В химерическом мире новых «героев Украины», пантеон которых собран в разделе «Люди свободы» на сайте Украинского института национальной памяти (УИНП), четвёртым по списку значится Вильгельм Франц Габсбург-Лотарингский, выступающий также под именем Василя Вышиваного. Приводится там и послужной список «борца за свободу украинцев»: служил в полку уланов, «формировавшемся преимущественно из украинцев»; был депутатом парламента Австро-Венгрии, где «лоббировал автономию для украинских земель в составе империи»; в 1918 году «командовал легионом Украинских сечевых стрельцов на Херсонщине», в 1919 г. «возглавлял отдел заграничных связей Генштаба армии УНР, через год подал в отставку в знак протеста против военной помощи Польши Украине в обмен на Галицию». В 1947 г. в советской зоне оккупации Вены был «арестован контрразведкой Союза по обвинению в сотрудничестве с ОУН и западными разведками».
Плашка с сайта Украинского института национальной памяти
На самом же деле никакой «автономии украинских земель» этот Вильгельм Франц в парламенте Австро-Венгрии не лоббировал, а что касается «легиона» в составе австрийских оккупационных войск, то эти два с половиной батальона («легион») занимались на Украине выколачиванием продовольствия из населения, расстреливая тех, кто сопротивлялся. «Полковник Василь Вышиваный» стал последним командиром «сечевых стрельцов»: при нём история этого «сомнительного элемента» (такая квалификация была дана австрийским командованием) закончилась. Однако сама по себе история претендента на корону Украины занятна и поучительна.
Начиналась она, подобно сказке. В райском уголке, на берегу Адриатического моря, близ Пулы (теперь Хорватия, а тогда Австрийское Приморье), во княжеском дворце родились пятеро деток. Старший из них, Карл Альбрехт, хотя и родился австрийцем, вскоре ощутил себя поляком, а в перспективе польским королём. Он вступил добровольцем в Войско Польское, дослужился до полковника. Правда, надежды на польскую корону не сбылись: Польша стала республикой во главе с «начальником государства» (диктатором), а потом президентом, но никак не королём. Карл Альбрехт успокоился на положении помещика (имение Живец), но идиллии помешали немцы, вторгнувшись в 1939 году в Польшу. Тут эрцгерцог опять заявил о своей польской национальности и отказался подписывать фолькслист (что-то вроде удостоверения о расовой «чистоте происхождения»). Был заключен в тюрьму, содержался в трудовом лагере, после освобождения перебрался в Краков, а оттуда в 1946 году, тяжело больной, был перевезен женой в Швецию. Зачем так подробно о нём? Да затем, что младший его братец Вильгельм Франц, он же Василь Вышиваный, приложил руку к его судьбе.
Эрцгерцог Карл Альбрехт, брат Василя Вышиваного, «поляк» с прицелом на титул короля Речи Посполитой
Этот« Василь» тоже отрёкся от австрийских корней. Поначалу он глубоко прочувствовал себя… евреем, причём с прицелом на звание царя иудейского. Составил проект Израильской державы и передал его во Всемирную сионистскую организацию по случаю проведения в Вене в 1913 году, где Вильгельм Франц тогда жил, Третьего конгресса сионистов. Проект был безумный: Габсбурги не были евреями, а Палестина принадлежала Османской империи и в троне царя Соломона будущему Василю было отказано.
Вильгельм Франц (справа) с митрополитом-униатом Андреем Шептицким, вдохновителем украинской авантюры Габсбургов
Тогда Вилли снова переосмыслил свою национальность, почувствовав себя на сей раз украинцем. Это было реалистичнее, ибо отвечало планам Австро-Венгрии по расчленению России путём отрыва от неё юго-западной её части и создания там марионеточного «королевства Украина». Действовал хорошо проработанный план австрийского Генштаба.
После того как 18 августа 1914 года русскими войсками был взят Львов, ставший на период с сентября 1914 по июль 1915 года центром Галицийского военного генерал-губернаторства России, сотрудниками начальника жандармского управления полковника А. В. Мезенцева в одном из зданий при соборе святого Юра был обнаружен тайник, а в нём – документы, в том числе протокол секретного соглашения между униатским митрополитом Андреем Шептицким и австро-венгерским правительством о присоединении Украины к Австро-Венгрии.
В этом соглашении, в высшей степени примечательном, говорилось: «Как только победоносная австрийская армия вступит на территорию российской Украины, нам придется решать тройную задачу – военную, правовую и церковную…
I. Военная организация. Она должна базироваться на традициях запорожских казаков… Один из самых способных военачальников нашей армии после одной из побед может быть назначен нашим императором (т. е. Францем Иосифом) – гетманом Украины [чуть позже переиначили – королём Украины, определив на эту должность Вильгельма Франца Габсбург-Лотарингского, тогда же переименованного в Василя Вышиваного. – П.С.].
II. Правовая организация. Под грохот орудий населению необходимо точно объяснить, что российское законодательство было к нему несправедливым и угнетало его…
III. Церковная организация. Она должна иметь ту же цель: отделить украинскую церковь от русской. Необходимо издать целый ряд церковных декретов (например: украинская церковь отделяется из подчинения Петроградского Синода и т. д.). Все эти декреты должны исходить от митрополита Галича и всей Украины» (т. е. упомянутого Андрея Шептицкого)».
Данный документ хранится в Государственном историческом архиве Украины (Ф. 365. оп. 1. ед. хр. 997. л. 60а-60б), давно введён в научный оборот и не представляет никакой сенсации. Однако ныне утаивается – в свете создания новых образов «людей Свободы, героев Украины».
Василь Вышиваный – ультраукраинец: кожух, украинская сорочка и стихи на мове за пазухой
«Короля Васю» начали широко популяризировать. Австрийские дизайнеры от политики принарядили Вильгельма Франца в вышиванку (как любил фотографироваться Иван Франко), в кожух (как снимался на фото Тарас Шевченко) и сделали из него ультраукраинца. Эту фотографию впервые опубликовал 4 февраля 1917 года «Вестник Союза освобождения Украины» – политической организации, созданной министерством иностранных дел Австро-Венгрии.
Вскоре Юго-Западная Россия была наводнена открытками с изображением «короля», его портрет тиражировался на спичечных коробках и другой «сувенирной продукции». Но… император Франц-Иосиф незадолго перед тем (21 ноября 1916 г.) скончался, а его преемник Карл I не пользовался в Берлине авторитетом. К тому же у немцев был свой проект «Украинской державы» во главе с гетманом Павлом Скоропадским. Поэтому эрцгерцога загнали в уездный Александровск (ныне Запорожье) на должность начальника оккупационного гарнизона.
Вильгельм Габсбург (на фото – крайний справа) без вышиваночного маскарада - так выглядели оккупационные австрийские войска, выкачивавшие с Украины продовольствие в 1918 году
Однако присутствие «короля» на территории, подведомственной Скоропадскому, страшно раздражало последнего. С подачи Скоропадского немцы сделали представление австрийцам, и те убрали «короля Васю» на Буковину, с глаз подальше.
Когда же Гражданская война в России была далеко позади, Вильгельм Франц оказался в Париже, где прожил 10 лет. Американский его биограф, профессор Йельского университета Тимоти Снайдер в книге «Красный князь» подробно описывает этот период его жизни. Источником сведений для него послужили архивы французской полиции, где красочно описываются колоритные похождения «украинского короля» по гомосексуальным борделям. «Вильгельм всегда любил мужчин – возможно, ещё в школе, вероятно, в окопах и без сомнения – в случае со своим секретарем и камердинером», – пишет историк из США.
«Король Вася», который в Париже стал Робером, не был рядовым педерастом: порой он ощущал себя женщиной и, становясь трансвеститом, скидывал вышиванку, переодеваясь в дамское платье. Такая жизнь требовала денег, и к исходу парижской жизни Вильгельм Франц наделал долгов на 94 тысячи долларов и 2 тысячи 100 английских фунтов, что по подсчётам Тимоти Снайдера сегодня составило бы более полутора миллионов долларов. Поводом пристального внимания французской полиции к «королю» стали финансовые махинации эрцгерцога. Пускаясь во все тяжкие, он принялся собирать деньги на «реставрацию Габсбургов» и возвращение себе короны «короля Украины». Многие велись на эту авантюру, но кончилось это для «короля» плохо. Было следствие, был суд, на котором выступил известный украинский писатель и журналист, редактор газеты «Діло» и её парижский корреспондент В.Л. Панейко, осветивший «украинский вопрос»: «Эрцгерцог сам не верил в своё „украинское будущее“. Но он продолжал втирать очки наивным людям, стараясь извлечь из этого материальную выгоду».
В форме петлюровского полковника. Ещё одна роль Вильгельма Франца Габсбурга
Вильгельму Францу, однако, удалось бежать, и приговор (5 лет тюрьмы) французский суд вынес ему заочно. Поправила его дела Вторая мировая война, когда он, не будь дурак, потребовал компенсации убытков от конфискации имения брата (тот, напомним, объявив себя «поляком», угодил в гитлеровский лагерь). Требование было удовлетворено, и признанный «настоящим немцем» Вильгельм Франц получил весной 1941 года от гитлеровского правительства «наследство» в размере 300 тысяч марок (теперь это 9 миллионов долларов). На эти деньги принц-оборотень приобрёл лакокрасочный завод, поставлявший краску для вермахта, но притязания Вильгельма Франца на «украинскую корону» гитлеровское руководство отклонило, имея свои планы устройства «декоммунизированной» Украины.
В последний раз Вильгельм-Вася поднял «украинскую тему» уже после войны. СМЕРШ, как в своё время французская полиция, два года терпеливо наблюдал за деятельностью принца, завязывавшего связи с ОУН и французской разведкой. Арестовать «короля» было решено, когда он организовал встречу французского капитана Полисье и бандеровского проводника Мирослава Прокопа. Самолётом, из иллюминатора которого несостоявшийся король впервые в жизни увидел «мать городов русских», его доставили в Киев и поместили в Лукьяновскую тюрьму. «Пытать» его, о чём пишут сейчас украинские «историки», нужды не было. Вильгельм Франц «кололся» легко и охотно отвечал на все вопросы. По смыслу его свидетельств можно понять, что он познакомился с «Павлом Валюхом» (Павлом Судоплатовым) и свёл того с Коновальцем. «Тогда Судоплатов и передал в „подарок“ Коновальцу коробку конфет, в которых была взрывчатка, убившая Евгения Коновальца», – считает Марко Симкин, ещё один исследователь бурной жизни Вильгельма Франца Габсбурга.
Путь авантюриста: от эрцгерцога до узника Лукьяновской тюрьмы
Допросы продолжались около года. 25 мая 1948 года Особое совещание приговорило Вильгельма Франца Габсбурга к 25 годам заключения. Ожидая отправки в лагерь, он умер от туберкулёза в тюремной камере. Теперь в выхолощенном от неудобных деталей виде он представлен в новой украинской идеологии как «борец за свободу», «украинец по собственному выбору», «верный Украине до последнего вздоха».
Современная открытка с портретом «украинского короля» Василя Вышиваного, созданная по австрийскому образцу столетней давности
Всю жизнь Вильгельма-Василя, писал Василий Панейко, окружали политические авантюристы и просто мошенники; днём – княжеская парижская шушера, ночью – «худшая сволочь больших портов и городов». Теперь во мраке ночи разума, опустившейся на Украину, вокруг образа этого Габсбурга снова сплотилась «худшая сволочь».