронной коммерции в Японии и одним из крупнейших в мире, работающего во Франции, Бразилии, Германии, Великобритании, Испании и Канаде. «KDDI превосходит Rakuten в доступе к клиентам, – считает Макото Такахаши. – Мы выйдем на рынок с 5G technology до того, как Rakuten будет способен это сделать».
Мобильные телефоны и коммуникационные сервисы на наших глазах превращаются в гигантские наднациональные системы управления информацией в режиме реального времени, открывающие широчайшие возможности. Потребность во всё более высокой скорости передачи информации, расширение покрытия сети, рост необходимости мобильной передачи данных, быстро растущая потребность в коммуникации типа «машина – машина» и широкополосной связи через мобильную сеть делают 5G technology единственным ответом на все эти вызовы. KDDI готова предложить ответ уже к 2020 году.
По данным NBC, к этому времени рынок 5G технологии достигнет 73 миллионов долларов с ростом совокупного среднегодового дохода в 21 процент. Федеральная комиссия по связи США, оценивая потребность в 5G, хотя и считает, что доля североамериканского рынка сегодня самая большая мире, но подчёркивает, что Азиатско-Тихоокеанский регион будет расти быстрее: «Причина этого связана с гораздо большей базой потребителей и непрекращающимися инициативами в развитии технологии 5G».
Американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor подтверждает, что технологии 5G «увеличат эффективность усилий по созданию… продвинутых технологий к 2020 году… И Китай будет прилагать здесь гораздо большие усилия. Соединённые Штаты должны рассмотреть различные меры предосторожности, чтобы не дать Китаю получить слишком большие преимущества в гонке по созданию 5G. Гонка действительно началась. Китай, США, Южная Корея и горсточка других телекоммуникационных компаний засучивают рукава для создания, испытания и применения технологии, которая будет двигать экономику…».
5G объединит многие технологические инновации и определит лидеров в области информации и экономики на предстоящие несколько десятилетий. Она обеспечит новыми возможностями торговлю и финансы в Интернете, автономную робототехнику в сельском хозяйстве и промышленности, умную систему прикладных компьютерных программ, создание автономных автомобилей и дронов. И – создаст новые риски в сфере национальной безопасности, предупреждает европейское агентство ENISA: «У нас сейчас нет достаточной защиты, чтобы быть уверенными в том, что новые электронные сети будут безопасны. Уже существующая 4G мобильная связь достаточно уязвима для хакерских атак. Как только станет доступна 5G, появится гораздо больше охотников за большими данными, использующими новые возможности Интернета…»
Китай уже стал лидером в беспроводной связи благодаря своим компаниям Huawei и ZTE, с которыми могут тягаться в мире только южнокорейский Samsung, финская Nokia и шведский Ericsson. И именно Huawei, считают в Вашингтоне, будет лидером в гонке на приз 5G. Считают и боятся, потому что оборудование этой китайской компании используется в американской сети. А смещение «инновационной машины» из США в Азию окрасит новую электронную технологию человечества в другие краски. Китайские или японские?