«Мы рекомендовали начать переговоры, через две недели Совет ЕС примет такое решение» – так Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам Федерика Могерини прокомментировала 17 июня сообщение о достижении министрами иностранных дел Греции и Македонии соглашения о переименовании бывшей югославской республики. Речь идёт о переговорах о вступлении Македонии в ЕС. Ещё более оптимистичен был премьер-министр Греции Алексис Ципрас: «Сегодня мы выполняем наш патриотический долг, мы делаем исторический шаг, чтобы залечить раны прошлого и открыть путь к сотрудничеству для наших стран».
Соглашение о переименовании Македонии в Республику Северная Македония греческий министр иностранных дел Греции Никос Кодзиас и его македонский коллега Никола Димитров подписали в греческой деревне Псарадес на стыке границ Греции, Македонии и Албании в районе Преспанского озера. Глава греческого внешнеполитического ведомства в ходе недавнего визита в Россию охарактеризовал достигнутое соглашение о переименовании Македонии как «достаточно хорошее и сбалансированное». «Урегулирование этого вопроса отвечает национальным интересам как Северной Македонии, так и Греции. Эта проблема формально существует последние 20 лет, а в реальности – уже 75», – заявил министр.
На церемонии подписания соглашения, помимо Федерики Могерини, присутствовали посредник ООН в урегулировании спора между Афинами и Скопье, американский дипломат Мэтью Нимиц, заместитель Генсека ООН по политическим вопросам Ромари Ди Карло и комиссар ЕС по европейской политике соседства и вопросам расширения Йоханнес Хан. Греция взяла обязательство в случае окончательного принятия нового названия снять свои возражения против вступления Македонии в ЕС и НАТО. Ещё в 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте Македонии было обещано автоматическое приглашение в Североатлантический альянс после того, как Скопье и Афины урегулируют разногласия о названии бывшей югославской республики. 12 июня сего года генсек НАТО Йенс Столтенберг подтвердил, что обещание остаётся в силе.
«Мы несем историческую ответственность за то, что это соглашение не будет отложено, и я уверен, что мы с этим справимся» – так прокомментировал событие Алексис Ципрас на совместном с Зораном Заевым официальном мероприятии на берегу Преспанского озера. «Наши страны должны отвернуться от прошлого и смотреть в будущее. У нас достаточно смелости, чтобы сделать шаг вперед», – отметил со своей стороны Заев. На пресс-конференции 12 июня македонский премьер подчеркнул: «Мы настроены на европейскую перспективу, мы решаем многолетний спор и выводим страну из изоляции». В тот же день ему заочно ответил Алексис Ципрас. По его словам, основной смысл двустороннего соглашения заключается в том, что отныне «северный сосед» не сможет претендовать на какую-либо связь с древней культурой греческой Македонии.
Даже если оставить в стороне недвусмысленные обвинения в экспансионизме, вновь прозвучавшие в Афинах по отношению к Скопье, все эти заявления выдавались явно авансом. Отсюда сдержанная позиция России по данному вопросу. Как заявил 13 июня Сергей Лавров после переговоров со своим греческим коллегой, Москва в целом поддерживает соглашение между Скопье и Афинами, но при условии, что оно получит необходимую поддержку в обеих странах – «без вмешательства извне, без установления искусственных сроков и условий».
А с поддержкой соглашения о смене названия Македонии и в ней самой, и в Греции остаются серьёзные проблемы. И там, и там немало противников топонимических комбинаций. Многие македонцы рассматривают достигнутое соглашение как грубое нарушение конституции и капитуляцию перед Грецией; в греческом парламенте указывают на то, что в новом названии бывшей югославской республики по-прежнему присутствует термин «Македония», повторяющий название одноименной провинции в Северной Греции. Лидер крупнейшей греческой оппозиционной партии «Новая демократия» Кириакос Мицотакис пригрозил правительству Алексиса Ципраса вотумом недоверия. Подверг соглашение критике и лидер партии «Независимые греки» Панос Камменос; эта партия входит в правящую коалицию с партией СИРИЗА Алексиса Ципраса.
А главное – среди противников соглашения оказался президент Македонии Георге Иванов. В телевизионном обращении он заявил, что заключение с Грецией договора о переименовании страны является личным решением премьера Зорана Заева и министра иностранных дел Никола Димитрова, и пообещал, что не поставит свою подпись под соглашением.
20 июня парламент Македонии ратифицировал соглашение Ципрас – Заев о переименовании страны. Однако президент Георге Иванов считает, что это противоречит Конституции Македонии, её законам и наносит стране ущерб. «Моя позиция окончательная, и я не буду поддаваться никакому давлению, шантажу или угрозам. Я не поддержу и не подпишу такое вредоносное соглашение». Позиция президента отражает мнение его единомышленников из партии «Внутренняя македонская революционная организация – Демократическая партия за македонское национальное единство» (ВМРО-ДПМНЕ), выступающей против уступок Греции. И возможное вступление Македонии в Евросоюз и НАТО не может быть оправданием для заключения подобного договора. «Для Республики Македония всё свято», – заявил Георге Иванов.
Согласно Конституции Македонии, президент наделён правом вето на решения, принимаемые правительством, что заводит в тупик реализацию соглашения Ципрас – Заев. Кроме того, статья 87 конституции возлагает на президента обязанность следить за соблюдением Основного закона Македонии. Это даёт президенту полномочия воспрепятствовать передаче утверждённого парламентом соглашения на общенациональный референдум.
Внутриполитическую напряжённость в Македонии усиливает албанский фактор. Лидеры македонских албанцев, составляющих, по разным оценкам, от четверти до трети населения страны, хотят, чтобы Македония получила македонско-албанское название «Республика Македония – Иллирида» и преобразовалась в «славяно-македонскую конфедерацию». В случае отказа от такого плана албанские лидеры грозят выходом из состава Македонии по косовскому сценарию и самостоятельным вступлением в ЕС и НАТО.
Албанские радикалы встретили соглашение Ципрас – Заев подчёркнуто спокойно. Внимательно отслеживая ситуацию, они готовятся поддержать в нужный момент либо одну, либо другую сторону, чтобы в обстановке дестабилизации Македонии добиться преобразования двустороннего греко-македонского соглашения в трёхсторонний греко-македонско-албанский пакт.
Под действием албанского фактора запущенная Алексисом Ципрасом и Зораном Заевым процедура смены названия Македонии может похоронить македонскую государственность в её нынешнем виде.
Фото: The National